Бывший премьер и первый заместитель председателя ЛДПМ, а ныне лидер формирующейся политической партии г-н Юрий Лянкэ отвечал на вопросы Наталии Морарь в рамках передачи Interpol. На вопросы отвечал, но практически ни на один не ответил. Эта манера отвечать, не отвечая, известна молдавской политике. Старожилы помнят, как отвечал на вопросы один очень-очень большой молдавский начальник.
На вопрос: Является ли Молдова захваченных, мафиозным государством? - г-н Лянкэ предложил оставить это на рассмотрении специалистов. Странная позиция для человека, готовящегося к вступлению в большую молдавскую политику во главе собственной партии. Если, г-н Лянкэ боится сказать то, о чем открыто говорят эксперты, простые граждане, - государство захвачено олигархами и обслуживает исключительно их интересы, - то каких политических достижений следует нам ожидать от него и его будущей партии? Также не хорошо, если Юрий Лянкэ искренне считает, что Молдова не есть захваченное государство – это, по мне, говорит о его неспособности правильно ставить диагноз положению дел в стране.
На вопрос: Считает ли он, что прокуратура работает на узкую группу людей? – Юрие Лянкэ заявил, что прокуратуру и суды необходимо реформировать. Реформы разные бывают, но когда прокуратура работает на одного человека, на Плахотнюка и его окружение, то простыми реформами (теми, о которых говорится в концепции реформирования прокуратуры, подготовленной комиссией Владислава Грибинчи в 2013 г.) не обойтись. Тут надо увольнять и отдавать под суд людей, обрубать мафиозные щупальца, тянущиеся в гостиницу «Нобил», а не сводить все к способу избрания генпрокурора, к неким абстрактным реформам, о которых можно говорить и которые можно внедрять бесконечно долго, без какого-либо позитивного результата для дела. Г-н Лянкэ не захотел признавать очевидного всем факта, что прокуратура (а также НАЦ, суды и пр.) контролируются Плахотнюком.
Кстати, имя Плахотнюк за все время передачи Юрие Лянкэ не произнес ни одного раза. Тут он - полная копия Владимира Воронина, который это имя также опасался произносить всуе.
Г-н Лянкэ признал, что и вовремя его премьерства существовали два центра принятия решений. Где принимались решения, кроме как в правительстве, им возглавляемом, г-н Лянкэ отказался уточнить. На протяжении всей передачи г-н Лянкэ подчеркивал, что он знает многое, но не будет об этом говорить сегодня. Странная позиция для лидера начинающей партии, стремящейся завоевать доверие и поддержку граждан страны.
В то же самое время бывший премьер утверждал, что политический проект, который он собирается возглавить, будет проектом нового типа, в котором будут соблюдаться принципы открытости, коллегиальности и т.д. Видимо, эти принципы сам г-н Лянкэ будет соблюдать после официальной регистрации партии в минюсте, поскольку в своих интервью, включая вчерашнее, открытости и правды мы видели мало. В этом смысле ( сейчас скажу крамольную мысль) Филат образца 2011-2013 гг. показал себя более смелым и открытым политиком, не только признававшим коррупцию и воровство в руководимой им стране, но и называвшим имена воров. В частности имя Плахотнюка. Политическая деградация и психологическое подчинение Филата Плахотнюку – результат слабохарактерности первого. Однако, даже слабохарактерный Филат называл имена. Лянкэ имен не называет. У него коррупция в стране есть, а коррупционеров (и это после полутора годов премьерства и накануне старта нового политического проекта!) - нет. Это многое говорит о его характере и о его качествах лидера.
Лянкэ продолжил идиотскую, протухшую, абсолютно неадекватную традицию, хорошо укоренившуюся в Молдове, говорить о том, что в стране наладятся дела тогда, когда будет изменена система. Что система во всем виновата и т.д. Где он и как выглядит этот загадочный зверь «Система», никто толком объяснить не может. О системе заговаривают в двух случаях: когда признаются в своей неспособности что либо изменить и когда не собираются ничего менять. Для г-на Лянкэ подходят оба случая. Он и изменить, будучи «всего лишь премьером», ничего не смог , и, по-видимому, никаких фундаментальных трансформаций проводить не собирается. Это стало ясно не только из частого повторения слова «система», но и из попыток опять поспекулировать на опасности, исходящей от «руки Москвы» (критика коалиции меньшинства, законопроекта о постоянном нейтралитете и о праздновании 70-летней годовщины Победы) и постоянном настаивании на том, с чем мало кто спорит, - только в сотрудничестве с европейскими партнерами нам удастся изменить что-то в стране. Эти, повторяемые властью на протяжении последних пяти лет мантры, всем надоело слушать. Новый политический проект, как мне кажется, должен быть серьезно «заточен» под внутренние реформы. Этого мы вчера от г-на Лянкэ не услышали, о конкретных реформах он почти ничего не сказал.
Система, о которой постоянно говорил бывший премьер, называется коррупция. Именно коррупция, коррупционные связи и отношения управляют сегодня Молдовой. У коррупции есть источники, есть имена, стоящие за коррупционными схемами. Эти имена у всех на слуху – Плахотнюк, Филат, Воронин и их ближайшее окружение.НИ ОДНОГО ИМЕНИ Лянкэ вчера не назвал. Разрушение «системы» есть ничто иное как создание и укрепление правового государства в Молдове, восстановление демократических институтов и механизмов, включая выборы, свободную прессу, деполитизацию государственных учреждений и т.д. Сделать так, чтобы все соблюдали Закон, а последний применялся бы одинаково ко всем - вот что есть разрушение пресловутой системы.
Для того, чтобы начать процесс разрушения «системы» необходимо избавиться от людей, эту систему создавших, укрепивших и поддерживающих. В правительстве, парламенте, прокуратуре, НАЦ, КСТР, НБМ, судах, таможне и т.д. – везде. Вот о чем ни слова не сказал Лянкэ. Возникает вопрос об адекватности восприятия ситуации в стране будущим лидером политического «проекта нового типа».
По БЕМу было интересно. Выяснилось, что премьер Лянкэ передал БЕМ в 2013 году бесплатно в частные руки по совету Филата (это было известно), не проявив при этом хотя бы любопытства по поводу того, как так случилось, что некогда самый мощный молдавский банк докатился до состояния предбанкротства? Попыток вернуть в банк выведенные незаконным путем через невозвратные кредиты деньги мы от г-на Лянкэ не видели.
Допустим, в начале мандата у г-на Лянкэ было мало опыта и знаний, поэтому он попался на удочку Филату и других советчиков по БЕМу и по Аэропорту. Но что случилось в 2014 году, когда Лянкэ стал соучастником крупнейшего в истории Молдовы грабежа публичных денег из БЕМ? Как случилось, что Лянкэ проводит и лично подписывает СЕКРЕТНОЕ решение правительства о выделении ПУБЛИЧНЫХ денег банкам, у которых репутация полубандитских структур? Тут уже о неопытности и наивности речи не может быть.
Лянкэ прекрасно понимал, что вытворяют Плахотнюк и Филат (Шор, насколько мне известно, просто подставное лицо на комиссии) в период предвыборной кампании, когда люди отдавали свои голоса за ДПМ и ЛДПМ, пытаясь «спасти европейский выбор Молдовы». Они грабили всех нас самым наглым, доселе невиданным образом. С полномочным участием в грабеже государства, - кабинет министров, Высшая судебная палата, Национальный банк Молдовы, прокуратура и т.д., - в котором г-н Лянкэ был премьером. «Всего лишь» премьером.
Что ты за премьер, если зная, что из БЕМа были выведены 13 миллиардов леев (а это тысячи вкладчиков, о которых Лянкэ вчера вдруг вспомнил), ты принимаешь секретное решение о выделении из публичных денег (из наших с вами денег) еще 10 миллиардов (!) леев, которые тоже благополучно уходят в оффшоры?! Если премьер об этом знал, то он соучастник. Если (допустим) не знал, то он просто не премьер, а смотрящий бандитов в правительстве.
Ответы г-на Лянкэ на вопросы ведущей, касающихся грабежа из БЕМа, были не просто неубедительны – они раздражали, вызывали чувство досады и неловкости. Неловкости за человека, который претендовал на звание «главного европейца» Молдовы. А ответ на вопрос: "Почему решение правительства о выделении 10 миллиардов было секретным?", был просто бредовым - «Оно было секретным, потому что об этом попросила уполномоченная структура». Да, мало ли что уполномоченная структура может попросить (надо понимать, что речь идет о НБМ), ты-то для чего премьером сидишь?! Речь идет о огромной сумме публичных денег, решение о выделении которых в данных обстоятельствах по определению не могло быть секретным. Это очевидно, тем более для человека, считающим себя главным европейцем Молдовы. В Европе за такие вещи выгоняют с работы и сажают в тюрьму. Грустно, досадно, неловко.
Какой-то странный старт нового политического проекта. Лидер будущей партии полтора года был «всего лишь премьером». В период его премьерства в стране произошел крупнейший за всю историю Молдовы грабеж публичных денег, на грань катастрофы поставлена вся банковско-финансовая система страны. В Молдове стало больше коррупции, и по международным рейтингам наша страна - самая коррумпированная в мире (!). В период премьерства Юрия Лянкэ впервые за всю независимую историю Молдовы были сфальсифицированы парламентские выборы в такой степени, что это радикальным образом повлияло на их результаты. За полтора года премьерства Юрий Лянкэ не выполнил ни одного из своих обещаний, данных в начале мандата, в том, что касается внутренних реформ, в т.ч. в области борьбы с коррупцией. Ошибки свои не признает, правду говорить не хочет. С таким багажом не в политику, а в богадельню, если тюрьмы удастся избежать, уходить надо.
Самое странное в истории с премьерством Юрия Лянкэ это то, что на всем протяжении премьерского мандата он ни разу (во всяком случае, мы это не видели и не слышали) не попытался что-либо изменить в повестке дня, которую последовательно претворяли в жизнь группировка Плахотнюка и помогающая ей партия Филата. Все, что хотели грабануть – грабанули, все, что хотели сфальсифицировать – сфальсифицировали.
А ведь достаточно было открыто заявить о своем несогласии с действиями Плахотнюка-Филата, и это оценили бы по достоинству многие в Молдове. Достаточно было не подписывать сомнительные решения и бумаги. Достаточно было подать, в конце концов, в отставку, в знак несогласия с беспределом, творимым олигархами, и дорога в самостоятельный политический проект была бы другой, заслуженный авторитет и уважение, как обязательные условия для запуска политической партии, были бы налицо. Ничего этого не было. Было не просто полное непротивление бандитизму, но и активное обслуживание интересов олигархических группировок.
Я абсолютно уверен, что будь г-н Лянкэ вновь избран премьером, мы бы продолжали наблюдать картину полнойантанты между премьером и олигархическими группировками, его избравшими. Не узнали бы мы из уст г-на Лянкэ о том, что в стране два центра принятия решений и, вообще, масса серьезных и нерешенных проблем. Более того, почему-то уверен в том, что г-н Лянкэ согласился бы принять правительство из рук т.н. коалиции меньшинства и нашел бы убедительные аргументы в пользу принятия в парламенте законов о постоянном нейтралитете Молдовы и праздновании 70-летней годовщины победы в Великой отечественной войне.
Вот почему не верится в то, что Юрию Лянкэ удастся создать партию нового типа. И что эта партия будет в состоянии сделать то, что сегодня необходимо Молдове – посадить Плахотнюка и Филата (имена которых Лянкэ даже боится произнести), провести реформы, ведущие к ликвидации олигархического режима и восстановлению демократии и верховенства права в Молдове.
Алексей Тулбуре
Еnews.md
Лянке - это китайский болванчик в руках Филата и Плахотнюка. Но с другой стороны Лянке - это мавр, который делает свое дело по !развалу ЛДПМ. Правда, делает он это свое дело из рук вон плохо!
что за невезение... что не премьер, то его никак не приведешь в пример... хорошо премьеру в РОССИИ...ТАМ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ТЯНЕТ ЛЯМКУ ...ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ...КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ... ДА И КОМАНДУ НАДЕЖНУЮ...ЧТОБЫ ВСЕ ВЫПОЛНЯЛИ СВОЮ РАБОТА ПО НАСТОЯЩЕМУ...
Надо ехать в Россию. Там наша Родина.
ЛА РЕВЕДЕРЕ.
В годы массового социалистического соревнования, этой формой были охвачены все институты и отрасли народного хозяйства страны, в том числе и министерство обороны. Так вот, победителем социалистического соревнования среди армейцев становился тот, кто плохо кормил, хуже одевал и обувал солдата. Услугаа Лянкэ и его польза для республике во время его пребывания в роли первого министра оказалась та, что республика не потратилась на проведение внеочередных выборов, которых так яростно требовали ПКРМовцы. Для большего этот человек был просто неспособным. Он не только понятия не имеет в партийных делах, но и простейшей тропинки для проникновения в их ряды не видит. Обыкновенный чистоплюй, умеющий переносить бумаги с одного стола на другой и механически выполнять чужие указания. Нет у него никаких программ, нет и не будет у него никакой значимой партии. Мне очень стыдно, что трачу время на обсуждение совершенно пустопорожнего дела.