Город

Виктория Випрада: «Кишинев – знакомый незнакомец»

04.07.2022, 10:19
{Виктория Випрада: «Кишинев – знакомый  незнакомец»} Молдавские Ведомости

Имя фотографа Виктории Випрада хорошо известно не только в Молдове. Сама же она называет себя визуальным художником, поскольку в ее творчестве фотоснимки нередко становятся отправной точкой в нестандартных, многогранных проектах.

- Виктория, насколько я знаю, вы закончили факультет математики и информатики кишиневского госуниверситета?

- В старших классах мечтала стать программистом, поэтому и пошла на этот факультет. Но по натуре я человек творческий. Скажем, очень хотела научиться рисовать, ходила на специальные курсы. Лет 15 назад стала интересоваться диджитал-технологиями, освоила одну из первых версий фотошопа и экспериментировала со снимками друзей на компьютере.

Креативные манипуляции с фотографиями позволяли создавать образ, заданный сознанием, как-то иначе «выстраивать» пространство. На последних курсах университета пыталась делать игровые приложения для смартфонов, адаптируя уже созданные программы под разные модели телефонов. Мою дипломную работу, посвященную этой тематике, особо отметили в вузе – тогда это было ново, прогрессивно. Студенткой делала передачи на канале Муз-ТВ. Даже в отделе маркетинга банка некоторое время трудилась, снимая с коллегами рекламные ролики. Но интерес к фотографии никогда не пропадал. Со временем начала и сама фотографировать, и в качестве модели себя пробовала. В 20 лет, конечно, хочется самовыражаться, но при этом мне была интересна вся технология процесса – и происходящеена съемочной площадке, и по другую сторону фотокамеры.

Понятно, что все эти практики потом пригодились в работе. Я вообще люблю учиться. Когда решила, что в фотографии мне не хватает более глубокой философской основы, поступила в московскуюшколу фотографии и мультимедиа им. Александра Радченко. В феврале 2020-го там были запущены онлайн-лекции, которые читают известные российские и зарубежные художники, фотографы, приглашенные профессора. Учебный курс рассчитан на два с половиной года. Занимаюсь я в мастерской фотохудожника Марго Овчаренко.

- В национальном художественном музее Молдовы с успехом прошла ваша выставка «Через касание». Мне кажется, не в последнюю очередь она была нацелена на психологическое, философское осмысление разобщенности людей в период пандемии.

- Над этим проектом я работала два года. В какой-то мере он действительно отразил страхи, переживания, растерянность людей, которые порождало одно ключевое слово – дистанция. Как изменил нас ковид, вынуждая отстраняться друг от друга? В какой степени видимое может стать осязаемым? Как наше тело взаимодействует с природой, с другими людьми, с самим собой? Как ощущаем мы холод камня или тепло своего тела? В поисках ответов на эти вопросы я делала съемки на аллеях парков, в своей студии, где колдовала с особым светом, с «туманом», сооружала разные инсталляции. Так и появилась большая серия снимков, часть которых я отправила в Швейцарию, на международный конкурс под названием «Важность прикосновения». Мне повезло – я оказалась среди 15 фотографов из разных стран, чьи работы были отобраны для общей выставки. На ней было представлено 5 моих снимков. Все это проходило в рамках фотофестиваля Verzasca, впарке у старинного замка. Я получила приглашение на этот праздник и смогла проводить экскурсии по своим работам.  Все они экспонировались в большом формате, а одна фотография в том же внушительном масштабе была распечатана на полупрозрачном материале, особым образом «пропуская» сквозь себя контуры растений, проходящих мимо людей. Креативный дух фестиваля, общение с коллегами из разных стран и натолкнули на мысль выставить свои работы из этой серии в Молдове.

- Неудивительно, что кишиневская экспозиция, как отмечали СМИ, оказалась  весьма неординарной.

- В проекте «Через касание» я была и автором, и куратором, и видеографом. Кроме того, создавала пространственные инсталляции. Одна из них представляла собой парящие пергаментные ленты с напечатанными на них  текстами современной румынской поэзии. Специально для этого проекта их  отобрал философ и поэт Алекс Космеску. Второй инсталляцией стала многослойная полупрозрачная конструкция с моими видео - проекциями, где телесные образы словно расслаивались и перетекали один в другой. Ее удалось реализовать в сотрудничестве с медиа-художником Кареном Григоряном, который в рамках проекта представил и свою уникальную интерактивную зону диджитал прикосновений. Помимо визуальных образов, очень важным на выставке было аудио - сопровождение, записанное ребятами: стихи читались под фоновые звуки прикосновений к телу. 

Осуществить проект помог и тот искренний интерес, что проявил к нему директор национального художественного музея Тудор Збырня. Посмотрев подготовленную мною презентацию, он поддержал идею и предоставил недавно открывшийся после ремонта зал. По сути, выставка превратила его в медитативное пространство, где искусство переплелось с современными технологиями.

- Не меньший интерес вызвал и другой ваш проект – презентация фото-книги «Потерянные главы» в книжном магазине «Cartego».

- Это моя дипломная работа, которую я буду защищать в школе Радченко. Специализация в мастерской Марго Овчаренко так и была обозначена: от фотографии – к фото-книге. А посвятила я свою работу Кишиневу, точнее, ностальгическим воспоминаниям о городе моего детства, юности. Здесь каждая фотография – очень личное высказывание. Таковаи одна из ключевых идей лекторов школы Радченко: каждый снимок должен быть фото-откровением, где первичны чувства, нет заигрывания со зрителем.

- В этом смысле впечатляет ваша фотография главного символа Кишинева - триумфальной арки. Кажется, что главные герои тут - не только арка, но и  утренние сумерки, туман, окутавший легендарный памятник.

- Эту фотографию я делала на ходу, из окна автомобиля. Она олицетворяет мое отношение к городу, где все знакомо и все неожиданно ново. Вот Комсомольское озеро – главный герой моих пейзажных снимков. Возле него я живу, просыпаюсь с криком чаек, которые облюбовали эти места. И озеро доверяет мне эту атмосферную мимолетность: невероятный цвет воды в рассветном луче, свинцовое облако перед грозой, на глазах тающий осенний туман.

А что касается книги «Потерянные главы», в ней много боли, без которой не могу смотреть на уходящий Кишинев. Остов здания почты напротив театра имени Чехова, обветшавшие стены женской гимназии на улице Матеевича, руины когда-то великолепного особняка у озера в Долине рози синагоги на улице Александри… Страшно наблюдать, как растворяются во времени и пространстве творения зодчих прошлых веков. Их вытесняют нелепые стеклобетонные коробки, уродующие и окраины, и сердце города, его центральные улицы.

Работая над дипломной работой, фотографировала много, упорно, но удовлетворения не было. И тогда мой куратор Марго Овчаренко вдруг посоветовала: «Попробуйте снимать на пленку, это поможет «замедлиться» и лучше вглядеться».Я взяла японский пленочный аппарат Mamiya, и все как-то сразу прояснилось, появились нужные ракурсы, акценты, полутона. Камера эта и штатив тяжеленные, но исходила я с ними  многие заброшенные уголки столицы вдоль и поперек. Нередко проникнуть туда можно было, только перелезая через заборы. А там  еще и бродячие собаки, заросли чертополоха, торчащие из полусгнивших досок гвозди… Зато в итоге книжка появилась на свет именно такой, как мечтала. По сути, она –не про город, а про нас с вами, наше детство. На глазах умирающие дома –главы истории, большинство из которых уже не возродишь. А история - не параграфы пыльных томов, это наша жизнь. Как же можно ее не ценить, не беречь?

- Вы и выставку в Cartegoназвали так же – «Потерянные главы»?

- Да, она во многом состояла из снимков, вошедших в книгу. Был среди них и тот, что «подсказал» ее название. На нем – полуразрушенный дом, на крыше которого успело вырасти целое дерево. Часть его корней свисает, а в них запутался… кусочек какой-то полуистлевшей книжки. Такой вот сюрреализм на руинах. Кстати, презентация в книжном магазине вместила в себя немало сюрпризов: особую подсветку фотографий, инсталляции, дымовые эффекты в затемненном зале. Все это создавало пространство, где черно-белые снимки были красноречивы, правдивы.

- Думаю, такую дипломную работу вы защитите без труда.

- Без труда – не получится. В ходе онлайн-защиты нужно будет «объемно» передать все грани этого очень личного проекта. Конечно, меня здоровоподдерживает то, что книга вызвала интерес не только в стране, но и за ее пределами. И все же признаюсь, что испытываю трепет и волнение перед мнением авторитетного экспертного сообщества. 

Татьяна БОРИСОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии