Политика

Виктор Жосу: Принятие закона о постоянном нейтралитете требует смены менталитета

08.04.2022, 06:00
{Виктор Жосу: Принятие закона о постоянном нейтралитете требует смены менталитета} Молдавские Ведомости

В то время как в госбюджете дыра, цена на газ растет и Молдова в отрыве от договора с Газпромом собирается покупать газ на Европейской платформе, высший совет безопасности считает главным борьбу с коррупцией. Почему аресты под предлогом незаконного обогащения стали любимым делом властей? На этот и другие вопросы ответил политолог, публицист Виктор Жосу в передаче «Главный вопрос c Юлией Федоровой» на НТВ.

Цель партий – поедание ближнего

- 30 лет политический класс в РМ формировался стихийно, в отличие от политической школы КПСС, где формирование лидеров происходило этапами и позволяло накапливать политическую зрелость. Тот опыт сочли плохим, тот период очернили. Но ни одна новая партия не стала школой политического роста. Цель лишь в том, чтобы добиться власти на ближайших выборах. Все сводится к тому, чтобы набраться опыта поедания политического оппонента.

Лишь ПКРМ еще несла опыт КПСС. И Воронина, и Лучинского, и Снегура воспитал Бодюл. После 90-х все строилось на противопоставлении. Полностью отказались от принципа планирования, стали уничтожать все, что связано с госсобственностью, и только сейчас поняли, что суть проблемы - в управлении ею.  

Наша ошибка - пытаться слепо копировать Запад

- Мы не попытались проанализировать свое место в истории. Нам бы не пытаться слепо копировать Запад согласно нашим представлениям о нем.

Потом пришли МВФ, международный банк с их меморандумами, одинаковыми для всех дебиторов. Если еще в 90-х чиновники из правительства доказывали на переговорах, что будет работать в Молдове, а что нет, то последующие правительства после соровского инкубатора подготовки кадров через гранты этими умениями не обладали.

У европейцев свое мнение, расширяться ЕС или нет

- Будущее Молдовы зависит от того, как будет сформирован политический класс. И государство никуда не денется. Это иллюзия, что удастся к кому-то присоединиться. В повестке дня этого нет. Более того, у европейских политических игроков свое мнение, расширяться ЕС или нет.

Наши власти не рассчитывали, что заявку примут, и само принятие заявки было заявлено как успех. Сказки о том, что Молдову примут в ЕС, я слышу уже лет 15. Даже если эта перспектива обретет реальность, нужны политики, способные реализовать этот вектор.

В чем проблема захвата государства

- В нашем обществе очень низкий уровень уважения к закону, мы живем согласно двойной морали: законы есть, но их можно обходить, главное иметь «своих» там и тут. Понятное дело, со своим надо делиться, и так возникают коррупция, кумэтризм. Больше всего это задело судебную власть и полицейскую структуру. И нашелся кто-то с гангстерским складом ума, создал систему захвата государства, которая в режиме ручного управления работала до июня 2019 года.

Система сохранилась и сопротивляется. Президент подлила масло в огонь, отстранив Стояногло. Майя Санду связала свое личное отношение к непослушанию с желанием освободить должность генпрокурора. Прошло больше полугода, я не вижу изменений. Чтобы они произошли, надо вернуть Стояногло и дать ему самые большие полномочия. Успех придет в том случае, если у самих политиков будет уважение к закону, чего нет.

Любимое дело – обыск на телекамеру

- Спустя год пребывания Майи Санду президентом и более семи месяцев PAS у власти я не наблюдаю стратегии в борьбе с коррупцией. Ее нет. Надо понять, как работает коррупция, выискивать честных людей в судебной и прокурорской среде, создавать общность тех, кому дорога честь мундира.

Властям надо отказаться от высокомерия и понять, что важнее мнение соотечественников, чем фон дер Ляйен, Макрона или Байдена. Власть не доверяет обществу – и общество не доверяет власти.

У нас борьба с коррупцией идет лишь на уровне разговоров. На последнем заседании ВСБ могли прозвучать конкретные фамилии людей, у которых в ближайшее время надо провести обыск. Обыски показывают по телевизору, заявляют, что что-то изъяли. А дальше – ничего. Все сводится к телешоу.

Закон о незаконном обогащении принят в 2016 году. Хоть одного осудили? Ни одно дело не довели до конца. В руках власти закон стал дубинкой.

Есть ли у нас экономическая стратегия развития?  нет…

- Ее нет - такой вывод можно сделать, выслушав министров экономики и финансов. Вся деятельность этих министерств сводится к тому, чтобы подписать очередной меморандум и получить займы. Сейчас еще – распределять помощь беженцам.

Раньше в правительстве чиновники понимали, как работает экономика, и что если нельзя помочь, то надо хотя бы не мешать.

Первые шаги правительства можно сравнить с высадкой инопланетян

- Первые шаги правительства можно сравнить с высадкой инопланетян. Первым столкнулся с суровыми реалиями министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну, да и то потому, что возник вопрос с Газпромом. Урок необходимо было выучить осенью – он не усвоен до сих пор. В самый последний момент Спыну направится к Миллеру вымолить для несчастной, пострадавшей от беженцев Молдовы очередную поставку газа…

Что касается диверсификации - поставки сжиженного газа выгодны только американцам. В Европу недавно приезжал Байден и добился чего хотел. Платить придется нам.

PAS как все постмодернисты видит только чужие недостатки

- В ходе работы представителей PAS во власти нарисовалась картина полной закрытости от тех, кто не в партии, от бывших партнеров, от некоторых НПО. PAS не идет на контакт даже с симпатизантами.

Современный человек постмодернисткой эпохи готов видеть недостатки у всех - только не у себя. И это притом, что в Молдове 94 процента крещеных, и надо чтить заповеди, изживать собственные недостатки. Если бы эта философия была бы присуща нашему политическому классу - дела пошли бы намного лучше.

Народ не выработал единых требований к политикам, и вина в этом самого народа. Кому политик должен служить, чьи интересы отстаивать? Все это есть в христианстве.

Политическую фигуру Майи Санду Запад хочет видеть и дальше

- Посещение Молдовы высокопоставленными чиновниками сигнализирует о многом. Непонятно, как будут развиваться события на Украине, но Москва должна иметь в виду, что РМ даже если не в НАТО, - но с ЕС. Есть поддержка Майи Санду, и визиты - заявка на то, что такую политическую фигуру ЕС и США хотят видеть и дальше.

От кого зависит нейтралитет Молдовы? От политиков

- Прежде чем говорить, что кто-то не уважает наш нейтралитет, мы должны сами научиться его уважать, сделать политической ценностью. И не надо говорить: мол, о каком нейтралитете может идти речь, если в стране иностранные войска. Надо принять закон о постоянном нейтралитете, и все равно, кто будет автором. И нельзя закрывать российскую радиостанцию,  оставляя американскую, которая «ведет правильную пропаганду». Смешно, это делается в эпоху интернета.

Если вернуться к соглашению 22 июля 1992 года, то, согласно формуле, любая из сторон вправе отказаться от своих обязательств. Но ни один из молдавских президентов об этом не объявлял, потому что это означало бы: я денонсирую механизм миротворческих сил, потому что мне не нравится, что там иностранные войска. Это колоссальные риски.

Разные страхи Тирасполя и Кишинева

- В Молдове и Приднестровье присутствует страх, но в Тирасполе боятся нападения ВСУ, в Кишиневе - российских войск. Это не означает, что молдавские власти не должны хотя бы демонстрировать какой-то контакт с Приднестровьем.

Сколько шума устроили по поводу прошедших за Днестром выборов президента – хотя достаточно было сообщения МИДЕИ о непризнании. Переключили внимание на поездку митрополита Молдовы: как, он позволил себе встретиться с Красносельским?

Надо понимать, что верующие есть и в Молдове, и в Приднестровье. Священники украинской православной церкви встречались с прихожанами и в Донбассе и в остальной части Украины.

Присутствие в большой политике должно определяться национальными интересами

- Выстраивание политического диалога по линии Молдова-Россия невозможно, пока два славянских брата не закончат выяснять отношения. Сейчас выстраивать логистику на будущее нет смысла, и лучше заниматься внутренними проблемами.

Но власти фокусируются на большой политике, считая, что должны там присутствовать. Нет понятия того, что наше присутствие должно быть только в интересах наших граждан.

Во внутренней политике власти намерены остановиться на реформе местного самоуправления. Но не рассматривают РМ как страну, которая граничит с зоной  военного конфликта - и поэтому необходимо научить  граждан, как себя вести в случае такого конфликта.  Хотят спихнуть все проблемы на местных избранников.

Подготовила Марина ТИМОТИНА

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →