Экономика

Внешние партнеры не хотят поддерживать бюджет, за который поручился Габурич

19.06.2015, 06:00
{Внешние партнеры не хотят поддерживать бюджет, за который поручился Габурич} Молдавские Ведомости
После объявления об отставке Кирилл Габурич сделал селфи со своей командой на крыше здания правительства.

Представитель ВБ Алекс Крамер открыто назвал молдавскую власть воровской

Миссия МВФ, которая 17 июня должна была посетить Молдову для возобновления переговоров о программе сотрудничества (ее еще 3 апреля пригласил премьер-министр Кирилл Габурич) не приехала в связи с его отставкой. Всемирный банк был единственным донором, собиравшимся поддержать бюджет в текущем году 45 миллионами долларов, но и он передумал. Доходов не ожидается: объем переводов из России уже сократился почти втрое, средняя сумма одного перевода уменьшилась с 347 до 224 долларов. Экспорт с Россией как будто разблокируют, но ничего не слышно об отмене специальных ввозных пошлин для Молдовы.

В обстановке институционального кризиса власть тратит ежемесячно 8 миллионов лей на содержание банков-банкротов и шантажирует внешних доноров, а те открыто называют нас страной безответственной власти мошенников и воров. В этой ситуации народ и партии трогательно едины: в большинстве районов выбрали во власть представителей ЛДПМ, ДПМ и ЛП – тех партий, которые и пробили большую дыру в трюме нашего корабля. 

Глава представительства ВБ в Молдове Алекс Кремер выдвигает Кишиневу то же условие, что и МВФ: сделать бюджет устойчивым. Он прямо выразил опасения акционеров: «Есть риск того, что ещё более крупные суммы утекут через черный ход вследствие мошенничества и коррупции в банковском секторе». МВФ и ВБ считают, что любая попытка национализировать и рекапитализировать «BЕМ» приведёт к увеличению прямых расходов бюджета и снова создаст риск того, что средства украдут. Тем не менее, ЛДПМ и ДПМ жестко  настаивают на сохранении своей дойной коровы.

Отказ ВБ дать деньги Молдове вполне обоснован, считает доктор экономики, независимый эксперт Елена Горелова. «Предусматривалось, что эти средства будут использованы на финансирование реформы образования (10,5 миллиона) и социальной помощи (7), модернизации системы здравоохранения (4,3), поддержку конкурентоспособного сельского хозяйства (2,7), - напомнила она в интервью Инфотаг. - Однако правительство, принявшее на себя ответственность за закон о бюджете, подало в отставку, вопрос о судьбе проблемных банков не решен, нет продвижения в борьбе с коррупцией, девальвация лея не способствует макроэкономической стабильности. Общая величина внешнего финансирования бюджета в 2015-м должна была составить около 5 миллиардов лей – 18 процентов всех расходов. Если и другие доноры начнут замораживать предоставление кредитов и грантов, то исполнение бюджета столкнется с трудностями».

Горелова считает, что в своем «движении вперед» мы становимся иждивенцами, уповая только на помощь доноров: «Если бы ее не было - мы были бы способны к модернизации? Ресурсы может дать только быстро растущая экономика. Но этот вопрос власти перед собой не ставят. К сожалению, динамика ВВП в первом квартале свидетельствует о замедлении темпов развития основных секторов. Вот где истинная проблема состояния бюджета, доходов и социально-экономического развития страны. Замедление темпов роста в базовых секторах подтверждает негативные прогнозы МВФ, ВБ и ЕБРР о спаде экономики на 1-2 процента в 2015 году».

Бывший председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ также считает, что миссия МВФ не приехала из-за неадекватности властей и что начнутся большие проблемы, когда ЕС приостановит грантовые программы с РМ. Он предупредил в интервью Инфотаг: пока бюджет функционален лишь за счет девальвации лея, который обесценился на 35 процентов по отношению к доллару и евро. Ионицэ считает предложение Лупу и Филата национализировать «ВЕМ» самым глупым из вариантов: «Это немыслимо. Единственное решение - ликвидация банков, оно тоже плохое, но остальные гораздо опаснее».

Алекс Кремер так описал ситуацию в Молдове: в 2013 году средний ежедневный доход жителя Молдовы составлял лишь 77 лей, каждому шестому не хватало средств на жизненно необходимое, три четверти сельчан лишены водопровода и канализации. Это, сказал он прямо, есть следствие того, что бюджет разворовывается, а бизнесу не дают работать и создавать рабочие места. Но завтра будет еще хуже! Эксперты прогнозируют повышение тарифов на электроэнергию и газ до 70 процентов, 35-леевый доллар, 40-процентные ставки по кредитам, рост денежной массы и скачок цен, сокращение по требованию МВФ численности госслужащих, увеличение НДС на сельхозпродукцию, увеличение возраста выхода на пенсию мужчин и женщин, массовый исход работоспособного населения.

Большинство аналитиков считает, что до дефолта далеко, но уже в ближайшие недели начнутся проблемы с бюджетными выплатами, а осенью будет вообще  катастрофа. Экономический эксперт Михаил Пойсик напомнил: «У Молдовы очень большой дефицит бюджета, и закрытие дыры в 4 миллиарда лей теперь под очень большим вопросом, властям придется резать статьи расходов по живому. Плюс к этому надвигающаяся рецессия и кавардак в банковском секторе, где больше шоу, чем реальных дел».

Но что-то не видно, чтобы власти по этому поводу расстраивались и вообще заморачивались. Габурич, узнав о своей отставке, залез на крышу дома правительства и сделал веселое селфи со своей командой. Так поступают двоечники, которых выгнали из школы за хроническое невыполнение домашних заданий. Заданием Габурича на первые сто дней его премьерства, изложенным в шпаргалке от доноров, было: привлечь к ответственности виновных в разграблении банков и изменить законодательство так, чтобы это не повторилось, лишать депутатов неприкосновенности на период уголовного преследования, изменить процедуры декларирования имущества чиновниками, ввести запрет на пользование имуществом, полученным незаконно. Оценка – двойка. По словам директора Центра стратегического анализа Галины Шеларь, наша главная проблема даже не в отношениях с партнерами, а «в активном нежелании политического класса изменить качество управления государством».

Что можно сделать уже сейчас? Прежде всего, создать коалицию в парламенте, которая смогла бы принять антикризисный план - пересмотреть несбалансированный авантюристический бюджет, принятый в обстановке нетранспарентности под честное слово Габурича (и повысивший ни с того ни с сего, например, расходы министерства культуры почти на 19 процентов!), решить проблемы банковской сферы, дать гарантии международным партерам. Похоже, что цена создания нового политического альянса – предоставление либералам министерства транспорта и генпрокуратуры, то есть вручение еще одной партии рычагов обворовывания бюджета.  

Во вторник уже бывший премьер провел последнее заседание правительства, на котором был отклонен пакет законодательных актов о реформировании антикоррупционной системы. Он включает, в частности, проекты закона о декларировании имущества и личных интересов, закона о национальном антикоррупционном центре (речь шла о создании специального подразделения для противодействия коррупции среди чиновников и госслужащих, а также для расследования случаев нанесения ущерба общественным интересам в особо крупных размерах).

Рассмотрев за два с половиной часа более 50 вопросов, правительство подало в отставку. Министры теперь лишь исполняют свои обязанности. По закону смена должна прийти в течение трех месяцев. Кандидатуру нового премьера парламенту предложит президент после консультаций с парламентскими фракциями. Называются имена Юрие Лянкэ (прогноз Рентато Усатого), Натальи Герман, Андриана Канду и даже Дорина Киртоакэ. Если депутаты отклонят кандидатуру не менее двух раз – парламент будет распущен.

На первый взгляд, новые выборы не нужны ни ЛДПМ, ни ДПМ. В их интересах - после второго тура выборов в местные органы власти 28 июня объединить в парламенте 42 мандата ЛДПМ и ДПМ с 14 мандатами ЛП. Но есть мнение, что досрочные парламентские выборы все же состоятся. Об этом говорит лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, по мнению которого выдвижение Лянкэ «является очень интересной игрой некоторых партий вкупе с западными партнерами». «Все эти сказки о том, что Дорин Киртоакэ будет премьером -министром, – отвлекающий маневр, считает политик. - На самом деле готовится основной вариант – Лянкэ, запасной – Канду».

Отметим, что Лянкэ не всем кажется идеальным неподкупным чиновником. Сержиу Мокану рассказал в эфире ТВ7 о том, что для поддержания жизнедеятельности Лянкэ в бытность того премьером существовал специальный фонд его личного финансирования, в который вносил деньги бизнес. В любом случае остается вопрос: что получил Лянкэ за соучастие в афере с «ВЕМ»?

 

Алекс Кремер: «В 2008-2013 годах объем взяток при осуществлении государственных подрядов увеличился с 8 до 11 процентов от общей стоимости. За период 2005-2013 годов процентная доля компаний, сообщающих о том, что взятки имеют как минимум среднее значение в получении заказов, возросла с 12 до ошеломляющих 53 процентов. За период 2008-2013 годов процентная доля компаний, сообщающих о том, что для получения разрешительной документации на строительство им пришлось дать взятку, увеличилась с 23 до 43 процентов, доля компаний, вынужденных дать взятку для получения лицензии на осуществление деятельности, возросла с 7 до 22 процентов. Поэтому неудивительно, что сегодня частные компании говорят о том, что коррупция – их вторая (после политической нестабильности) наиболее серьезная проблема».

Александр Казанский

Комментарии (1) Добавить комментарии