Закон

Жиздан представил подробности дела бывшего главы ГИП

10.08.2021, 08:01
{Жиздан представил подробности дела бывшего главы ГИП } Молдавские Ведомости

Генеральный секретарь Демократической партии Александру Жиздан заявил, что арест его коллеги, бывшего главы Генерального инспектората полиции Александра Пынзарь, является противоправной и совершенно неаргументированной мерой. Он считает, что за этими действиями стоят некоторые интересы, но не предоставил подробности в этом отношении.

Александру Жиздан сказал в ходе пресс-конференции в IPN, что оперативные управления МВД имеют ряд оперативных источников, число которых не может раскрыть, потому что это государственная тайна. Но все агенты, резиденты, офицеры завербованы и привлечены к сотрудничеству в соответствии с одной и той же процедурой. По его словам, в случае привлечения секретных агентов начальник, подписывающий контракт, знает только его псевдоним, а Александру Пынзарь подписал несколько таких документов, „но под одним именем скрывался посаженный сын Плахотнюка Дорин Дамир”.

Пынзарь был задержан, а затем арестован за подписание документа, в котором было написано, что полиция нанимает какого-то Иона Пэдуре для секретной деятельности. „В течение трех лет, пока был руководителем Генерального инспектората полиции, Пынзарь подписал контракты на имя Василе Роатэ, Думитру Катэмулт, Николая Насгрос и других. В попытке понять логику дела, инициированного на имя Пынзарь, следует, что аресты должны были быть во всех этих случаях, но они ведь не фины Плахотнюка”, - отметил демократ.

Жиздан заверяет, что получение оперативной информации - это комплексная деятельность, и невозможно предсказать количество и качество информации, которую будет предоставлять тот или иной агент.

„Все оперативники знают, что раскрытие личности источника является фатальной ошибкой, которая может привести к тяжелым последствиям. Вот почему при выборе между результатами и безопасностью агента первостепенное значение отдается безопасности. Если установлено, что источник больше не представляет интереса для системы, он исключается из сети по тем же правилам конфиденциальности”, - сказал он.

Кроме того, чем более одиозным является человек, привлеченный к сотрудничеству, тем успешнее считается вербовка. „Не вербуются люди, которые ведут простой образ жизни и не общаются с определенным контингентом. Привлекаются к сотрудничеству лица, употребляющие наркотики, лица с судимостью, лица, находящиеся в контакте с преступной средой или лица, которые находятся там, где государство имеет интересы”, - заявил Жиздан.

По словам генерального секретаря ДПМ, дело было завершено в 2017 году, а аресты начались недавно, до выборов, когда общественное пространство было заполнено дискредитирующей информацией об арестованных, а также о нем лично.

Кроме того, Александру Жиздан говорит, что у него и у Александра Пынзарь нет и не было ничего общего с компанией Tirex, учитывая ранее появившуюся информацию в публичном пространстве. Жиздан утверждает, что Александру Пынзарь не представляет опасности для общества, тем более что он „по определению является борцом за национальную безопасность”. Он гарантирует, что, находясь на свободе, его коллега не будет уклоняться от общения со следственным органом.

Мера пресечения в виде домашнего ареста в случае Пынзаря была бы наиболее подходящей исходя из способности учитывать подозрение прокуроров в том, что Пынзарь мог бы предпринять некоторые действия по уклонению от органа уголовного преследования или вступления в контакт с другими фигурантами дела. Такое мнение высказал адвокат Руслан Додика на пресс-конференции в IPN.

По словам адвоката, превентивный арест должен быть исключительной мерой, применяемой судебными инстанциями, но, к сожалению, практика показывает, что эта исключительная мера становится правилом. Личность, должность, заслуги лица не учитываются, а учитываются факты, на которые ссылается обвинение: „В случае Александра Пынзаря большинство обоснований, которые легли в основе предварительного ареста стали некоторые особенности, которых дал сам орган уголовного преследования. Были приведены не объективные, а субъективные особенности, исходя из серьезности фактов, которых тот же орган уголовного преследования выдвинул в качестве обвинения”.

„Это просто, когда один человек обвиняется в нескольких преступлениях и на основании этих преступлений дается его характеристика. Объективную характеристику могут дать друзья и коллеги, которые работали и знают Александра Пынзаря” - добавил адвокат.

Додика заявил, что в Кишиневском апелляционном суде будет рассмотрено ходатайство, поданное защитой, и надеется, что суд рассмотрит не те основания, которых выдвинул обвинитель и которые в значительной степени основаны на характеристике, данной Пынзарю органом уголовного преследования, а будет основываться на фактических основаниях, которые действительно оправдали бы риски со стороны своего клиента, или предотвратит уголовное преследование.

Факты, которые орган уголовного преследования расценивает как преступления, по его мнению, имеют скорее юридическую подоплеку. Многие специалисты в области юстиции могли бы квалифицировать инкриминируемые Александру Пынзарю обвинения как абсолютно справедливые, законные, относящиеся к компетенции главы ГИП, отметил он.

„Сквозь призму этого уголовного преследования и ареста, продиктованного с такой легкостью, можно сделать вывод о том, что опасно носить определенное имя, быть частью определенного окружения, опасно быть членом неправительственной или партийной организации, которая ранее находилась у власти”, - заявил Додика.

Комментарии (0) Добавить комментарии