Расследование

Юрие КОЛЕСНИК, историк-исследователь, писатель: «Мы должны помнить и чтить героев своей родины. Одним из них был Сергей Лазо»

14.03.2014, 06:00
{Юрие КОЛЕСНИК, историк-исследователь, писатель: «Мы должны помнить и чтить героев своей родины. Одним из них был Сергей Лазо»} Молдавские Ведомости

Сообщение о том, что правительство выделило в нынешнем году из бюджета 800 тысяч лей на оплату реставрации исторического комплекса «Усадьба семьи Лазо» в селе Пятра Оргеевского района вызвало негативную реакцию некоторых молдавских СМИ. Журналисты раскритиковали намерение тратить государственные деньги на восстановление усадьбы одного из героев Октябрьской революции 1917 года в России.

 

По мнению известного историка и писателя Юрие Колесника, у нас до сих пор все уверены в том, что Сергей Лазо - пламенный революционер, которого японцы якобы сожгли в печи паровоза, и больше никто. Между тем, по мнению Колесника, это субъективный взгляд. Историк и писатель приоткрыл некоторые белые пятна из жизни нашего известного земляка, со дня рождения которого прошло 120 лет.

 

- По моему мнению, мнение о Сергее Лазо как о пламенном борце за идеалы социализма и коммунизма – искусственное и не отвечает реалиям. К такому выводу я пришел, ознакомившись с жизнью и с близкими этого, безусловно, выдающегося человека.

 

Сергей Лазо родился 7 марта 1894 года в семье помещиков Георгия и Елены Лазо. Отец его умер в 1907 году. Елена вышла повторно замуж. Отчим Сергея, С.Л. Лузгин, был председателем окружного суда Бессарабской губернии. Именно он дал добро на создание первого парламента Бессарабии – Сфатул Цэрий.

 

Дядя Сергея Лазо, Николае Александри, был родственником известного писателя Василе Александри и председателем Сфатул Цэрий как самый пожилой депутат.  Будучи по профессии журналистом, он являлся основателем двух популярных в те времена изданий – в 1913 году  начал издавать журнал «Cuvânt Moldovenesc» («Молдавское слово»), а год спустя газету под одноименным названием. 

 

Мать Лазо стояла у истоков женского движения в Бессарабии, которым много лет руководила, добиваясь равноправия.

 

Подруга детства и юношества Сергея Лазо Тая была дочерью известного академика Павла Горя. Двоюродной сестрой Сергея была Ольга Крушеван-Флореску, ставшая впоследствии известной писательницей. Сохранились фотографии, на которых они вместе запечатлены в молодые годы в своих имениях.

 

Обучаясь на физико-математическом факультете МГУ, который закончил с блеском, Сергей  никогда не проявлял интереса к большевистским идеям. Мнение о нем как пламенном революционере ленинского типа ошибочно. Он, как и многие его ровесники, просто желал перемен в жизни монархической империи.

 

В феврале 1917 года в России произошла революция, которую ждали как предвестие реформ. Молодежь, уставшая от монархии, приветствовала смену власти. В этих условиях Сергей Лазо в ноябре 1916 года после окончания московского военного училища был отправлен в сердце Сибири - город Красноярск.

 

В отличие от западных границ, где велись военные действия, в том числе и на границе с Румынией, в Сибири была иная ситуация. Население и находившиеся там части российской армии не находились под влиянием большевистской пропаганды. В этом заключается большая ошибка историков, утверждающих, что под влиянием ленинских лозунгов Лазо решил основать Дальневосточную республику социалистического типа.

 

Главная идея создания новой республики, приверженцем которой был и Лазо, состояла в том, чтобы создать новое современное демократическое государство, в корне отличавшееся от старого режима. В Сибири жило множество народов и народностей. Создание новой республики должно было, по замыслу ее основателей, освободить их от многовекового ига.

 

Лазо был идеалистом и верил в возможность осуществления революционным путем реальных демократических изменений. Его портрет писали впоследствии авторы  советских энциклопедий, учебников,  романов и фильмов. На самом деле он мешал советской власти, которая решила от него избавиться.

 

Вокруг смерти Сергея Лазо, как и другого нашего известного земляка, Григория Котовского, до сих пор много неясностей. Котовского застрелили после того, как под его давлением была образована Молдавская автономная республика. Лазо постигла та же участь после образования Дальневосточного государственного образования. Политика, которую проводил Лазо, была социал-демократической и во многом противоречила большевистской доктрине.

 

Многие факты свидетельствуют о том, что именно большевики расстреляли пользующихся популярностью командармов и политиков, превратив их затем в революционных идолов. Сохранившиеся дневники, которые вел на протяжении последних лет жизни Сергей Лазо, свидетельствуют о том, что он не страдал «красной болезнью». На них и следует ориентироваться историкам.

 

Известный историк и писатель Георге Безвикони издал небольшую книгу «Сергей Лазо», в которой рассказал о судьбе представителей одной из самых известных в конце XIX-начале XX веков дворянских династий Бессарабии. Он цитирует воспоминания о Сергее его младшего брата Бориса, который эмигрировал в Румынию в июне 1941 года. Борис рассказал об отношении старшего брата к царской и большевистской России, и это не сходится с тем, о чем писали в советских источниках.

 

Я горжусь тем, что Сергей Лазо был нашим соотечественником и приветствую сохранение его имени в памяти нашей истории – имею в виду улицу в столице и памятник на Ботанике.  Мы должны помнить и чтить своих героев, одним из которых был Сергей Лазо. 

Николай Менюк

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Хотел высказаться вслед за публикацией, но приказал себе помолчать до поры, до времени, и вот почему. В семидесятых годах, когда усадьбе Лазо грозило разрушение, я был среди тех, кто способствовал ее сохранению посредством создания музея. В то же время я вел переписку и помогал черновицким историкам, которые писали книгу о Лазо и интересовались состоянием села, дома и жизнью его односельчан. Никто из нас не сомневался в том, что Лазо заслуживает к себе того внимания и были рады возведению памятника в Кишиневе. Это были действия большевиков и мы их поддерживали, но не подозревали, что придет время новых "известных историков и писателей", которые, не отвергнув героизм и заслуги Лазо, все - таки, проедутся грязной тряпкой по физиономии "большевистской России". Конечно, чтобы отстоять справедливость и объективность, нужно читать работу в оригинале, а не мнение одного человека, но есть моменты, которые позволяют задаться вопросом. Как, каким образом окружной судья мог дать добро на создание первого парламента Бессарабии? Каким это образом молодежь "устала" от монархии? Если не большевики, то кто посоветовал Лазо организовать Дальневосточную республику социалистического типа? Где доказательства, что именно советская власть решила избавиться от Лазо? Может быть Лазо действительно не страдал "красной болезнью", но вот сегодняшние "известные историки и писатели" определенно больны, правда назвать цвет этой болезни пока не могу.

  • x

    да уж писяки менюки сейчас в угоду политической коньюктуре любого превратят что оказывается и лазо был борец против большевиков.думаю вот такие писаки и про майдан будут писать как о революционерах когда на самом деле обыкновенные беспредельщики.очень жаль только что заложниками и соучастниками становятся наивные люди которых используют как одноразовые презики

  • x

    ну и сука оказывается этот лазо, а нам казалось что молодой идеалисть революционер... уж лучше бы семечками торговал у себя в кишиневе ....