Политика

Виктор Степанюк: «Основная причина беспорядков в Белоруссии - желание переделить собственность»

02.09.2020, 11:41
{Виктор Степанюк: «Основная причина беспорядков в Белоруссии - желание переделить собственность»} Молдавские Ведомости

Республики бывшего Союза лихорадит. В августе очередь дошла до Белоруссии, где произошли массовые волнения после президентских выборов, на которых с огромным отрывом победил Александр Лукашенко.     

Что происходит в стране, с которой у Молдовы давние дружественные политические, экономические и культурные связи? Почему столь жестко отреагировали на события в Белоруссии Евросоюз и США? Какова реакция Кремля? Насколько события в Минске и других белорусских городах могут повлиять на ситуацию в нашей стране? Размышлениями с «Молдавскими ведомостями» поделился доктор исторических наук, политолог, экс-вице-премьер Виктор Степанюк.

- В Молдове одни называют Лукашенко последним диктатором в Европе, препятствующим развитию демократии. Другие сожалеют о том, что у нас нет такой сильной личности. На своей странице в социальных сетях вы написали:  «С точки зрения идеалов демократии Лукашенко больший демократ, чем демократы и либералы». Почему?

- Там же я написал, что основным вопросом любой социальной революции является вопрос о собственности. После Лукашенко собственность Белоруссии, очевидно, раздадут и разворуют под контролем умников из МВФ и ВБ, если к власти придут либералы или солидарная с их идеями оппозиция. Нынешнее крупное конкурентоспособное производство будет раздавлено или разобрано иностранными компаниями.

В то же время хотел бы отметить, что Лукашенко за многолетний период своего правления страной не решился создать народные, кооперативные предприятия, чтобы рабочие коллективы стали собственниками своих заводов и фабрик. И в этом, по моему мнению, одна из его ошибок.

Лукашенко, безусловно, останется в истории Белоруссии. Будучи антиреспубликанцем и  авторитарным правителем, он в сложнейшее  время обеспечил экономическое процветание страны и большинства белорусского народа на некоторых принципах социального государства. Маловероятно, что следующая власть сможет дать процветание большинству белорусов.

С точки зрения идеалов демократии и формальной логики Лукашенко больший демократ, чем демократы и либералы, которые доведут страну до разорения и отдадут собственность олигархии. Конечно, политики, в том числе авторитарные, мудрые, добрые, незаменимые должны учиться. В том числе знать закон о циркуляции элит, готовить кадры и вовремя уходить. Необязательно ждать  революций, чтобы читать работы Парето, Моски, Макиавелли, Маркса, Прудона, Шарпа и т.д..

В протесты вовлечены две главные силы 

- Что и кто стоит за протестами в Минске и других крупных городах Белоруссии?

- Две главные силы. С одной стороны, протесты организованы реальной оппозицией, была начиная ес 90-х. С другой стороны, есть оппозиция прозападная, проевропейская, которая поддерживается ЕС и США. У Лукашенко оппонентов хватает, нередко он сам давал поводы к недовольству.

Есть часть оппозиционеров-государственников: это представители национальной буржуазии, ратующие за развитие капитализма, желающие крупной частной собственности. Они хотят стать хозяевами и на политическом поле.

Другая часть – идеологические сторонники Белорусской Народной республики, существовавшей в 1917-1918 годах, их еще называют националистами. Они склоняются к другой модели развития, выступая в защиту национальной культуры и языка, против использования русского языка и т.д..

Есть еще небольшой отряд левоцентристских сил -  две коммунистические, несколько социал-демократических партий и ряд других. Эти люди считают Лукашенко авторитарным правителем и говорят, что в стране должно быть больше демократии, социализма, открытости и политического диалога. С некоторыми Лукашенко так и не нашел взаимопонимания.

Когда лидер задерживается у власти, от него устают

Что касается итогов президентских выборов - несомненно, их выиграл Лукашенко, и Игорь  Додон правильно сделал, поздравив его с победой. В рамках политического анализа ситуации в Белоруссии как доктор истории могу позволить себе сказать: конечно же, Лукашенко должен был уйти раньше.

Методы политической борьбы, которые использовались последние десятилетия в Белоруссии, с трудом можно назвать демократическими. Оппозиция не всегда имела доступ к СМИ, не входила в состав ЦИК. Недемократично отсутствие на выборах национальных и зарубежных наблюдателей. Важно отметить, что в странах с республиканской моделью власти законодательство предусматривает право оппозиции на определенную часть должностей в госструктурах, чего в Белоруссии нет.

Президент должен уйти, использовав два-три мандата подряд. Это норма. Захочет вернуться обратно через четыре года – пожалуйста. Когда лидер страны, даже самый выдающийся и талантливый, задерживается у власти, к нему всегда возникает большое количество вопросов. Народ устает от этого лидера, устают даже его сторонники и ближайшее окружение.

Обстановка нагнетается обеими сторонами

Президент и белорусский народ проходят через очень сложный этап. Нужен переходный период. В каких условиях он произойдет - непонятно. Мне кажется, что обстановка нагнетается, причем обеими сторонами. Выход президента Лукашенко на улицы Минска с автоматом в руках в условиях происходящих протестов – нехороший знак. Понимаю, что примером послужил президент Чили Сальвадор Альенде, который в 1973-м вышел с автоматом в руках, чтобы защитить республику. Но тогда правые военные группировки устроили государственный переворот с бомбардировкой из самолетов и обстрелом из пушек и танков президентского дворца. Это нельзя сравнивать с тем, что было в Минске.

Я хорошо знаю Белоруссию, будучи вице-премьером, я в свое время был сопредседателем межправительственной комиссии по сотрудничеству Молдовы с этой страной. Не скрою, мне она нравится, мне нравится экономическая модель, которую там сохранили. Но с политической моделью есть большие вопросы. Самое большое мое желание – чтобы конфликт решился мирно. Наверное, нужен круглый стол между сторонами с подключением российских политиков, которые пользуются большим уважением в Белоруссии, и представителей Совета Европы, имеющих опыт в решении подобных конфликтов. В спокойной обстановке необходимо найти политический выход.    

Белорусская модель развития для Запада - как кость в горле

- Почему так жестко отреагировали ЕС и США?

- Это их обычное поведение в подобных случаях. Мощные державы контролируют геополитическую обстановку в Европе, в том числе и в восточной. Появилась возможность ударить по Лукашенко - они это сделали. Но это удар по белорусской модели развития социального государства, она для либералов и западников как кость в горле.

Как исследователь я знаком с несколькими подобными моделями. Китайская модель - модель социализма с китайской спецификой - имеет множество сходных черт с моделями социального государства, которые появились ранее и развиваются сейчас в ряде скандинавских стран, в Германии, других европейских государствах. Это тема для историков, политиков: как перенять лучшее для своей страны.

Идеологическое противостояние между сторонниками различных моделей не закончилось с распадом СССР. Идеи социализма, коммунизма и социальной рыночной экономики не исчезли. Они остались, вызывая жаркие дискуссии. Эти споры должны проходить спокойно, необязательно набрасываться на оппонентов с обвинениями в авторитарности, диктатуре. Нужно взять все лучшее из прошлых и нынешних  моделей развития, использовать для успешного развития человечества и отдельной страны с учетом национальных и географических особенностей. Ведь мировые ресурсы ограничены. Будущего капитализма с рыночной экономикой, когда небольшая часть людей безудержно богатеет, имеет мрачные перспективы.

Надо искать другие модели. Их ищут. Белоруссия - одна из интереснейших моделей. Я предполагаю, что она нравится не всем лидерам в ЕС и США и особенно не нравится крупным монополиям. Они хотят взять Белоруссию под контроль, там у них интересы – военно-геополитические, с одной стороны, и чисто прагматические, экономические, с другой.

Это большой кусок рыночной экономики. Белорусские тракторы, техника, электроника, сельское хозяйство – сильный конкурент западным производителям, которые будут использовать любую возможность убить эту экономику. Они надеются, что часть прозападной оппозиции поможет им достигнуть этого. Если это произойдет – это будет драматично. Хочется верить, что белорусы сохранят свою модель развития и не допустят развала.

Москва заняла умеренную позицию

 - Как вы оцениваете позицию России? 

- Мне она кажется довольно умеренной. В Москве понимают, что происходящее в Минске - постэлекторальный синдром недовольных результатами выборов. С одной стороны, Владимир Путин признал избрание Александра Лукашенко, своего ближайшего политического соратника. С другой он понимает, что волнения в соседнем государстве - это внутренние дела и надеется, что все решится мирным путем. Не думаю, что западные государства будут вмешиваться в дела Союзного государства. Никто не бряцает оружием на западных границах Белоруссии. 

«На 90 процентов уверен, что беспорядков по белорусскому сценарию у нас не будет»

- Некоторые молдавские политологи не исключают возможность повторения белорусского варианта событий в Молдове после ноябрьских президентских выборов в случае победы левых сил. Такое может быть?

- Никогда не говори «никогда». С другой стороны, ситуации вокруг молдавского и белорусского президентов сильно разнятся. Нельзя сравнивать главу государства, который шестой раз получил мандат, с президентом, который конституционно во второй раз намерен выдвигаться.  

Кроме того, следует отметить, что условия деятельности нашей оппозиции другие. Сейчас они даже лучше, чем год назад. Посмотрите, в каких условиях прошли прошлогодние парламентские выборы, когда у оппозиции было меньше возможностей влиять на избирателей, когда многих оппонентов режима Плахотнюка преследовали, арестовывали по политическим мотивам, осуждали к тюремному заключению, вынуждали уезжать из страны и т.д..

Все эти вопросы президент снял с повестки дня. Он против арестов политиков. Прокуратура занимается расследованием уголовных дел, заведенных по политическим мотивам в прошлом. Нет арестованных или бежавших политиков. В ЦИК входят представители разных парламентских партий. Конечно, мне тоже хочется, чтобы комиссия была еще демократичнее, чтобы в нее входили представители и внепарламентских партий. Тем не менее, Венецианская комиссия и другие авторитетные европейские структуры признали легитимность и демократичность такого подхода, с этим нельзя не считаться.

Следует отметить, что наша оппозиция, в отличие от белорусской, имеет большое количество телеканалов, которые работают абсолютно свободно без какого-либо давления со стороны власти. Некоторые из них позволяют себе транслировать фейковые новости против действующей власти, на которые власть спокойно реагирует, чувствуя себя уверенной.

Нельзя не сказать и другое: уровень политической и демократической культуры у нас значительно вырос за последнее время. Особенно это видно на протестах, которые проводит оппозиция. Полиция ведет спокойно и корректно, когда мероприятия проводятся в рамках закона. Режим Плахотнюка был для всех нас уроком – и для левых, и для правых, и для центристов. Большим уроком были и апрельские события 2009 года. Настоящих преступников, поджегших здания президентуры и парламента, так и не арестовали и не осудили. Те погромы – урок не только для политиков, но и для всего гражданского общества, интеллектуалов, которые «вслепую» участвовали в тех событиях. Многие из них, спустя годы, признали, что их втянули в эту большую провокацию.

Эти беспорядки нанесли огромный урон не только имиджу страны, но и колоссальный социально-экономический ущерб. Только на ремонт парламента было затрачено около 400 миллионов лей. Слава Богу, президент Додон нашел возможность привести в порядок президентуру не из бюджетных денег. Хочется спросить у нынешней оппозиции, принявшей участие в тех событиях: вам нравится, что сотни миллионов лей на ремонт парламента были взяты у медиков, врачей, бюджетников и т.д.? Думаю, ответ будет однозначен – нам этого не надо.

Механизм выборов у нас отработан так, что  фальсификации, повлиявших на конечный результат, как происходит в ряде стран, невозможен. Оппозиция имеет возможность контролировать весь избирательный процесс от самого начала до конца. Я на 90 процентов уверен, что беспорядков по белорусскому или другому сценарию у нас не будет. Заявления некоторых молдавских политиков о готовящихся  массовых фальсификациях на предстоящих президентских выборах считаю безответственными и провокационными.

Мы должны научиться достойно признавать поражение на выборах и соответственно поступать, как это сделали Снегур, Лучинский и Воронин, проигравшие президентские выборы. Правда, лидер ПКРМ в последний раз не ушел, а сдал власть. Почему он так поступил, для меня до сих пор большая загадка. Но это уже совсем другая история.

Николай МЕНЮК 

Комментарии (0) Добавить комментарии