Политика

Владимир Цуркан: впечатления от посещения тюрьмы № 13

14.12.2015, 10:16
{Владимир Цуркан: впечатления от посещения тюрьмы № 13 } Молдавские Ведомости

Два громких дела: задержание так называемой «группы Петренко» и арест депутата, лидера ЛДПМ, Влада Филата пробудили интерес общественности к ситуации в пенитенциарных учреждениях страны. «Молдавские Ведомости» попросили председателя парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям Владимира Ивановича Цуркана ответить на наши вопросы.

Депутаты и тюрьмы

-  Когда в последний раз посещали пенитенциар,  удалось ли Вам встретиться с Филатом или Петренко?

 - Мы посетили Петренко. У меня был на приеме адвокат Петренко и его жена.

-Что Вы можете сказать по этому делу?

- Во время приема адвокат изложил мне свои соображения по сути обвинения, предъявленного Петренко, и насколько это дело, на ее взгляд, является сфабрикованным.

А супруга Петренко рассказала о том, какие у него там возникают проблемы.

И с учетом этого мы вместе с членом нашей парламентской комиссии навестили его в следственном изоляторе. У нас никаких проблем с посещением не было.

Исполнительный кодекс точно указывает, что депутат может посетить пенитенциарное учреждение, следственный изолятор или место отбывания наказания без каких-либо предварительных согласований и предупреждений. Он может прийти, представиться и администрация обязана предоставить ему возможность посетить учреждение и ответить на все вопросы, которые возникают в связи с этим визитом.

- Часто ли депутаты пользуются этим правом и  посещают тюрьмы и изоляторы?

- Я не в курсе того, как было раньше. Могу сказать о себе. Мы за год работы побывали в пенитенциаре впервые. Это связано с жалобой и с делом, которое вызвало общественный и даже международный резонанс. И естественно, мы не могли не отреагировать на  него.

Другое дело, что мы работаем с письмами людей, в том числе и из  мест заключения. И по нашим просьбам, когда поступают жалобы на различные нарушения, связанные с условиями содержания, питания, медицинского обслуживания, другими проблемами, вот по этой категории обращений, мы, как правило,  направляем  запросы в офис Народного адвоката. Поскольку у него есть и специальный аппарат, и сотрудники по поручению Народного адвоката или с его участием, по жалобам совершают визиты в учреждения. По итогам мы получаем от них информацию.

Но такой жалобы или архиважной информации, чтобы члены парламентской комиссии посетили то или иное учреждение до сих пор не было.

Все пенитенциарные учреждения построены в начале советского периода

В принципе мы прекрасно знаем, что наши пенитенциарные учреждения находятся в очень плачевном состоянии. Если  отнестись к вопросу серьезно, в соответствии со всеми европейскими  нормами, я не берусь сказать сколько именно, 80 или 90%, но большая часть учреждений, следственных изоляторов не соответствуют этим требованиям. Такова наша печальная реальность.

Это связано с тем, что все наши учреждения – это старые здания, построенные еще в начале советского периода. А некоторые, например следственный изолятор №13 вообще является историческим памятником. И даже существует легенда, а на самом деле это факт, что единственный, кто совершил удачный побег из него, был Григорий Иванович Котовский.

Когда я работал следователем, мои подопечные были из Кишинева. Поэтому когда я сейчас оказался в этом изоляторе вновь, то убедился, что там практически ничего не изменилось.

И что очень важно, там и невозможно какую-то серьезную реконструкцию провести. Например, расширить, увеличить, достроить в рамках существующего периметра. Конечно, можно сделать ремонт, привести все в более-менее божеский вид. И, наверное, что-то делается. Но сказать, что там все идеально  и соответствует современным требованиям – нельзя.

- Таким образом, эти шокирующие вещи, о которых пишут СМИ, там есть. Депутат спит на мешке, на голой сетке…

- Мы посещали Петренко, ему выдан матрас. Конечно, это  - не перина. Старый стеганый советский матрас, которые мы в быту лет 30 уже не используем.

Никто не спит на голой сетке. В карцере, конечно, другие условия. Но людей туда помещают для дисциплинарного наказания.

Что показало посещение Григория Петренко

Что касается  Григория Петренко. Это камера, рассчитанная на четверых человек. В ней находятся две сдвоенные кровати. Они достаточно узкие, имеют в общей сложности полтора метра в ширину. Есть частично отгороженное санитарное место. У него есть портативный телевизор. Смотрит то, что можно поймать с помощью комнатной антенны.

Тем не менее, при посещении того же Петренко мы выявили ряд серьезных нарушений. И мы обратились с соответствующим предложением разобраться и устранить выявленные нарушения в адрес генпрокурора. Также мы обратились в высший совет магистратуры, потому что рассмотрение его дела неправомерно затягивается.

-Что вам удалось установить во время посещения?

Начнем с самого простого, c условий содержания, гигиены. Осужденному, задержанному положено раз в неделю принять душ. В камере нет таких условий, и их водят в специальное помещение. Происходят задержки. Бывает 10 дней. Со слов Петренко. Руководитель учреждения подтвердил: да, бывают перебои. Котельная старая и т.д. Объяснить, конечно, можно все. Но факт есть факт.  

Второе. Адвокат не может посетить Петренко в выходные дни. В законе четко указано, что доступ адвоката не может быть ограничен выходными или праздничными днями.

Это является грубейшим нарушением Исполнительного кодекса. Но существует инструкция Минюста, которая ограничивает визиты в праздничные и выходные дни. Объяснения такое: нет персонала. Оно  вряд ли  может выдержать критику, потому что в выходные и праздничные дни персонал работает, обеспечивается охрана, порядок и т.д. То есть, создали проблемы  и нарушают Исполнительный кодекс.

Далее. Осужденный имеет право в раз неделю сделать 20-ти минутный телефонный звонок. Перечень лиц с кем может общаться, практически не ограничен. Согласно Исполнительного кодекса, это могут быть родственники, адвокаты и другие лица. Под «другими лицами» можно включить кого угодно. Конечно, эти разговоры происходят под контролем. У каждого  заключенного имеется карточка на 20 минут, и он может ею воспользоваться.  Есть бокс, где установлен аппарат. Присутствует надзирающее лицо. Инструкция не конкретизирует вопрос, связанный со звонком, и все администрации трактуют это таким образом, что звонок -  разовый, продолжительностью до 20 минут. Хочешь, говори с адвокатом, хочешь  - с родственниками. Но только с одним человеком. Мы обсудим эту проблему на комиссии, потому что возникает впечатление, что здесь нужны исправления в самом Исполнительном кодексе.

Кто обыскивал Петренко в камере?

-Подтвердилась ли информация об обыске неустановленными лицами?

- Это очень серьезное нарушение. В камере Петренко был произведен обыск.

Администрация может производить обыск когда угодно, будь то в дневное,  или ночное время. Делается это, когда есть основание полагать, что у осужденного или находящегося под следствием  имеются какие-то запрещенные предметы, или совершаются действия, которые могут нарушить режим содержания.

Безусловно, для проведения обыска должно быть соответствующее обоснование, все актируется и так далее. Обыск был произведен в предвечернее время. Но те, кто производили обыск, не представились. Это были люди в штатском. По результатам обыска ничего у Петренко не нашли. Только одну неиспользованную карточку для мобильного телефона. Ее обнаружили в куртке, которую ему ранее передали. Но дело не в этом, а в том, что не был составлен соответствующий акт. Он утверждает, что никаких документов не подписывал. И подследственный эти действия обжаловал в прокуратуру.

Однако Петренко получил ответ из прокуратуры, что нарушений не было. Но никто из прокуроров к нему не приходил и даже объяснения на этот счет не брал. То есть, была формальная проверка, была отписка - дали ему ответ и больше ничего.

Но надо как минимум выйти на место, побеседовать, взять объяснения у персонала, который в то время был на службе, чтобы выявить, кто же проводил обыск. Мы обратили на это внимание генпрокурора и потребовали, чтобы была проведена настоящая проверка и установили  действовавших лиц и почему  они не представили никаких документов.

Была ли попытка заразить Петренко туберкулезом

СМИ об этом уже писали.  Петренко проводили на прогулку мимо боксов для больных туберкулезом. Риск заражением этим заболеванием существовал реально. Петренко об этом не знал, ему подсказал один работник тюрьмы из добрых побуждений. Петренко написал жалобу. Она была предана гласности через адвокатов, после этой жалобы его там больше не прогуливали. А в этом месте провели срочно дезинфекцию.

Нынешний начальник учреждения не смог объяснить ситуацию и списал все на своего предшественника и говорит, что Петренко прогуливали в то время, когда там не было больных. Сам Петренко говорит, что несколько раз встречался в коридоре с лицами, больными туберкулезом.

Это грубейшее нарушение. Возникло оно умышленно или по халатности -  вопрос второй. По жалобе Петренко был дан ответ, что нарушения устранены, последствий никаких не наступило, и поэтому виновных лиц как бы нет.  Ограничились каким-то предупреждением. Посмотрим, каким будет результат  расследования уже по нашему обращению к генпрокурору и в министерство юстиции.

Вот такого рода нарушения мы обнаружили в результате нашего визита.

Ясно, что все далеко не безупречно в этом, так сказать, «датском королевстве».

Наш визит позволит нам предпринять меры для предотвращения подобных случаев.

На что жалуются обитатели тюрем

- А что говорят обращения граждан в парламентскую комиссию?

- За год мы получили около 40 жалоб, связанных с работой пенитенциарных учреждений.  Затрагиваются вопросы неудовлетворительных условий содержания, некачественного медицинского обслуживания, недостаточного питания. Все эти жалобы были рассмотрены и только 2 подтвердились. Условия содержания были нарушены. В тот момент камеры учреждения были переполнены, и нельзя было соблюсти все санитарные нормы. Что, естественно, не является объяснением. Это проблема государства, а не осужденного.

Что касается медицинского обслуживания и норм питания, то мы получили ответы из министерства юстиции и от Народного адвоката, что в принципе каких-то серьезных нарушений не отмечено.

Были просьбы оказать содействие в переводе из одного учреждения в другое. Иной раз чтобы быть поближе к месту проживания родственников. Несколько человек жаловались  на то, что существует угроза их жизни при нахождении именно в этом учреждении. Эти просьбы удовлетворялись, если тип учреждения соответствовал приговору. Если нет, то осужденного переводили в отдельный бокс, изолировали от остальных осужденных, и угроза исчезала.

Особые лица

- Владимир Воронин заявляет, что еще как минимум 10 человек, депутаты, должностные лица могут оказаться за решеткой. Такой категории должны создавать особые условия?

- Товарищ Воронин много делает заявлений. По большей части  они противоречивы. Но это его личная проблема.

Что касается условий содержания, конечно, не может быть каких-то отдельных специальных улучшенных боксов для депутатов или каких-то других категорий граждан.

- Значит мнение, что к депутатам, если они туда попадают, должны по-другому относиться, мнение неправильное?

- Это мнение неправильное. Все мы имеем равные права. Так записано и в Декларации о правах человека, которая была принята в 1948 г. на Генеральной ассамблее ООН.

В ней четко записано, что люди рождаются с одинаковыми правами и фундаментальными свободами. То есть независимо от пола, расы, национальности, религии, идеологии возраста, пола и т.д.

-Но ситуации бывают разные, не так ли?

- Конечно же,  в пенитенциарных учреждениях должны учитываться некоторые особенности. Они связаны с состоянием здоровья, возрастом и в том числе с категорией осужденных.

Что я имею в виду? Есть категория осужденных, которые являются свидетелями по другим уголовным делам. И в этом смысле они должны подпадать под программу защиты свидетелей. Они должны содержаться в особых условиях, в которых нет угроз для их здоровья и жизни.

Вторая категория. Конечно, лица, осужденные за умышленные и насильственные преступления, не должны помещаться в одни камеры с теми лицами, которые осуждены, например, за должностные преступления (взяточники, расхитители, мошенники и т.д.). И обязанность специального учреждения соблюдать этот принцип.

Скажем, в случае  Петренко, они предоставили ему возможность находиться в камере одному. Но для этого требуется его согласие. Он его дал.

Господин Филат сам попросил, чтобы с ним кто-то был в камере. Это известно со слов руководителя учреждения.

Случай Филата

- Были ли допущены нарушения администрацией по отношению к Владу Филату?

- Что касается того, что к нему не допустили бывших коллег по фракции, то, возможно, здесь есть какие-то оправданные вещи. Все зависит от прокурора, который ведет дело. И они не имели возможности поговорить, потому что они являются свидетелями по делу. Вот почему они смогли во время посещения посмотреть только условия его содержания. А то, что к господину Филату не допустили Народному адвоката и представителей его офиса - является грубейшим нарушением. Насколько мне известно, Народный адвокат написал соответствующее представление в прокуратуру. Мы пока ждем реакции.

В ближайшее время предстоит заслушивание Генерального прокурора.

Он должен ответить,  какие меры были приняты к тем лицам, которые запретили посещение Народного адвоката. Уж если мы говорим о каких-то европейских принципах и демократии, то это как раз один из таких принципов. Права осужденных и подследственных должны быть гарантированы законом и должны быть реализованы.

В тюрьме – как и «на воле»

- Существует ли возможность людям  извне, политикам, оказывать влияние на ситуацию в пенитенциарных учреждениях?

- Это мы исключить не можем. Такая возможность существует. Реализована она или нет? Точно можно сказать будет, в том числе, по результатам ответов на наши обращения. Конечно, имеются различные формы психологического воздействия на осужденных. Не только у нас, но и в той же Европе. Известны такие способы. Например, помещение в тяжелые условия. Например, когда идет переброска из одной камеры в другую в такие камеры, как называют в том мире «бладхата» и «пресхата». «Бладхата» -  это там, где очень удобные условия нахождения. И «пресхата» -  там, где могут осуществить определенные условия воздействия.

Могут происходить и неожиданные вещи. Например, в соседней камере курят марихуану. Дым, который пробирается в соседнюю комнату, достаточно расслабляющее действует на окружающих. В этом-то и смысл марихуаны - расслабление, кайф и так далее. И таким образом психологически расслабляют нужного человека. Пойди, узнай - для чего это делается? Подобные случаи и у нас, и за рубежом,  известны. То есть, незаконные и невыявленные возможности воздействия, к сожалению, существуют. Это зависит и от того насколько честные и принципиальные сотрудники работают в системе.

Здесь тоже есть очень много проблем. Там есть и хорошие, принципиальные, порядочные и неподкупные работники, но есть и другие. Раз общество «больно», то болен и этот его сегмент.

Потому что в конечном итоге состав пенитенциарных учреждений и правоохранительных органов – это зеркало нашего общества.

 Сергей ТКАЧ

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    ПСРМ после молчания, пиарится на группе Петренко?

  • x

    БОЛЬНАЯ СТРАНА ПРИ ЧЁМ ХРОНИЧЕСКИ,ЕСЛИ ЕЁ НЕ НАЧНУТ СРОЧНО ЛЕЧИТЬ ХОРОШИЕ ВРАЧИ БЕЗ ВАВОК В ГОЛОВЕ,ТО ЕЙ НИКАКОЙ ХИРУРГ ИЗ ЕС И АМЕРИКИ УЖЕ НЕ ПОМОЖЕТ.