Виссарион Чешуев: В 90-е годы Молдова избежала участи гостиницы «Националь»
За 25 лет независимости Молдовы у властей не появилось ясной стратегии развития, руководители не понимают, что такое современная рыночная экономика, уверен экономический аналитик Виссарион Чешуев. По его мнению, немногое, что сделали правильно в своей экономической истории, - провели в 90-е приватизацию за боны. О том, что это дало, Чешуев рассказал «Молдавским ведомостям».
Кооперативы разрушили экономику СССР
- Часто критикуя сценарий проведённой в Молдове приватизации, прошедшей преимущественно за боны народного достояния, договаривались до того, что она якобы обусловила коллапс экономики. Но не говорили о разрушительности приватизации за деньги, в ходе которой в стране исчезло несколько сотен самых жизнеспособных предприятий. В чем же на самом деле причина наших провалов эпохи 90-х? Да в том же, в чем причина и провалов нынешних: в малограмотности и амбициях политиков.
В 1989-1990 годах население Союза взбудоражили Явлинский и Шаталин, обещавшие гармонизировать за 500 дней спрос и предложение, устранить дефицит, и все путем либерализации цен. Малограмотный Горбачев решил наполнить рынок товарами путем развития кооперации, своего рода нэпа, для чего и либерализовал цены. Приняли закон о кооперации, отменили налоги для первых кооператоров, сохранив для них ставку по кредитам, как для госпредприятий. Издали закон о создании при госпредприятиях малых предприятий, действовавших на рыночных принципах, хотя госпредприятия-учредители оставались элементами административной экономики и не пользовались льготами.
Гиперинфляция – следствие безграмотности инициаторов перестройки
Перестройщики не понимали сути даже административной экономики, которую хотели перестраивать.
Во-первых, система была монополизирована: по нескольку гигантов в каждой отрасли. Во-вторых, предприятия ничего не покупали на рынке, получая все по разнарядке. Все это не годилось для кооперативов. Цены отпустили - и они стали бить рекорды роста, обогащая кооператоров. Госпредприятия не могли идти этим путём - их продукцию из-за всеобщей дороговизны никто не покупал. Зарплату было нечем платить, напечатали еще денег, и вот заработки номинально стали расти, а вместе с ними и цены с новой силой.
Третьим ударом по финансовой стабильности и покупательной способности стала отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность и ограничений на покупку валюты. В СССР хлынул импортный ширпотреб и секонд хэнд, подавив свое производство. Доходы никому не известных «бизнесменов», которые ничего не производили, а перепродавали, были астрономическими. Инфляция била рекорды, население познакомилось с магическими буквами «у.е.».
Напоминаю потому, что и наши правители смутно представляют себе последствия перевода на коммерческую основу деятельности госучреждений и госорганизаций, недооценивают губительность отмены таможенных платежей на импорт.
Центр стали воспринимать как генератор инфляции
- К 1990 году, когда ушел Павлов и пришел Рыжков, финансово-денежная система Союза была полностью разбалансирована. Годовая инфляция в 1991-м по отношению к 1990-му - 1100 процентов, в 1992-м по отношению к 1990-му – 1900 процентов. Республики стали возмущаться – зачем такой центр, он печатает деньги, на которые ничего нельзя купить.
Так развалили СССР.
Явление МВФ как следствие либерализации
- В страну хлынул импорт, гиперинфляция уничтожила производство, выбросила на улицу без выходных пособий десятки миллионов рабочих. На вопрос «кто виноват и что делать?» быстро нашли ответ националисты. Пошла смута, перспектива восстановления экономики отодвигалась. Что и требовалось транснациональным корпорациям и их рупору МВФ: возникли новые рынки сбыта, условия для расширенного воспроизводства, дали работу резервной армии труда на Западе.
Оставалось лишь удерживать достигнутые рубежи, опираясь на малограмотных послушных грантоедов в захваченных государствах. Их посадили в позолоченные клетки всяческих ассоциаций и на кредитную иглу.
Почему у нас не сработал сценарий монетарной приватизации
- Сейчас говорят, мол, надо было продавать наши активы эффективным собственникам с мировыми брендами. Но приватизация в Молдове пошла не по сценарию либералов. Граждане имели шанс приобрести за боны народного достояния реальную собственность в форме ценных бумаг -акций. Так удалось сохранить 14 отраслей промышленности, ни одна из которых до настоящего времени не обанкротилась. В то же время начиная с 1998 года продали несколько сотен самых жизнеспособных предприятий, и большинство уничтожено.
Монетарная приватизация уничтожила производство в России и Румынии
- В России уничтожили 100 тысяч предприятий. Все, что продано за деньги, умерло, ведь ваучеры приравняли к деньгам.
В Румынии министр сельского хозяйства недавно отчитался о том, что в стране нет производства молока, мяса, яблок, 60 процентов товаров импортируется из ЕС, а сеть из 12 транснациональных торговых корпораций торгует на 90 процентов импортными товарами.
В Молдове в 1990 году приватизировали за боны небольшой завод в Сороках по производству гидравлических агрегатов «Гидравлика», там работало 1200 человек. Такое же производство было в румынском уезде Прахов, современный завод. В 2004-м там работало 12 тысяч человек. В 2007 году при вступлении в ЕС настоятельно рекомендовали приватизировать этот и другие подобные предприятия. Пришли новые собственники, и через 10-15 месяцев абсолютно все заводы не сговариваясь объявили себя банкротами. В Брашове был тракторный завод, трактор «Универсал» в 2003 году на выставке в Латинской Америке получил золотую медаль, в 2005 году экспортировался в 23 страны. Завода нет. 14 коксохимических металлургических комбинатов Румынии прекратили работу, остались один-два цеха в Галаце, территории продают под супермаркеты.
А «Гидравлика» в Сороках выполняет заказы Румынии и Украины, работает 800 человек! Всего в Молдове после приватизации за боны работают более 2 тысяч средних и крупных предприятий, выплаты дивидендов возросли с 28 миллионов лей в 1998 году до 3,5 миллиарда в 2014-м. В странах, где продавали госсобственность за деньги, в статистике даже нет строчки о дивидендах.
Гостиница «Кишинэу» работает - «Националь» в руинах
- Возьмем два отеля - «Националь» и «Кишинэу». Второй приватизирован за боны, он не блестит, но действует. Гостиницу «Националь» продали «суперэффективному» собственнику – и она в руинах как напоминание о том, что может случиться со страной, если не изменить судебную и банковскую системы, не перестать шарахаться от президентской к парламентской республике, от мажоритарной к одномандатной избирательной системе.
Собственников Молдове больше, чем в России и США
- Молдова – это люди, которым уже есть что терять, у них есть жильё, земля, акции, доли собственности на предприятиях. Таких владельцев - 60-62 процента по сравнению с 90 процентами на первом этапе. Но, например, в России не более одного процента акционеров, в США - около 50 процентов, в Англии - 20.
Записала Марина АБЛИСИМОВА
Новости по теме
- Сегодня, 09:38
- Сегодня, 09:17
- Сегодня, 09:06
- Сегодня, 08:01
- Вчера, 14:10
- Вчера, 11:33
- Вчера, 09:48
- Вчера, 09:18
- Вчера, 09:11
- Вчера, 08:52
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 09:38
- Сегодня, 09:17
- Сегодня, 09:06
- Сегодня, 08:01
- Вчера, 14:10
- Вчера, 11:33
- Вчера, 09:48
- Вчера, 09:18
- Вчера, 09:11
- Вчера, 08:52
Ещё один фантаст молдавского разлива.
СССР проиграл холодную войну перед США , социализм проиграл капитализму.