Политика

Вспомнить ВСЁ

13.05.2016, 06:00
{Вспомнить ВСЁ} Молдавские Ведомости

Есть ли в Молдове такая политическая практика - признавать свои ошибки

Некоторое время назад состоялась весьма примечательная беседа между бывшим депутатом-коммунистом Григорием Петренко и евро-романтиком Натальей Морарь, в которой недавний политзаключённый затронул тему условий содержания в молдавских тюрьмах, а телеведущая изобличала молдавские власти в недостаточном европеизме.

Собственно, во времена Воронина тюрьмы были хуже, нарушения исполнительного кодекса грубее, и били арестованных больше, особенно в первый президентский срок. Попытки достучаться до кого-то из депутатов-коммунистов были совершенно бесполезными, включая председателя комиссии парламента по правам человека Михаила Сидорова (сегодня заместитель председателя Русской общины и руководитель правозащитного центра при КСРС).

Я глубоко сочувствую Григорию Петренко и людям из его группы, отбывшим полгода в молдавской тюрьме, как мне представляется, совершенно ни за что. Но, в то же время, хочу сказать, что у бывшего депутата нет морального права критиковать власти, во всяком случае, по этому поводу. 

Другой видный деятель прежнего режима, Марк Ткачук, неожиданно обнаружил в Кишинёве улицу антисемита Октавиана Гоги, подписавшего в 1938 году декрет №169 о лишении евреев прав гражданства и положившего начало преследованиям румынских евреев. Будто бы Марк узнал о геноциде евреев только вчера, или же во времена Воронина эта улица называлась как-то иначе.  

Бывшие «коммунисты» вдруг заметили, что учебники по Истории румын нехороши - в них, оказывается, отрицается молдавская идентичность. Но, простите меня, новые власти изъяли из программы только два учебника Сергея Назарии, все остальные издавались и переиздавались ещё при «коммунистах».

В последних выступлениях Марка Ткачука, Зураба Тодуа, Григория Петренко, Александра Петкова, Александра Исаева не слышно ни нотки сожаления или раскаяния, ни намёка на попытку извиниться за прошлые ошибки или проступки. Кажется, они начисто стёрли из своей памяти все события до 2015 года, и не было никогда ни меморандума Козака, ни массовой миграции молдаван, ни деградации экономики.

Если разобраться, то и у Натальи Морарь нет морального права критиковать правительство. Не потому, что она участвовала в событиях, приведших к власти этих «проевропейцев». А потому, что только благодаря нескончаемым сказкам о волшебном векторе эти люди задержались во власти на долгие годы ничего не делая для страны.

Нет, я понимаю - через семь лет после революции обнаружилось, что проевропейцы у нас неправильные. Нужны другие, правильные, которые вместе с европейскими партнёрами по развитию направят неразвитых туземцев к благополучию и процветанию. Не очень понятно, правда, откуда они возьмутся. Существует только один критерий европеизма - власть должна нравиться европейцам. А европейцам нынешняя власть нравится, и нравилась всегда, хотя они не просто знают, куда уходили западные гранты и украденный миллиард, а буквально наблюдают движение европейских ценностей по банковским счетам. И точку зрения европейцев на молдавское правительство отражают не романтики, а помощник госсекретаря США Виктория Нуланд – сегодня это главный европеец.

Миссия же Натальи Морарь состоит в отправлении обрядов культа карго. Если кто не знает что это, я объясню. Наблюдая за белыми людьми, туземцы Океании догадались, что вкусные и приятные товары прибывают на острова ниоткуда, падают с неба, и стали изготавливать из дерева и листьев макеты самолётов, имитировать взлётно-посадочные полосы, чтобы заслужить расположение духов. Потому что если вести себя как европейцы, быть похожими на европейцев, то процветание непременно наступит.

С верующими людьми нельзя спорить, им бесполезно объяснять, что когда мы разрушаем своё производство, образование, науку, культуру, мы становимся колонией, а колонии не развиваются. Нигерия больше века была колонией самого передового в мире государства - Великобритании, Сенегал был колонией прекрасной Франции, Конго – колонией Бельгии, но разве это привело к развитию? Латвия сегодня практически полностью потеряла промышленность, население республики уже меньше двух миллионов, почему мы думаем, что с Молдавией будет иначе?  

Справедливости ради надо сказать, что у нас вообще нет такой политической практики - признавать свои ошибки. Возможно, лучший тому пример - Юрие Рошка. Когда стало ясно, что радикальный электорат не простил ему союза с Ворониным, а русскоязычные избиратели никогда не простят националистической вакханалии начала 90-х годов, Рошка вдруг обнаружил в себе неоконсерватора, этакого упрощённого Дугина для начинающих. И, конечно же, не стал извиняться - просто развернулся и пошёл в другую сторону.

Бывший секретарь ЦК КПСС и молдавский президент Пётр Лучинский как-то раз сказал: «На протяжении всей моей жизни я всё делал честно». Бывший премьер Василий Тарлев сформулировал чуть сложнее: «Я не стыжусь ни одного решения, принятого Правительством при моем руководстве». В таком же тоне выдержаны речи Марка Ткачука, таковы же мемуары президента Мирчи Снегура. Не то чтобы кому-то были нужны их покаяния, но как-то уж очень похоже на неискренность.

Возможно, молдавские политики правы – с избирателем так и надо поступать, память у обывателя короткая. А может быть, просто не умеют вести себя иначе.

Олег КРАСНОВ

Комментарии (1) Добавить комментарии