Воронин обещал уйти, потому что «совесть надо иметь», но снова остался
Ожидалось, что 7 ноября в Партии коммунистов РМ официально закончится эпоха Владимира Воронина, что на IX съезде он сложит с себя полномочия и, спустя 28 лет, станет почётным председателем ПКРМ. Эти слухи подпитывал сам Воронин, который прямо говорил, что подумывает о преемнике. Однако в воскресенье выяснилось, что бессменный лидер коммунистов будет руководить ими еще четыре года. Воронин был вновь избран председателем ПКРМ.
О том, как появилась ПКРМ, рассказал портал Noi.md.
Основатели ПКРМ – Гуцу и Собор?
По официальной версии сайта ПКРМ после того, как 23 августа 1991 года парламент запретил деятельность КПМ и национализировал её имущество, «группа коммунистов начала активную борьбу за отмену запрета и восстановление партии». Был создан оргкомитет во главе с Владимиром Ворониным, который принял решение начать сбор подписей для создания ПКРМ.
Другую версию озвучили в 2001 году в газете «Де факто» бывшие секретари ЦК КПМ по оргработе и по идеологии Ион Гуцу и Евгений Собор: всю предварительную работу провели они в сотрудничестве с тогдашним спикером парламента, бывшим первым секретарем ЦК КПМ Петром Лучинским. Был вариант названия – партия демократического социализма, при этом Лучинский даже обещал отменить решение парламента о запрете КПМ.
Гуцу взял на себя всю оргработу, Собор занялся разработкой программы при помощи бывшего первого секретаря Котовского РК КПМ Андрея Негуцы. Пост лидера прочили Гуцу, но затем бывшие секретари ЦК решили не входить в руководящие органы новой партии. «Нас обвиняли в участии в путче, во всех сталинских грехах… и мы решили не давать никакого повода тем, кто ищет любой повод», - говорил потом Собор.
Воронин ссорится с партнерами
Идея пригласить на пост лидера Владимира Воронина возникла у Гуцу. Воронин, учившийся в академии МВД в Москве, сначала об этом и слышать не хотел, но потом поставил жесткое условие, чтобы Гуцу и Собор вошли в выборные органы. Они его переубедили и приняли участие в учредительной конференции ПКРМ как рядовые делегаты. Была принята программа, однако уже через год ее заменили на другую, более консервативную. В итоге пути перезапущенной партии с Гуцу и Собором разошлись, Воронин стал действовать самостоятельно и рассорился с партнерами. Гуцу дважды избирался в парламент и жёстко критиковал многие инициативы и начинания воронинской партии.
Первоначально в ПКРМ было три полноправных лидера
Ими стали бывшие первые секретари Котовского и Комратского райкомов Андрей Негуца и Фёдор Манолов и бывший секретарь Бендерского горкома Владимир Воронин. 22 октября 1993 года республиканская учредительная конференция постановила образовать ПКРМ, признать её правопреемницей КПМ и избрать всех троих сопредседателями. Однако на 1-м съезде партии 24 декабря 1994 года институт сопредседателей был ликвидирован. Воронин стал первым секретарём ЦК, то есть председателем партии, а Негуца - секретарём ЦК по идеологии. ПКРМ становилась воронинской. В 2003 году Негуца был назначен чрезвычайным и послом во Франции. А 23 сентября 2014 года вышел из партии и на парламентских выборах 2014 года уже баллотировался в депутаты по спискам социалистов.
Абсолютные рекорд - 71 депутатский мандат…
Как бы сложилась судьба ПКРМ, если бы не авторитарный стиль правления Воронина, неизвестно. Но во многом благодаря его харизме в 2001 году партии удалось прийти к власти с сокрушительным результатом – 50,07 процента голосов и 71 депутатский мандат. Воронин буквально жёг сердца людей, в его мобильном телефоне на звонке стоял гимн Советского союза, он обещал ликвидировать пост президента и грудью встал на защиту табачных и винно-коньячных предприятий, когда обсуждались их индивидуальные проекты приватизации («приватизация для нас – это капитализация, грабеж, расхищение и коррупция»).
… А вот 56 мандатов уже не хватало
Когда после досрочных парламентских выборов 2001 года парламент избирал главу государства, за Воронина проголосовал 71 депутат, за Думитру Брагиша – 15, за Валериана Кристю – трое. Но 4 апреля 2005 года Воронину пришлось уже лавировать – 56 мандатов ПКРМ после парламентских выборов 2005 года не хватало для его переизбрания на президентский пост. Но он не только сохранил за своей партией все ключевые посты и во второй раз стал президентом, но привлек на свою сторону ХДНП и добил оппозиционный блок «Демократическая Молдова». Провернуть такое после парламентских выборов 2009 года уже не удалось. Ходили слухи, что Воронин посчитал чрезмерной цену в 3 миллиона долларов за «золотой голос» при выборах президента (кандидатами были премьер Зинаида Гречаная и врач Станислав Гроппа).
Евроинтегратор и сторонник НАТО
Восьмилетний этап правления Владимира Воронина и ПКРМ, несмотря на все перекосы и перегибы, был редким для истории Молдовы периодом созидания. Удалось вытащить страну из дефолта, ликвидировать оргпреступность, приступить к ряду либеральных экономических реформ и реальной модернизации. Но во внешней политике и на приднестровском направлении был зафиксирован провал. В 2002 году обострились отношения с Румынией, разразилась дипломатическая война. В 2003 году, после отказа Воронина подписать «план Козака», испортились отношения с Россией, которая в 2006 году ввела первое эмбарго на винодельческую продукцию.
1 сентября 2001 года Молдова произвела замену таможенных печатей, в результате чего левобережные предприятия должны были получать разрешения на экспорт в Кишиневе, что привело к срыву их работы. В 2003 году прервалась телефона связь. В 2004 году между Кишинёвом и Тирасполем разгорелась война санкций, РМ стала перенаправлять поезда в обход Приднестровья. В 2006 году Кишинев по договоренности с Украиной фактически ввел экономическую блокаду региона. Напряжение в отношениях с РФ вышло на новый уровень. Поначалу импонировавшее избирателям кредо Воронина «я не привык, чтобы мною командовали», стало играть против лидера ПКРМ и его партии.
Партия коммунистов оказалась даже более проевропейской и либеральной, нежели альянсы за евроинтеграцию, пришедшие ей на смену в 2009 году. Именно при коммунистах в 2002-м Молдова провозгласила курс на евроинтеграцию, в конце 2004 года подписала первый рабочий план действий РМ-ЕС, в 2006-м утвердила индивидуальный план действий партнёрства Молдова-НАТО (IPAP) и перевод армии на натовские стандарты.
Звезда закатывается
Но в 2009 году звезда ПКРМ начала закатываться. 2009-2014 годы - время жёсткой оппозиции к новой либерально-демократической власти, 2014-2015 годы - период соглашательства. Обе эти позиции вызывали недовольство противоборствующих групп в ПКРМ.
Первый раскол случился в 2009 году: ряды партии покинул Мариан Лупу, которому Влад Плахотнюк сделал интересное предложение. В декабре 2009 года из фракции ПКРМ вышли Владимир Цуркан, Виктор Степанюк, Людмила Бельченкова, Валентин Гузнак и через некоторое время Светлана Русу. В ноябре 2011 года вслед за депутатами Игорем Додоном, Зинаидой Гречаной и Вероникой Абрамчук партию покинули некоторые территориальные организации.
В июне 2012 года из ПКРМ ушел Вадим Мишин, один из авторов «плана Козака», с ним - депутаты Олег Бабенко и Татьяна Ботнарюк. В сентябре о выходе объявил нынешний мэр Кишинева Ион Чебан.
За этим последовало исключение в июне 2014 года из политисполкома исполнительного секретаря ЦК Юрия Мунтяна, идеолога партии Марка Ткачука и Григория Петренко. Петренко и Ткачук также были исключены из состава ЦК и названы партийным балластом. Затем партию, обвиненную в соглашательстве, покинули многие младокоммунисты, организаторы «бархатной революции» 2013 года.
В декабре 2014 года о прекращении сотрудничества с ПКРМ объявила депутат Ирина Влах. А в феврале 2015 года -депутаты-коммунисты вместе с коллегами из ЛДПМ и ДПМ проголосовали за миноритарное правительство Кирилла Габурича, назначенное альянсом ЛДПМ и ДПМ.
В декабре 2015 года из фракции ПКРМ ушли 14 из 21 депутата во главе с председателем фракции Виолеттой Ивановой. Они вместе с демократами создали Социал-демократическую платформу «За Молдову» и проголосовали за правительство Павла Филипа. Шестеро из депутатов были членами политисполкома.
Воронин много раз обещал уйти – и всякий раз оставался
К 2018 году численность ПКРМ сократилась до 11 тысяч человек, а сейчас их и того меньше.
Владимира Воронина «уходили» из председателей много раз, и все разговоры подогревал он сам. В период расцвета ПКРМ его преемником называли Андрея Негуцу. Затем стали звучать имена Василия Тарлева, Мариана Лупу, Владимира Цуркана и Виктора Степанюка. Весной 2010 года разговоры опять активизировались. Воронин отшучивался: будущий лидер, говорил он, будет высоким, красивым и молодым мужчиной, но это будет не Ткачук. Говорили об Игоре Додоне. Несколько лет в преемниках ходил исполнительный секретарь ЦК ПКРМ Юрий Мунтян. Звучало и имя Олега Воронина, сына лидера ПКРМ. Летом 2018 года 77-летний Владимир Воронин заявил, что пока не готовит преемника, потому что у него еще есть силы.
Но в начале сентября 2021 года лидер ПКРМ, 28 лет стоявший у руля, объявил, что покидает пост. Поставив абсолютный рекорд по продолжительности управления партией в Молдове, Воронин сказал, что уходит, потому что «совесть надо иметь». И снова остался.
Новости по теме
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05
- 21.01, 12:13
- 21.01, 11:58
- 21.01, 11:21
- 20.01, 12:39
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05
- 21.01, 12:13
- 21.01, 11:58
- 21.01, 11:21
- 20.01, 12:39
ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ПКРМ !!!