Владимир Головатюк: «Новые правила работы обменников дадут возможность одному человеку раскачать валютный рынок»
8 апреля парламент принял в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон о валютном регулировании, разработанный НБМ. Если проект будет принят - лицензия на осуществление деятельности по наличному валютному обмену с физическими лицами, выдаваемая сейчас на пять лет, будет предоставляться на неограниченный срок. Капитал частных обменных валютных касс придется увеличить со 100 тысяч до 500 тысяч лей при условии, что ежедневно в кассе для операций с валютой будет минимум 400 тысяч. Кроме того, предусматривается увеличение вчетверо сбора за выдачу лицензии для деятельности обменок - до 12 тысяч лей. Фракция ПСРМ проголосовала против законопроекта, и газета «Молдавские ведомости» обратилась к Владимиру Головатюку с просьбой прокомментировать это решение.
- С чем связано внесение поправок?
- Как объяснили авторы проекта, это связано с необходимостью приведения законодательства Молдовы в соответствии с директивами европейского союза, но, по сути, и это не скрывают авторы проекта. Поправки направлены на либерализацию валютного рынка. Либерализация это, конечно, хорошо, но не надо же так слепо следовать идее либерализма! Что хорошо для «них», для нас не подходит! Что хорошо было «вчера», сейчас не годится!
- Что поменялось в работе частных ОВК?
- В 1994-95 годах, когда нацбанк содействовал их созданию, это было обосновано: было более 20 банков, но все - с небольшой сетью филиалов. Сейчас во всех населенных пунктах есть такие филиалы. Наличие нескольких сотен частных ОВК не может мотивироваться необходимостью осуществления валютно-обменных операций. Более того, их наличие стало причиной нестабильности на валютном рынке. Примеры есть - в феврале 2015 года, когда официальный курс доллара был 21 лей, в кассах продавали доллары по курсу 25 лей. Часто, и на это обращали внимание многие эксперты, маржа между курсом покупки и продажи зашкаливала, что и понятно – цели ОВК заработать деньги, а не обеспечить стабильность!
В подобных ситуациях в некоторых государствах, в частности в Азербайджане, поднимается вопрос о ликвидации вообще таких структур, как обменные валютные кассы.
Действительно, нужны ли нам частные ОВК и ссылки на Евросоюз не годятся – во Франции, Германии, Испании, Великобритании и других развитых странах небанковских ОВК нет! Они продолжают работать в Болгарии, Румынии и других странах ЕС с не развитыми, а с развивающимися рынками.
- В чем молдавская специфика?
- В наших условиях «обменки» стали источником нестабильности, эксперты видят признаки этого в высокой валютной марже, на которой кассы зарабатывают доход. Других источников доходов у них нет.
Деятельность обменных валютных касс способна снизить эффект любого решения НБМ, направленный на стабильность национальной валюты.
Частные ОВК приводят к сбою механизмов выполнения решений. Кассы не всегда адекватно передают импульс, который НБМ направляет рынку. Понятно, что не либерализация нам нужна, а усиление контроля. И нужно думать о целесообразности дальнейшей деятельности частных валютных касс. Тем более, что сеть филиалов банков позволит гражданам совершать валютно-обменные операции во всех населенных пунктах.
- Один из авторов проекта, вице-президент НБМ Марин Молошаг, опасается, что с закрытием ОВК придет черный рынок…
- Черный рынок есть и сейчас, когда банки и кассы выполняют услуги обмена.
- Почему встал вопрос о деятельности оптовых частных ОВК? Какова их роль?
- Частные ОВК – это не только проблема валютного рынка, но и общеэкономическая проблема.
«Обменники» в известной мере обслуживают теневую экономику. Монетарной, основой теневой экономики являются наличные деньги. С 2009 по 2014 годы леевая наличность в Молдове увеличилась втрое: с 6 до 18 миллиардов лей. Это свидетельствует об увеличении теневой экономики втрое, а это - потери бюджета и сокращение эффекта от деятельности всей экономики на 30-40 процентов.
После того, как НБМ принял меры к ужесточению денежной политики, леевая наличность начала сокращаться. Сейчас она составляет менее 15 миллиардов лей. На ее место пришел доллар – произошло усиление долларизации экономики, что констатирует и НБМ. Теневая экономика переходит на доллар и евро. Оборот покупки-продажи валюты в кассах на порядок выше, чем они декларируют в своей отчетности. В так называемых оптовых частных ОВК меняют миллионы лей на десятки и сотни тысяч долларов и евро в одни руки – это теневая экономика.
- С чем связано намерение выдавать лицензию на неограниченный срок?
- Авторы проекта объясняют это либерализацией деятельности. Но пятилетний срок действия лицензии обеспечивал контроль - теперь он снят. Это еще больше усилит нестабильность на валютном рынке. Игра может вестись по заказу одного человека или группы лиц, если они захотят снять больше сливок – смогут раскачать рынок валюты.
- Если, по версии НБМ, цель - либерализация валютного рынка, то почему не проводятся конкурсы на продажу лицензий на деятельность обменников?
- Вопрос риторический. Практика проведения тендеров такова, что сначала участники занижают цены, а потом наступает форс-мажор - цены меняются. Если сравнить заявленные на аукционах цены и фактические - они отличаются в разы.
Получить лицензию на такой вид деятельность легко. Нужно иметь помещение, технические условия, сейф, охрану. НБМ утверждает устав. Результат от своей деятельности ОВК показывают мизерный и налоги поэтому платят небольшие.
Новости по теме
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41
- 24.11, 09:08
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41
- 24.11, 09:08