Закон

Будут ли решения по «делам 7 апреля»?

18.03.2011
{Будут ли решения по «делам 7 апреля»?} Молдавские Ведомости
 
В течение года после апрельских событий было возбуждено 60 «мелких» уголовных дел. Сегодня по многим из них уже вынесены приговоры, в абсолютном большинстве случаев не связанные с лишением свободы. Судебные разбирательства по «резонансным» делам – в отношении Г. Папука и В. Ботнаря, а также по обвинению полицейского И. Пержу в убийстве Валерия Бобок – изрядно затянулись, и со временем приобретают совершенно другую «окраску». На прошлой неделе в суд передано еще одно аналогичное дело: в отношении экс-заместителя министра внутренних дел В.Зубика. Ряд свидетелей по «делу Папука и Ботнаря» заявили, что большинство приказов исполнялось по указанию тогдашнего замминистра, и его тоже решили «привлечь».
 
Между тем, никаких общих резюме по поводу того, что все-таки произошло 7 апреля, кого следует наказать и какие извлечь уроки – сделано не было. Неизвестно также, кто должен нести ответственность за многомиллионные убытки, которые понесло государство в результате разграбления государственных зданий. Созданная для расследования этого случая парламентская комиссия однозначных выводов не сделала. Полного отчета о тех событиях не представили и правоохранительные органы, хотя в запросе, сделанном на этот счет парламентом, содержались конкретные сроки, которые давно прошли.
 
Правда не будет установлена?
 
И вот недавно, на фоне всего вышеперечисленного, министр юстиции в интервью заявил, что «в мире нет прецедентов, когда события, подобные тем, которые имели место в Кишиневе, были бы однозначно истолкованы». А затем в личном блоге подробно описал свою точку зрения.
 
«После событий 7 апреля коммунисты руководили страной еще примерно полгода. Почему никого не удивляет тот факт, что в рассекреченных документах не фигурирует ничего связанного с событиями 7 апреля? Неужели кто-то думает, что за полгода коммунисты оставили хоть какие-то возможности для привлечения к уголовной ответственности виновных в апрельских событиях? - пишет А.Тэнасе, - Я так не думаю».
 
«Утром 8 апреля я был перед зданием парламента, и видел рабочих, которые собирали мусор в грузовики, но не видел ни одного криминалиста, собирающего и исследующего улики, а ведь без доказательств судебное следствие невозможно. А, к примеру, американские криминалисты после трагедии 11 сентября собирали вещественные доказательства еще восемь месяцев», - отмечает министр. 
 
«Все это заставляет меня скептически относиться к тому, что абсолютная правда о событиях 7 апреля когда-либо будет установлена», - заключает А. Тэнасе.
 
Юридические методы и политическая воля
 
«Чем больше проходит времени, тем меньше шансов установить, что на самом деле произошло 7 апреля», - комментирует ситуацию юрист Виталий Нагачевский. Адвокат считает, что дела 7 апреля «либо специально, либо непредумышленно расследуются неправильным способом. Такое крупное событие необходимо расследовать комплексно, однако все происходит с точностью до наоборот: его разбили на целый ряд мелких уголовных дел, которые расследуют по отдельности. Безусловно, степень вины каждого из обвиняемых должна быть установлена, и это может произойти в рамках отдельного дела, но обязательно должно быть и одно общее, комплексное расследование – без этого установление истины невозможно».
 
На вопрос, существует ли такое дело в правоохранительных органах, Виталий Нагачевский ответил, что доподлинно ему это неизвестно, но он думает, что такого дела нет. «Решением парламента было установлено, что СИБ, Генпрокуратура и МВД должны представить отчет по расследованию событий 7 апреля, это должно было произойти более полугода назад. До сих пор ни одна политическая партия не поставила вопрос об исполнении этого решения парламента, - сказал эксперт - Это дает мне право говорить о том, что сегодня в стране нет политической воли, которая могла бы проверить, ведется ли такое расследование».
 
Также Виталий Нагачевский считает, что в рассмотрении дела по обвинению Г. Папука и В. Ботнаря очевидно затягивание процесса. «Но это обычная практика среди адвокатов: сознательно затягивать процесс по резонансным делам, чтобы избежать влияния общественного мнения на судей», - комментирует эксперт.
 
Между тем, применение любых «уловок» при расследовании дел 7 апреля, кажется совершенно неприемлемым - ни с юридической, ни с человеческой точки зрения. И если В. Нагачевский в своих предположениях прав, правоохранительным органам следовало бы направить свои силы на устранение этих препятствий в эффективном расследовании, также на выбор оптимального способа правового исследования ситуации.  
 
«Доказательства скрыть невозможно»
 
«Вся проблема в том, что этот вопрос уже давно перешел в политическую плоскость, - считает бывший заместитель председателя Комиссии по расследованию дел 7 апреля Вадим Мишин, - Если бы он рассматривался в плоскости права, все точки над i уже давно были бы расставлены».
 
«Именно из-за политической составляющей расследование событий 7 апреля и зашло в тупик. Поэтому был нулевым и результат работы парламентской комиссии, где я был заместителем председателя. Да, мы заслушали более 100 человек, собрали массу документов, но не смогли прийти к единому выводу, вынести вердикт по поводу того, что тогда произошло, и виной этому – тот факт, что мы политически по-разному смотрели на вещи», - говорит депутат от ПКРМ.
 
Вадим Мишин считает, что для решения этой проблемы должна быть создана «комиссия из беспристрастных юристов-профессионалов, которые будут политически не ангажированными». 
 
Идею о том, что «коммунисты уничтожили оперативную информацию по поводу 7 апреля», В.Мишин подверг жесткой критике, пояснив, что такое мнение – признак недостаточных знаний в области оперативной работы: «Система фиксации и хранения этой информации в МВД и СИБе настолько сложна и четко отработана, что, даже если захотеть, полностью уничтожить следы каких-то фактов не получится».   
 
Страна должна знать своих «героев»
 
«Обществу должно быть ясно, что причины и виновные либо установлены, либо проделана огромная работа, но ничего так и не смогли выявить. Но власти почему-то не идут по этому пути», - отмечает В. Нагачевский.
 
Министр юстиции А. Тэнасе сомневается в том, что истина восторжествует, потому что «политикам прежде надо решить, чего именно они хотят: привлечь к ответственности виновных в апрельских событиях и в преступлениях, совершенных за восемь лет «коммунистического правления», или кокетничать с Ворониным, рассчитывая получить 42 голоса в парламенте».
 
Вадим Мишин однозначно подчеркивает, что ответа на вопрос, кто виновен в том, что произошло 7 апреля, при правлении АЕИ дан не будет. «Причина в том, - говорит депутат от ПКРМ, - что многие из тех, кто сегодня у власти, заинтересованы в том, чтобы события 7 апреля никогда расследованы не были, чтобы общество никогда не узнало правды».
 
Тем не менее, все три оппонента сходятся в одном. Для того чтобы дела 7 апреля не превратились в «тайны 7 апреля» нужна политическая воля, эффективные методы расследования и грамотные специалисты. И тогда, возможно, общество все же получит ответ на ставший уже привычным вопрос «кто виноват?». По крайней мере, «что делать» - уже ясно. Остается только понять – нужно ли это кому-нибудь, кроме простых граждан?   
Анна Литвиненко

Комментарии (2) Добавить комментарии