Экономика

Зачем власти неприбыльные предприятия

10.05.2017, 06:34
{Зачем власти неприбыльные предприятия} Молдавские Ведомости

Вице-премьер, министр экономики Октавиан Калмык заявил на совещании с руководителями предприятий о том, что деятельность госпредприятий и акционерных обществ с долей государства, администрируемых минэкономики, недостаточно эффективна и должна быть улучшена. Еще бы! Госпредприятия и акционерные общества с госкапиталом приносят в бюджет в 124 раза меньше средств, чем физические лица.

Госпредприятия работают из рук вон плохо

Суммарные доходы госбюджета на 2017 год запланированы в сумме 32 миллиарда 839 миллионов 162,2 тысячи лей, а вот доходы от процентов и дивидендов государственной собственности - 191 миллион 243,7 тысячи лей. Госпредприятия и АО принесут в бюджет 0,6 процент против 74,2 процента, которые выплатят граждане в виде налогов, акцизов, штрафов, поборов. Это в 124 раза меньше.

По сообщению пресс-службы минэкономики, доходы госпредприятий от продаж в 2016 году в целом выросли на 24 процента - до 917,86 миллиона лей. Это не прибыль. Отметим, что у семи предприятий зарегистрировано снижение этого показателя более чем на 16 миллионов лей.

Калмык сурово потребовал: «принять меры для увеличения доходов от продаж, снижения дебиторской задолженности, неоправданных и нерегламентированных расходов, чтобы сделать госпредприятия и АО прибыльными и эффективными». А еще админсоветы должны установить целевые показатели для руководителей предприятий, от реализации которых будет зависеть уровень их зарплаты.

Миллион лей секретарше и ненужное оборудование стоимостью в миллиард

В марте 2016 года Счетная палата,  представив отчет об аудите эффективности расходования публичных денег на госпредприятиях в 2012-2014 годах, констатировала тенденцию роста убытков.

В 2014 году убытки составили почти 3 миллиарда лей - в пять раз больше, чем в 2013-м. В полтора раза выросли долги, достигнув астрономической цифры в 39,9 миллиарда лей. При этом зарплаты руководителей, а также выплаты чиновникам - членам админсоветов, за редким исключением, существенно увеличились. Основной причиной такого положения дел аудиторы назвали неэффективный менеджмент.

Минфин и минэкономики не владеют данными об администрировании госсобственности и не могут разработать программу развития предприятий и экономики в целом на ближайшую и отдаленную перспективу. Непонятно, на что надеется министр, требуя от прибыльных предприятий трехлетние бизнес-планы повышения прибыли, а от имеющих долги - планы их погашения без ущерба для государства и с соблюдением прав и интересов работников.

«Большинство представителей правительства в админсоветах предприятий с мажоритарным пакетом акций государства кроме как обдиранием казны ничем не занимаются, - прокомментировал ситуацию на заседании СП в 2016 году ее тогдашний председатель Серафим Урекян. - Многие месяцами не присутствуют на заседаниях советов, приходя лишь за дивидендами. Некоторые  ухитряются получать по одному-полутора миллиона лей и более надбавок к ежемесячной зарплате в 15-20 админсоветах госпредприятий. Три представителя государства в АО «Moldova-gaz», помимо зарплаты по основному месту работы, имеют дополнительно по 400 тысяч лей. А у предприятия - миллиардные убытки».

Именно Урекян рассказал о том, что секретарша одного из министров дополнительно к зарплате получала ежегодно по 500 тысяч лей как представитель государства в АО.

Другой вопиющий случай: АО «Moldtelecom», где 100 процентов акций принадлежит государству, приобрело китайское оборудование стоимостью в миллиард лей. На вопрос, почему его не используют, главный инженер предприятия на заседании СП ответил откровенно: потому что оно вообще не нужно!

Власти избавились от «Banca de Economii», хотя банки приносят огромную прибыль. Чистая прибыль банков страны только в первом квартале 2015 года составила 306,74 миллионов лей. Сравним с 191 миллионом 243,7 тысячи лей – запланированные доходы в 2017 году от 200 госпредприятий.

Чем меньше прибыль - тем больше административные расходы 

Эксперт IDIS «Viitorul» Вячеслав Ионицэ в представленном в 2016 году отчете о роли госпредприятий сделал вывод: из более двух сотен предприятий лишь неполных два десятка - с прибылью. Минсельхоз и минэкономики контролируют 124 предприятия – треть, и в 2014 году только 32 зарегистрировали прибыль.

АО «Tutun-CTC» заработал по итогам 2016 года 14,8 миллиона лей прибыли против 15,2 миллионов лей годом ранее. АО «Moldtelecom» получил по итогам 2016 года чистую прибыль в 72,6 миллиона лей - почти на 20 миллионов меньше, чем годом ранее. При этом растут себестоимость продаж и административные затраты.

Молдова - единственная страна в Европе, за исключением Белоруссии, где 60 процентов работающих трудится на госпредприятиях, включая бюджетные учреждения. Государство Молдова - самый крупный работодатель. Власть выстраивает эту систему во имя своей выгоды. Работников госпредприятий выгодно использовать на выборах, из госпредприятия можно безнаказанно выводить средства в партийную казну. Примитивное производство, высокий уровень административных расходов - выгодны. Можно ли в этой ситуации верить словам  вице-премьера о том, что он хочет что-то изменить?

Почему зарплата экспертов вдвое больше президентской

Минэкономики намерено пригласить группу иностранных экспертов, которые после мониторинга представят технико-экономическое обоснование для каждого хозяйствующего субъекта с конкретными рекомендациями.

Что стоит за этой программой? Желание создать очередную «прачечную» для отмывания грантов с участием самих доноров?

Напомним, что месяц назад минтруд предложил дополнить закон о трудовой миграции статьей об особых условиях оплаты труда иностранцев. Работодатели будут обязаны назначать им зарплату не ниже средней прогнозируемой по экономике на текущий год. А для особо квалифицированных – не менее пяти зарплат. То есть как минимум вдвое больше, чем у президента, получающего 12 960 лей, и почти втрое больше, чем у министров, у которых 9585 лей.

Программы реформ есть – результатов нет

Во что же нам обойдется программа развития каждого госпредприятия?

Вот лишь некоторые примеры. Общая оценочная стоимость создания стратегии развития малых и средних предприятий на 2012-2014 годы составила 363 миллиона лей, половина не имела покрытия. Разработка национальной стратегии привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2016-2020 годы оценена в 640 тысяч евро. В том числе на «повышение эффективности регулирования и контроля финансово-банковской системы в соответствии с международными практиками и требованиями ЕС» уйдет 1,6 миллиона лей. Отчеты о расходах не обнародуются. А главное – где результаты?

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии