Закон

Зачем личный бизнес бюджетнице с самой высокой зарплатой?

01.05.2015, 06:00
{Зачем личный бизнес бюджетнице с самой высокой зарплатой?} Молдавские Ведомости

Нахлебники государства: о скрытых интересах руководителей «Aeroport Catering», «Tutun-CTC» и «Moldtelecom»

Главы самых важных государственных предприятий Молдовы ежемесячно получают зарплаты в десятки тысяч лей, но не довольствуются этим. Управляя с большим или меньшим успехом государственной собственностью, параллельно они руководят и собственным бизнесом, который скрывают от народных глаз и который иногда подозрительно пересекается с их должностными обязанностями.
31 марта года истек срок подачи чиновниками деклараций о доходах и имуществе за 2014 год. Хотя закон и предусматривает их публичный (!) характер, на сайтах большинства государственных институтов нет ни одной декларации. Национальная комиссия по целостности, которая по закону уполномочена их получать и обнародовать, не спешит и даже не приступила к организации тендерной процедуры для назначения фирмы, которая будет сканировать и публиковать декларации.  Представители НКЦ сообщили, что заявления чиновников могут быть размещены на Cni.md только к осени, то есть через полугода после подачи. Редакция портала Аnticoruptie.md «просканировала» видимую часть имущества трех руководителей госпредприятий, получивших в 2013 году получили самые высокие зарплаты среди бюджетников - более полумиллиона лей (около 50 тысяч в месяц).

 

Фигаро тут, Фигаро там

 

С 2011 года Алла Сырбу является директором «Tutun-CTC», ведущего предприятия Молдовы в области производства и продажи табачных изделий. Сырбу зарекомендовала себя как бюджетница с одной из самых больших зарплат, что часто становится причиной оживленных дискуссий в парламенте.

У Сырбу есть время для ведения личного бизнеса. Она учредитель двух  ООО: «Efide Audit», специализирующейся на аудите, в которой у нее 51 процент уставного капитала, и «Asset House», специализирующейся на ведении бухучета, где ее доля составляет 50 процентов.

В декларации за 2013 год Сырбу отметила, что получила доход в 57 тысяч лей в виде дивидендов от деятельности «Asset House». По данным регистрационной палаты, в «Efide Audit», глава «Tutun-CTC» значится и в качестве администратора. В обеих ООО партнер - некая Наталья Чумакова, принимавшая участие, вместе с разными фигурантами, в основании других трех ООО: «Media Prim» с рекламным агентством; «Dixonia-Tex», производство и продажа одежды, косметики и транспортных средств; «Anacors-Prim» со схожими видами деятельности.

 

Партнер по бизнесу

 

У Чумаковой ранее были тесные связи с другим, еще более интересным ООО – «Expert Tutun», которое она представляла в государственной налоговой инспекции. Фирма зарегистрирована в Бельцах, в доме № 48 по улице Ивана Франко, учреждена в мае 2012 года. Сейчас ею управляет некий Корнелиу Кроитор, учредитель - Эдуард Мошин, работник «Tutun-CTC».

Уставной капитал фирмы - миллион лей, специализируется она на торговле различными товарами, включая табак. Из бесед в различных магазинах региона журналисты узнали, что «Expert Tutun» в последние годы являлся одним из официальных дистрибьюторов компании «Tutun-CTC» в северном регионе. Информацию подтвердил для «ZdG» и Ион Волуца, коммерческий директор госпредприятия, уточнивший, что с 15 марта фирма больше не является  официальным дистрибьютором «Tutun-CTC», поскольку «не соответствует уровню и заменено другим ООО». В действительности с июля 2014 года фирма сталкивалась с финансовыми проблемами, отметил он.

«Если между официальным дистрибьютором и «Tutun-CTC» отношения являются не только профессиональными, тогда вполне могли быть допустимы многие подозрительные моменты, – разъясняет бывший член АД Tutun-CTC». - Например, дистрибьютор мог получать продукцию без аванса и возвращать деньги только после продажи. В то же время и цены могли быть договорными. Очевидно, возникли вопросы к способу отбора этого дистрибьютора, который получает деньги только за распределение сигарет по магазинам».

«У меня нет родственных отношений с Чумаковой, просто мы собственники фирмы, – заявила Алла Сырбу. - Она может больше вам сказать. У меня не было никаких полномочий в этой дистрибьюторской компании. Дистрибьюторов выбирает комиссия. У меня не было предпочтений, иначе компания была бы дистрибьютором. Так как у меня их нет, то я и не беспокоюсь. Теперь компания больше не является дистрибьютором. Г-н Мошин является менеджером. Я не знаю, кто директор «Expert Tutun»».

«Изначально я была и основателем «Expert Tutun», - сказала, в свою очередь, Наталья Чумакова. - Но какова ваша цель? Зачем вам нужна эта информация? Я не хочу говорить. Я никак не связана с этой фирмой и не хочу ее упоминать. Я ее продала. Не желаю говорить, как она стала дистрибьютором «Tutun-CTC»».  

 

Дом, который продается, перепродается… и возвращается к хозяйке  

 

В 2013 году Алла Сырбу, помимо этих двух фирм, задекларировала годовую зарплату в сумме 700 тысяч лей, жилой дом и автомобиль Lexus, который водила по договору о праве пользования. Если в декларацию 2012 года глава «Tutun-CTC» включила и квартиру площадью 76,2 м², то в декларации, заполненной 19 марта 2013 года, квартира не фигурирует, хотя, по  данным кадастра, она и владела ею до 21 марта 2013 года, после чего подарила  сыну Раду.

В то же время между Аллой Сырбу и ее сыном, по просьбе главы «Tutun-CTC», был заключен договор о праве на проживание, который позволяет матери пользоваться квартирой и запрещает владельцу ее отчуждать. Представители НКЦ уверены: квартира должна была быть отражена в декларации о доходах и имуществе чиновницы, так как она заполнила ее 19 марта 2013 года, а договор дарения – от 21 марта 2013 года.

«В чем проблема? – возмутилась Сырбу. - Зачем ее декларировать, если она принадлежит не мне? Извините, пожалуйста, но эта декларация канула в лету. Я не могу сказать точно. Нужно поднять документы».

Живет Алла Сырбу в Ставченах, в роскошном доме в нескольких километрах от Кишинева. Хотя по декларации об имуществе площадь дома всего 99 м², в реальности он кажется намного больше. У этого здания интересная история. В 2006-2009 годах он был заложен в «Mobiasbanc» и «Victoriabank» в обмен на два кредита. В конечном итоге имущество было арестовано. После снятия ареста дом был продан и перепродан, и 3 октября 2013 года стал собственностью Стелуцы Волуца, супруги коммерческого директора «Tutun-CTC» Иона Волуца на основании свидетельства законного наследника.

25 октября 2013 года Алла Сырбу купила дом, который новогодним вечером 31 декабря 2013 года подарила супругам Эдуарду и Елене Киртоакэ… до 13 марта 2015 года. 12 марта 2015 года, то есть месяц назад, Алла Сырбу вновь стала владелицей дома.

«Моя декларация есть в НКЦ, - говорит она. – Хотите - попробуйте запросить. Да, я задекларировала дом. В чем проблема? Для чего вам понимать все операции? Я хотела его продать, но передумала. Со мной не рассчитались. Я думаю, что мой доход позволяет мне иметь дом в Ставченах».

 

Расследование выполнено в рамках кампании «Журналисты за неподкупность на государственной службе», проводимой центром журналистских расследований при поддержке программы «Эффективное управление» фонда «Сорос-Молдова». Финансирующее учреждение не оказывает никакого влияния на тему и содержание публикуемых расследований

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (3) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →