Засиделись. Лидеров партий срочно нужно менять: «старые кони» и не пашут, и не держат борозды
То, что молдавская политика давно превратилась в «гнилое болото», не секрет. Сами партийные лидеры не скрывали того факта, что политические проекты держатся на «грязных деньгах», как мафиозные кланы. Лидер либералов Михай Гимпу, периодически впадая в юродство, называет вещи своими именами, и однажды выдал точное определение партнерам по правящей коалиции - «политические гангстеры».
За семь лет «гангстерского правления» ситуация настолько деградировала, что возникли предельно серьезные, экзистенциальные вызовы и для народа, и для государства, что требует новых людей и трансформации партий. Разрушены публичное управление, экономика и финансы, медицина, пенсионная система. Политическая сфера прогнила настолько, что превратилась в оболочку сомнительного бизнеса. Дошло до того, что всеми процессами в государстве (по общему признанию) из тени руководит «координатор коалиции» - олигарх Влад Плахотнюк. А законодательный орган считается самой коррумпированной ветвью власти.
К молдавским политикам доверия нет
Уровень доверия к политикам крайне низок.
Перед выборами больше всех народ доверял Игорю Додону, его рейтинг составлял всего 21 процент. Другие политики, включая Майю Санду и Андрея Нэстасе, имели уровень доверия примерно втрое ниже, около 7 процентов.
Нас не должны смущать данные второго тура голосования: избиратели руководствовались иными соображениями и давали серьезный аванс политикам, не желая окончательно впасть в безысходность. Однако общие итоги голосования в первом туре ясно указывают: у основных партий нет авторитетных лидеров, и большинству политических проектов нужна срочная перезагрузка.
Особняком, конечно, стоит Игорь Додон – и не только потому что победителей не судят, а из-за того, что его реальный рейтинг сформируется в результате первых ста дней деятельности. И мы позже узнаем, насколько ему удалось выразить перемены, о которых мечтает рядовой гражданин.
Начнем наш обзор с партий правого фланга. Здесь потребность в смене лидеров и внутренних трансформациях особенно очевидна.
Прокисшее вино и шоколад либералов
Очередной взрыв недовольства лидером (такое уже бывало) созрел в Либеральной партии. Недавно вице-председатель ЛП Анатол Шалару недвусмысленно обвинил Гимпу в низких результатах на президентских выборах и дал понять, что ему нужно уйти в отставку: «Должность не принадлежит одному человеку. Партия выбирает председателя, он не может сам передать этот пост другому человеку. Партия должна принять решение».
Официальная идеология либералов - унионизм, поэтому о ЛПМ нельзя говорить как о партии с классической доктриной. Кроме того, за ней давно закрепился образ местечковой, клановой организации - «колоницкие».
Либералы «держат» Кишинев и пригороды, а самое мощное гнездо коррупция свила под их контролем в столичной примэрии. Чего стоит история о закупках испорченных продуктов для детей с участием руководителей-либералов. Откаты, выгодные подряды, транспортные услуги, ценные участки, недвижимость кормят ЛП. Тут и контроль над финансовыми потоками базарной мафии, где крутятся миллиарды.
Однако за годы правления «евроинтеграторов» всем стало ясно, что унионистские заявления и антирусские высказывания лидеров партии – демагогия, неосновное. Главное - это бизнес-интересы.
Партию покинули интеллектуалы и истинные унионисты, дни Гимпу-политика сочтены. Это стало ясно после январской эпизода у парламента, когда над ним, переодетым в полицейского, чуть не учинили расправу митингующие. С тех пор за главным либералом закрепилась кличка «Иуда».
Гимпу – любитель эксцентричных выходок. На днях он размахивал над головой мечом (подаренным ему, по слухам, моделью и приближенной Алиной Зотя) и угрожал Игорю Додону.
Однако президентские выборы показали, что эксцентрика Гимпу не спасает. Он – человек вчерашнего дня, ЛП под его руководством зашла в тупик и утратила перспективу. Лидер либералов как прокисшее вино, которое и пить нельзя, и вылить жалко. Уход Гимпу предопределен. Объединение, которого он так добивался, уже произошло – на 65-летие главному либералу гости подарили торт в виде карты Великой Румынии. Эта шоколадная карта – пожалуй, главное достижение Гимпу и ЛП в борьбе за объединение.
Я тебя породил, я тебя и убью
В Молдове партии возникают не в результате объединения единомышленников вокруг идей – их создает лидер, способный финансировать структуру. Он подбирает команду. А доктрина и идеи – что-то вроде костюма для приманки и одурачивания общества. Партия для лидера – инструмент в борьбе за власть. Власть же нужна не ради реализации социальных программ, а ради обогащения.
Для партии самое важное - не программа, не команда, а лидер. Нет лидера – нет партии. Это наблюдение прекрасно иллюстрирует судьба ЛДПМ. После ареста Влада Филата партия стала разваливаться на глазах, ее стали покидать первичные организации. Долгое время лидера вообще не могли избрать. Но вот ЛДПМ возглавил политолог и экс-министр обороны Виорел Чиботару, и аналитики в один голос заговорили, что его задача – «похоронить» партию. Никто не верил, что ЛДПМ способна возродиться: либерал-демократы лишились своего истинного лидера и «кошелька».
Неудивительно, что партия не выдвигала собственного кандидата в президенты, и недавно Чиботару не исключил объединения с «PAS» во главе с Майей Санду. Пожалуй, для ЛДПМ лучший способ решить проблему лидера – раствориться в чужом проекте.
Сизифов труд Юрие Лянкэ
После первого тура президентских выборов стало ясно, что лидерский кризис поразил и Европейскую народную партию Молдовы, которая также была сформирована под конкретную личность – экс-премьера Юрие Лянкэ. Фактически внутрипартийные разногласия и критика лидера начались еще в июле: вице-председатель ЕНПМ Оазу Нантой потребовал объяснений от Лянкэ в связи с присоединением к парламентскому большинству Плахотнюка. А в тот момент, когда Лянкэ стал кандидатом в президенты, Нантой предложил ему сняться с выборов в пользу единого кандидата правых.
Низкий уровень поддержки на выборах и внутрипартийная критика – часть личного кризиса Лянкэ. Над ним дамокловым мечом нависло соучастие в «краже века», он несет прямую политическую ответственность за ситуацию с банками группы «ВЕМ», тайное выделение госгарантий проблемным банкам и передачу в концессию аэропорта. Уже по этой причине ЕНПМ была обречена, а Лянкэ - лидер без будущего, его деятельность бесплодна.
После присоединения к парламентскому большинству Плахотнюка лидера ЕНПМ начал преследовать образ марионетки олигарха. И для многих очевидно, что сотрудничество Лянкэ с Плахотнюком обусловлено только одним обстоятельством – желанием не стать следующей жертвой «кражи века», стремлением отсрочить свой арест и не повторить судьбу Филата.
Трудно себе представить, как Лянкэ сможет выйти из замкнутого круга: его «камень» постоянно скатывается к подножию горы, как у Сизифа. И кризис лидерства выглядит неразрешимым.
Черт может обернуться ангелом, только пройдя чистилище
Однако раньше всех заговорили и задумались о проблеме лидерства в ДПМ. Мариан Лупу в крайне сложной ситуации: будучи председателем, не является лидером партии. Он похож на жертву мафии, которую залили цементным раствором и бросили в реку. Всплыть невозможно, Плахотнюк тянет ко дну.
Олигарх решил прибегнуть к уловке: с помощью пиар-агентств и принадлежащих ему СМИ пытается обелить себя в глазах общества, надуться липовым авторитетом. Но из этого ничего не получается. Даже если бы Плахотнюк мог бы пригласить на роль лидера ДПМ Махатму Ганди или мать Терезу - и они бы утратили доверие общества. В преставлении наших обывателей Плахотнюк - полюс Зла. Недавно случайный собеседник рассказал мне о своей мечте - добыть «пояс шахида» и взорвать всю молдавскую элиту во главе с Плахотнюком. «Зачем тебе это нужно? - спросил я. – Это же преступление!». - «Я хочу увидеть, как эти разбойники разлетаются на мелкие кусочки!», - был ответ.
Негативное отношение к клану ДПМ достигло такой силы, что переломить его уже невозможно. И, кажется, демократы не понимают: проблема не в том, что черт слишком черный и его следует переодеть или перекрасить, а в том, что черт может обернуться ангелом, только пройдя чистилище.
Даже если Плахотнюк покинет ДПМ и уйдет из политики, демократы будут в его тени, и партия вернется в то состояние небытия, в котором находилась, пока бизнесмен не завладел проектом. Потому что без Плахотнюка она ничего собой не представляет.
Лично сняв Лупу с выборов, Плахотнюк открыто показал обществу то, что все в ДПМ знали давно: «партия – это он», а Лупу – «слуга», «официант».
Таким образом, для ДПМ проблема лидера – задача, не имеющая решения, величина, стремящаяся к нулю. Потому что «можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех».
Как Нэстасе «лег» под Санду
Кризис лидерства перекинулся и на оппозицию.
На правом фланге сам себя вверг в катастрофу Андрей Нэстасе, председатель партии «Платформа достоинства и правды».
Изначально было очевидно, что в переговорах с Санду проигравшим будет тот, кто откажется от участия в президентской гонке. То, что сделал Нэстасе, не было самопожертвованием, не основывалось на точных расчетах и не привело к победе. Это была стратегическая ошибка. Опытный политик Владимир Воронин сказал, что Нэстасе совершил «самую большую глупость в своей жизни – лег под эту Майю Санду». По его мнению, Санду – эмиссар неких иностранных сил, «посланница с особыми полномочиями». И проблема в том, что Нэстасе вряд ли сможет вернуть себе доверие людей.
В действительности у лидера ППДА было свое лицо и послание обществу. Нэстасе был одним из организаторов масштабных протестов, он обещал идти до конца, в то время как Санду отсиживалась в тени и писала письма, пока шли митинги.
Глупо было ориентироваться на некие опросы: и референдум по выходу из ЕС в Великобритании, и выборы в США показали, что все опросы неточны и являются частью манипулятивных технологий. Нэстасе должен был предоставить право избирателю решать, кто ему милее. И эти претензии на встречах люди высказывали ему в лицо.
Теперь Нэстасе становится тенью Майи Санду, а его партия играет роль политической подтанцовки для лидера «PAS».
Есть ли шанс вернуть доверие людей? Для этого нужно сделать много разных точных шагов, которые будут отражать независимую и отличную от «PAS» линию ППДА. Но начать придется с признания ошибки – иначе «Платформа достоинства и правды» будет терять сторонников, они просто уйдут к Санду как более волевой, настойчивой и влиятельной личности.
«Вынужденная эмиграция»
Появились вопросы к ситуации с лидерством и в «Нашей партии». Проблема возникла искусственно и связана с уголовным преследованием политика, организованным властью. Из-за границы Ренато Усатый может делегировать часть своих функций другому лицу, например, Дмитрию Чубашенко или кому-то еще. И так уже бывало. Но если процесс возвращения в Молдову затянется?
«Наша партия» возникла и функционирует, как и другие, на основе авторитета и финансовых возможностей лидера. Но лидер должен быть рядом с массами – живой, а не виртуальный. Если «вынужденная эмиграция» Ренато Усатого продлится, возможно, придется искать иную организационную формулу существования партии… И готовить «залп Авроры».
«Бурные,продолжительные аплодисменты…»
Дольше всего вопрос о лидере дискутируется в ПКРМ. Не секрет, что Воронин достиг критического для политика возраста. Уход огромного числа соратников из ближнего круга давно подтверждал: лидер допускает все больше стратегических ошибок и становится препятствием развития организации.
Нужно признать, что Владимир Николаевич сумел собрать вокруг себя талантливых и ярких людей, способных укрепить авторитет партии и вернуть ее к управлению страной. Однако момент был упущен, электоральную нишу ПКРМ занимает ПСРМ.
Влияние коммунистов на общество и политические процессы все время сокращается, стоит вопрос: попадет ли ПКРМ в следующий парламент? Винить в этом только предателей и рейдеров не совсем разумно. Все победы ПКРМ были связаны с Ворониным - но и все самые грубые просчеты и ошибки надо записать на него же.
Лидер коммунистов так и не смог решить, как закончить политическую карьеру: по примеру Дэн Сяопина или Леонида Брежнева. И в ноябре 2016 года, на очередном съезде партии, вновь был избран председателем ПКРМ. По-видимому, единогласно, под «бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию».
Услышать зов родной земли
Сегодня молдавская земля нуждается в сильных личностях, способных увести страну с края пропасти.
В состоянии ли современные политические партии услышать этот зов?
Если нет - тем хуже для них.
Сергей ТКАЧ
Новости по теме
- Сегодня, 14:42
- Сегодня, 13:06
- Сегодня, 11:03
- Сегодня, 10:46
- Сегодня, 09:28
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 14:42
- Сегодня, 13:06
- Сегодня, 11:03
- Сегодня, 10:46
- Сегодня, 09:28
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
ВНИМАНИЕ, РУССКИЙ ПЕСЕННЫЙ ФЛЭШМОБ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ!
Запорожье "Заречная улица",
Харьков "Старый клен",
Одесса "Смуглянка",
Москва "Распрягайте хлопцы коней,
Днепропетровск "Катюша",
Харьков "Выйду в поле с конём",
Липецк "Червона рута",
Киев "Солнечный круг",
Луганск - станица "Спят курганы темные",
Брянка ЛНР "Спят курганы темные",
Луганск "С чего начинается Родина)
Донецк "Подмосковные вечера",
Мариуполь "Я люблю тебя жизнь",
Николаев "Надежда - мой компас земной",
Донецк "От героев былых времен" -
все эти города поддержали Русскую Песенную Эстафету добра и мира, за дружбу народов!
Республики павшего в бою Советского Союза - присоединяйтесь !
СЕГОДНЯ - 4 ДЕКАБРЯ - ПОЕТ КИШИНЕВ!
СЕГОДНЯ - 4 ДЕКАБРЯ - ПОЮТ ДРУГИЕ ГОРОДА!
«Кандидат Кремля» хочет похоронить Приднестровье и изгнать Россию
Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2213254.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
Додона можно вычеркнуть.
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
Игорь Додон был избран президентом Молдавии всего две недели назад, и за это время из его уст уже успело прозвучать несколько заявлений, противоположных тому, что он говорил во время избирательной кампании. Большинство заявлений касались прояснения его позиции по ряду политических вопросов. Так, Додон заявил, что не является пророссийским кандидатом, что не намерен денонсировать Соглашение об ассоциации РМ с ЕС, что не является антирумыном, и что он против присутствия иностранных войск на территории страны (имея в виду российских миротворцев в Приднестровье; на территории собственно Молдавии иностранных войск нет).
Все эти заявления вызывают удивление по двум причинам: во-первых, как было сказано, они противоречат тому, что говорилось социалистами перед выборами .
Перед выборами, когда тогдашний лидер ПСРМ вовсю продвигал среди населения свой образ «партнёра Кремля» и пророссийского политика, больше всего этот крен в сторону Москвы напрягал западные силы. Теперь, чтобы легитимизировать себя в глазах Запада (ЕС и США), доказать, что с ним тоже можно работать, Додон решил «внести ясность» в те моменты, которые смущают Брюссель, Бухарест и Вашингтон.
Эта манера идеологически перекрашиваться в угоду внешним силам нам до боли знакома по правлению Владимира Воронина. На самом деле, сравнение Додона с Ворониным немного некорректное. Воронин, придя к власти в 2001 году, завёл песню про «евроинтеграцию», года примерно через полтора, к 2003-му. Додон начал переобуваться даже не дождавшись инаугурации.