Политика

Зашифрованное послание Плахотнюка стране: плачь, Молдова!

08.12.2015, 06:00
{Зашифрованное послание Плахотнюка стране: плачь, Молдова!} Молдавские Ведомости

В любой другой стране, скажем, в африканской или даже в Гондурасе, если бы парламент обсуждал вопрос о хищении 1/8 части ВВП или 2/3 годового бюджета, наверное, население проявило бы повышенную активность. Но не в Молдове. Почему то, что происходило в парламенте 2-3 декабря, не взволновало людей, было воспринято апатично и почти безразлично?

 

«Взять за яблочко» воров пока некому

Думаю, ответ на этот вопрос простой – неверие. Как же можно надеяться на справедливое рассмотрение дела, когда власть и парламентские партии сами замешаны в «краже века»? А назначенные ими прокуроры вот уже год имитируют следствие, когда виновные все до одного известны и находятся на свободе?

Люди этим спектаклем сыты по горло и понимают, что наказать виновных можно, только разогнав нынешнюю молдавскую политическую «шайку-лейку», и назначив независимых, а, возможно, и иностранных прокуроров и судей. И порядок в стране с помощью новых митингов уже не наведешь, теперь сделать это можно только силой. А оппозиция пока к таким действиям не готова, и «взять за яблочко» воров пока некому.

Тем не менее, то, что происходило в парламенте во время слушаний, представляет интерес, хотя бы потому что содержит определенное «послание» закулисной власти молдавскому обществу. И понять его - дело совсем не лишнее.

Но начнем с выводов.

 

Парламент нынешнего созыва себя полностью исчерпал

Это главный вывод. Предложения ПСРМ об отставке генпрокурора, главы НЦБК и других лиц, ответственных за расследование «кражи века», поддержки не нашли. Законодатели требования народа, высказанные на многотысячных митингах, проигнорировали. Поэтому слушания фактически стали «лакмусовой бумажкой» для парламентских партий. Все они, за исключением оппозиционной ПСРМ, несут политическую ответственность за кражу миллиарда. И пока такая ситуация будет сохраняться, говорить о наказании виновных и возврате денег в страну бессмысленно.

 

Акт саморазоблачения ДПМ

Парламентские слушания стали актом саморазоблачения ДПМ. Как мы знаем, отсутствие результата – тоже результат. И ДПМ было нужно, чтобы слушания закончились ничем.

Фактически демократы – единственная партия, которая сегодня находится у власти. После отставки правительства Стрельца все рычаги управления страной - в руках ДПМ. Представитель партии Андриан Канду руководит парламентом, и очень многие решения зависят именно от него. В частности, вопросы отставки и назначения генпрокурора, а после недавно принятого решения - и главы  НЦБК. Кроме того, сейчас Канду решает и судьбу главы НБМ. А это ключевые лица, имеющие отношение к «краже века».

На днях бывший прокурор Кишинева Иван Дьяков заявил, что «генпрокурор подчиняется ДПМ», а самые громкие дела фабрикуются. Дьяков говорит, что это относится к делу Григория Петренко, а «в случае Филата, тоже самое. Не было достаточно улик, чтобы держать его под арестом».

Мы можем привести и дополнительные соображения, подтверждающие, что прокурорская система находится в подчинении ДПМ.

 

Прокуроры – длинная «рука» ДПМ

Напомним, что в день слушаний Гурин, отвечая на вопрос депутата, почему до сих пор не арестован Шор, прямо отвечающий за вывод миллиардов в  оффшоры, сказал, что таково решение суда, а для следующего обращения в инстанции нужно возбуждать новое дело и представлять дополнительные доказательства.

В этот же день стало известно об аресте Григория Гачкевича, бывшего президента «Banca de Economii». Его обвиняют в нарушении правил кредитования. Трем экономическим агентам было выдано 260 миллионов лей. Гачкевича задержали в день выписки из онкобольницы.

Как известно, когда Шор руководил банками, из них исчезло почти 18 миллиардов лей. Но при этом подозреваемый остается на свободе. Прокуратуре якобы не хватает доказательств.

На самом деле все просто. И прокуроры, и глава НБМ пытаются представить дело так, что никакой «кражи века» не было, а «Banca de Economii» выпотрошили задолго до ноября 2014-го. И они неоднократно говорили об этом. Когда же под нажимом общественности и СМИ прокуроры таки «взялись» за Шора, тот предупредил, что не допустит, чтобы из него делали «козла отпущения» и расскажет о главных молдавских политиках такое, что им не поздоровится.  

Мы видим, что, выполняя указания демократов, а точнее олигарха номер один, прокуроры копают под Гачкевича, нашли способ упрятать за решетку имевшего депутатскую неприкосновенность Филата, олигарха номер два, но оказываются «бессильными» перед Шором.

Мало кто сомневается в том, что прокуроры – это лишь длинная «рука» ДПМ.

 

Еще  один зависимый

В зависимости от ДПМ и руководство нацбанка. Его главу назначает и освобождает парламент. У губернатора сумасшедшая для Молдовы зарплата, возможность брать большие и фактически беспроцентные кредиты, дополнительно – оплаченная «социалка», медицина и много других льгот. Не говоря уже о конфиденциальной информации о валютных курсах и прочих хитростях, что,  опять же, можно легко конвертировать в доходы самыми разными способами. Как показало журналистское расследование, нынешний губернатор живет припеваючи.

Все эти моменты сплетаются в веревочку, с помощью которой парламент и демократы контролируют руководство НБМ.

Вспомним, что Дорин Дрэгуцану подал прошение об отставке, но продолжает исполнять свои функции. Конкурс на замещение должности был превращен в шоу, и теперь все решает опять же Канду, который никуда не спешит. Дрэгуцану уйдет, когда будет подобран другой управляемый человек, безусловно, с компроматом, чтобы от него можно было добиться послушания. А пока Дрэгацану выполняет задачу, поставленную перед ним ДПМ.

 

О чем не сказал Дрэгуцану

На слушаниях в парламенте и.о. губернатора развивал идею, что «проблемные кредиты в BЕМ накапливались с течением времени». Дрэгуцану назвал несколько цифр. Например, что «в BEM проблемные кредиты в 2009 году составляли  376 миллионов лей, к концу 2011 года было зарегистрировано кредитов на сумму 913 миллионов лей и в 2013-м – 1,4 миллиарда лей, а к концу 2013 года объем проблемных кредитов снизился до 826 миллионов лей». В конце 2014 года сумма проблемных кредитов составляла 971 миллион лей.

Конечно, эта информация может произвести впечатление на пенсионеров и даже на депутатов, среди которых только несколько разбираются в тонкостях банковского дела. Но нам важно увидеть общую картину, чтобы понять, что стоит за цифрами, которыми жонглировал Дрэгуцану.

Так, к  1 ноября 2014 года общий кредитный портфель молдавских банков составил 47,981 миллиарда лей. Доля неблагоприятных кредитов была порядка 6 миллиардов - 12,5 процента. Больше всего неблагоприятных кредитов имел Eximbank Gruppo Veneto Banca - 31,92 процента от общего объема кредитного портфеля, BCR Chisinau - 25,83, Banca de Economii - 25,35, Victoriabank - 20,18 и Banca Sociala -  17,26 процента.

Как видим, ничего смертельного для «Banca de Economii». НБМ мог бы с таким же успехом броситься спасть «Victoriabank», где держат свои деньги посольство США и дипмиссии ряда других стран, а также международные финансовые организации.

С другой стороны, НБМ мог ввести спецуправление в «Banca de Economii» намного раньше. Как проговорился сам Дрэгуцану, на 1 января 2013 года невозвратных кредитов было почти вдвое больше, чем  к 1 ноября 2014 года,  а в марте 2013-го были совершены две «магические сделки» на 930 миллионов и 330 миллионов лей проблемных кредитов.

Но губернатор – человек терпеливый. Спецуправление водится только 24 ноября 2014 года.

Логично, чтобы особый режим управление прописывали до того, как правительство примет решение о выделении 9,5 миллиарда лей для спасения банков группы ВЕМ. Но нет, происходит наоборот: вначале направляются деньги, а потом вводится спецуправление.

Что любопытно: как премьер-министр определил необходимую сумму в 9,5 миллиарда? На глаз? Ведь, по признанию самого Лянкэ, ситуацию в банках он плохо знал. Подсказали ребята из НБМ? Так это или не так?

 

Как деньги увели из-под носа

Более правдивой выглядит версия, что суммы определялись руководителем операции по хищению миллиардов.

Как бы то ни было, но в конце ноября 2014 года Шору удается аккумулировать в «Banca Sociala» 17,793 миллиарда лей, более половины годового (на 2015-й) бюджета страны.

Как отмечает доктор экономики Михаил Пойсик, эти данные  «отражёны в бухгалтерском балансе по состоянию на 30 ноября в строке «140 Altе асtivе». Только из «BЕМ» было переведено 11 миллиардов лей, из которых 2,9 и 4,7 миллиарда по тогдашнему курсу были в долларах и евро.

А теперь внимание: 25-26 ноября, как утверждает Пойсик, уже после того как НБМ ввел спецуправление, «Banca Socială» оформляет кредиты пяти компаниям на общую сумму в 13,3 миллиарда лей: «Danmira» – 2,7 миллиарда, «Davema-Com» – 3,2 миллиарда, «Voximar-Com» – 2,5 миллиарда, «Contrade» – 2,3 миллиарда и «Caritas Group» – 2,6 миллиарда лей. И деньги уходят за рубеж в оффшоры.

Чуть позже, в декабре 2014 года, нацбанк делает громкое заявление: через «Banca Sociala» выведен почти миллиард евро.

Все эти детали во время слушаний в парламенте Дорин Дрэгуцану не привел. А зачем? Их мог бы сообщить Андриан Канду, человек из близкого круга Плахотнюка. Он в это время занимал должность  вице-премьера, министра экономики. И банки были в его компетенции. Но на заседании парламента Канду промолчал. 

 

Кто виноват, ясно как дважды два

Счетная палата проводила аудит деятельности НБМ. Ее председатель Серафим Урекян заявил, что главными виновными в том, что случилось, являются Дрэгуцану и Лянкэ и они «должны быть привлечены к ответственности».

По мнению Урекяна, большая часть вины лежит на управляющем НБМ, так как в его компетенции денежная политика государства и ситуация в банковском секторе. Далее по значимости – экс-премьер Лянкэ, «который, если бы сам был ответственным человеком, никогда бы в жизни не подписал то секретное решение правительства, не проверив все возможные риски».

Но и после того, как правительство дало гарантии, главный банкир мог отказаться и не давать эти деньги в качестве кредитов в банки. Поэтому виновный номер один в краже века – Дрэгуцану.

Но кроме того, что в оффшоры ушел один миллиард евро, НБМ допустил более чем 50-процентную девальвацию лея. А как показал аудит СП за 2013 – 2014 годы, внутренние и внешние валютные резервы страны за отчетный период сократились более чем на 1,75 миллиарда долларов. Для нас - колоссальные деньги.

Согласитесь, Дрэгуцану удалось вписать золотыми буквами свою фамилию в историю безответственности и воровства в Молдове.

Все вышеприведенные факты показывают, что ДПМ слушания в парламенте превратила в фарс, чем окончательно разоблачила себя.

И учитывая круг вовлеченных лиц, мы можем сделать вывод, что ДПМ и ЛДПМ в «краже века» имели свои роли. Одни были «ведущими», а другие - «ведомыми». Кто «ведомый» показывает история заключения под стражу Филата.

 

«Зашифрованное» послание из двух частей

А теперь о послании закулисной власти молдавскому народу, «зашифрованному» в парламентских слушаниях.

Думаю, что оно состоит из двух частей. Первая: «Вам меня не достать». Вторая – «Вы мне еще заплатите».

Если первая часть послания вопросов не вызывает, то вторая нуждается в некотором пояснении.

В первый раз народ ограбили, когда вывели деньги из валютных резервов НБМ. Во второй раз - за счет инфляции и вакханалии валютных курсов конца 2014- начала 2015 годов. В третий раз - в результате волны роста цен на товары, электроэнергию и газ. И вот теперь хотят, чтобы украденные деньги вернул народ.

На слушаниях в парламенте министр финансов Михай Маноле сообщил: с 2016 года под 5 процентов годовых мы будем выплачивать в течение нескольких лет эти миллиарды. При этом коммерческим банкам НБМ выдавал кредиты почти под 0 процентов – почему возвращать нужно под 5? Объяснил министр просто - из-за инфляции. Оказывается, и за инфляцию отвечает народ, а не нацбанк. Эти 5 процентов – ни много ни мало около 700 миллионов год.

Организовали хищение, обеспечили его и не расследуют одни, а возвращает деньги народ. Вот что имела в виду вторая часть «послания» - «Вы мне еще заплатите».

 

Плачь, Молдова!

А в это время доходы нацбанка в 2014 году (когда произошла «кража века») составили 4,507 миллиарда лей.

Доходы банков страны от курсовой разницы в январе-феврале 2015 года составили 1 миллиард 115,9 миллиона лей, увеличившись в 12 раз в сравнении с тем же периодом 2014 года. Даже «Banca de Economii» заработал 673,4 миллиона лей, а «Banca Socială» – 131,1 миллиона на курсовой разнице.

В то время как обычные люди теряли, банки обогащались.

Как бы поступила власть, если бы она была народной?

  1. Заставила бы вернуть деньги тех, кто их украл. А чтобы это произошло, отправила бы организаторов и исполнителей за решетку, в подвал к Филату, спать на панцырных кроватях, на мешке, без ничего.
  2. Обязала бы всех, кто не расследует дело, а имитирует расследование, всю  годовую зарплату вернуть государству и лишила бы этих людей должности и званий.
  3. Пересмотрела бы закон о нацбанке и подчинила бы НБМ  государству.

И, разумеется, никаких выплат со стороны населения.

А пока - плачь, Молдова! «Бояре» - грабители, которые веками отнимали у народа последнее и издевались над ним, вернулись.

Надолго ли? Теперь это зависит только от самого народа. 

Сергей ТКАЧ

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    УРОДЫ КОМНАТНЫЕ ПО ВСЕМ ПЛАЧЕТ ПенитенциарнОЕ ЗАВЕДЕНИЕ №13 С ПОЛНОЙ КОНФИСКАЦИЕЙ НАЖИТОГО НЕПОСИЛЬНЫМ ВОРОВСТВОМ.

  • x

    И что остаётся!?..Не платить козлам налоги..Воровать у так называемого "Государства"..
    Готовить чемоданы. и валить нах отсюда.
    ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ!!!

    • x

      ЛДПМ во глове с Филатом,сделали так что исчез миллиард....

      • x

        я бы добавил то что ю лянкэ подав в отставку и уодя из ЛДПМ признал свою вину в краже . свои подписи и остальное ... так очем нам думать народ аааа,????!!!!!