Спорт

Виорел Йордакеску: «Лично я против преподавания шахмат в школе»

23.02.2016, 06:00
{Виорел Йордакеску: «Лично я против преподавания шахмат в школе» } Молдавские Ведомости

Завершившейся чемпионат Молдовы по шахматам подарил нового короля этой древней игры. Впервые им стал международный гроссмейстер Виорел Йордакеску.

 - Виорел, как так получается, вы - довольно известный шахматист, за плечами которого участие в самых крупных международных турнирах, встречи с великими игроками, а вот первенство страны выиграли впервые?

 - Да, случай уникальный, согласен. Просто в чемпионате Молдовы я не участвовал 22 года. Последнее мое выступление состоялось еще в 1994 году, когда мне было 17 лет. Стал я тогда бронзовым призером.

- Чем был вызван столь длительный перерыв?

- Может, я покажусь нескромным, но скажу: уже в 1994 году осознавал, что перерос уровень национального чемпионата. Позже убедился: турнир не собирал всех сильнейших. Лишь в этом году произошли кардинальные изменения. За исключением Виорела Бологана, который занимается тренерской деятельностью в Катаре, впервые чемпионат собрал всю шахматную элиту. Да и организация, и призы были получше.

- Вы имеете в виду призовой фонд?

- И его тоже. Как мы шутили, мол Игорь Додон,  президент федерации шахмат, убрал одну палатку, высвободив тем самым деньги.

 - А какую сумму заработал победитель первенства, если не секрет?

- Не секрет. За чемпионское звание я получил 24 тысячи лей.

- Виорел, вы участвовали в чемпионате спустя 22 года. Как вам показался его уровень?

- Безусловно, от того, что в нем участвовали все сильнейшие чемпионат только выиграл. Вообще должен заметить, что с развалом Союза молдавский мир шахмат в 90-х находился в какой-то прострации. Лишь где-то в последнее десятилетие стал ощущаться подъем. Даже появились молодые талантливые ребята, которым сейчас 15-20 лет. Это - кишиневцы Никита Морозов, Валерий Иофков, Владимир Хамицевич из Бендер, бельчанин Ливиу Чербуленко. Однако посвятят ли они себя профессиональным шахматам - зависит не только от них.

 - Почему?

- Еще пару лет - и ребята станут перед традиционной дилеммой: кем быть? Одними шахматами сегодня сыт не будешь. И существует такая вероятность, что наши юные таланты пойдут по другой стезе, как уже не раз бывало.

 - Как же изменить ситуацию?

- Я приведу пример Турции, где работал тренером. Там талантливого шахматиста берет под свое крыло национальная федерация, платя ему стипендию, оплачивая участие в трех международных турнирах в течение года. Нечто подобное было и у нас. Когда в 2006 году на Всемирной шахматной олимпиаде в Турине наша сборная заняла 18 место, департамент молодежи и спорта поставил наших сборников на ту же стипендию, платя им по 2 тысячи лей в месяц. Но вся история завершилась со сменой власти в стране. Правда, до сих пор министерство спорта берет на себя все расходы за участие в личном чемпионате Европы победителя национального первенства. А эта сумма 1500-2000 евро.

Можно воспользоваться опытом Китая, который взял за основу советскую систему подготовки профессиональных спортсменов. На всекитайские соревнования выезжают толпы селекционеров, отбирающих юные таланты. Устраивают в спортинтернаты, причем, в отличие от советской системы, китайцы в тот город, где находится интернат, приглашают и родителей ребенка, находят им работу с сохранением заработка, жилье, отпускают к ним детей на ночь, не ломая тем самым никому психику. И результат налицо, в том числе в шахматах. У них появилась молодая талантливая девушка. которой нет еще и 20, а она уже четвертая в мировом рейтинге. Я думаю, что этот опыт можно внедрять и у нас. Но для этого нужно регулярное финансирование, то есть здравые умы в руководстве страны и министерства спорта.

- Уже несколько лет вы работаете тренером в шахматной академии. Каковы впечатления?

 - Да, наша академия занимается воспитанием и подготовкой талантов для отечественных шахмат. Принимаем детей с 5 лет. Занимаемся несколько раз в неделю. Как только у ребенка проявляется талант, он понимается ступенькой выше, им занимается уже другой специалист. увеличивая нагрузки, а затем талант переходит уже к таким тренерам, как я, и мы его уже готовим к карьере профессионального шахматиста. Обучение платное. Минимальная стоимость - 250 лей в зависимости от количества часов. Разумеется, с каждой новой ступенью увеличивается и стоимость.

 - Есть результаты?

 - Да, например, в последнем национальном чемпионате наша девочка заняла 4 место в турнире женщин.

- А что вы скажете насчет преподавания шахмат в школе?

- Идея возникла в 2009 году во время визита к нам президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Вопрос решался на встрече с тогдашним главой государства Владимиром Ворониным и генсеком ФШМ, ныне покойным Федором Скрипченко. Идею приняли, но, как часто у нас происходит, все перевернули. Решено было, что преподавать будут учителя, и не обязательно физкультуры. Но кто именно - школы должны были определять сами, что они и не сделали. Не был подготовлен инвентарь. А ведь программу внедряли уже с сентября того же 2009-го. В итоге далеко не все школы ввели такой предмет. ФШМ не раз запрашивало в министерство образования данные о числе школ, в которых преподаются шахматы, но ее так и не дали. Хотя уверяют, что во всех. Это не соответствует истине. Мне кажется, что лишь процентов 20 задействованы.

- Есть ли вообще отдача от преподавания шахмат в школах?

 - Если говорить о детских турнирах, то отдача есть, но не такая, как хотелось бы. Я вспоминаю времена своего детства, когда в городских соревнованиях выступало до 200 детей. Сейчас – вчетверо меньше. Лично я против преподавания шахмат в школе. Нельзя заставлять ребенка - а преподавание ведется только во втором классе! - играть в шахматы. Это может вообще отбить у него охоту к этой игре. Факультатив - другое дело. Здесь я двумя руками - за!

Виталий ШУТИКОВ,

Михаил МЕДВЕДЕВ

Комментарии (2) Добавить комментарии