Экономика

Бюджет средней прозрачности, или Почему приходится кормить чиновников недорого

24.07.2012
{Бюджет средней прозрачности, или Почему приходится кормить чиновников недорого} Молдавские Ведомости
 
Для тети Галочки
 
Эксперты независимого аналитического центра Expert Grup изучили прозрачность бюджетного процесса на всех его этапах – от обсуждения проекта до отчета об исполнении. Их вывод: лучше всего общественность страны осведомлена о главном финансовом документе страны, когда он только готовится. Но тот факт, что мы с вами, равно как и представители экспертного сообщества, предпринимательской среды, знаем о первоначальных планах правительства, на конечный вариант законопроекта практически не влияет. Документ, который предлагается для обсуждения, и документ, который позднее принимается парламентом, как говорят в Одессе, две большие разницы. И, что самое главное, это становится уже недоброй традицией.
 
Нынешний год, отмечают аналитики, стал просто вершиной формализма хваленой транспарентности. «Как и в прошлом году, - говорит доктор экономики Института экономики АН РМ Михаил Пойсик, - первый вариант предложений Минфина по налогово-бюджетной политике уместился на восьми страницах. Когда его утверждало правительство, он разбух до 71 страницы. Парламент принял третий вариант».
 
«Какая транспарентность? – возмущается глава Конфедерации патронатов Леонид Чореску. - Мы говорили о политике на разных стадиях: с отраслевыми министерствами, с Минэкономики, в парламентских комиссиях. И вдруг они достают из кармана такие сюрпризы – 20% НДС на сельхозпродукцию и сахар, и пять дней больничного за счет работодателя».  
 
Закон обязывает три стороны социального диалога (правительство, патронаты и профсоюзы) вести переговоры, и этот диалог - как будто есть, но толку от него, утверждает Л. Чореску, нет. Вот мы и имеем то, что имеем, в результате такой прозрачности принятия бюджета.
 
И на своих ошибках не учимся
 
Кстати, о результатах. Рапорты властей об исполнении бюджета, по оценке Expert Grup, соответствуют минимальным стандартам бюджетной отчетности, установленным Европейской комиссией. Это значит, что правительство в основном честно и добросовестно констатирует несоответствие плана его реализации. Но при этом даже не задается вопросом, почему поставленные цели не были достигнуты, кто в этом виноват и какую ответственность понесет.
 
На протяжении трех лет не выполняется доходная часть бюджета. С подачи Минфина проводится корректировка показателей ожидаемых доходов. Но ни с первой, ни с последующих попыток она все равно не совпадает с финальным результатом. В 2011 году, например, правительственные финансисты просчитались почти на 47%.
 
Недобор доходов привел к урезанию расходов, в том числе в таких социально значимых сферах, как образование, здравоохранение, региональное развитие. Все это, считает экономист М. Пойсик, следствие отсутствия анализа последствий и рисков проводимой политики. Хотя постановление правительства о порядке разработки столь важных стратегий и программ требует не только проведения соответствующей работы, но и опубликования помимо информации об исполнении бюджета еще и объяснительной записки.
 
К слову, это было сделано, как отмечается в отчете Expert Grup, один-единственный раз - в 2007 году.
 
Непонятна и логика подведения итогов исполнения бюджета: постановление парламента на эту тему должно приниматься в июле последующего года, в то время как Счетная палата представляет свой отчет об использовании публичных средств лишь в октябре. А должно было бы быть наоборот, чтобы можно было подвести какой-то общий итог, с выводами, ответственными и наказанием, если требуется. 
 
Власти же, не только уроков из прошлых ошибок не делают, но и на одни и те же грабли регулярно наступают. Как следует из отчета Expert Grup, порядка десяти государственных структур традиционно тратят от 70% до 93% запланированных для них в бюджете расходов. Наверняка, этим средствам нашлось бы применение в других сферах. Но то ли из-за просчетов в планировании, то ли неэффективного менеджмента в исполнении расходной части бюджета, так не хватающие казне деньги возвращаются мертвым грузом на счета Минфина.
 
О себе или хорошо или ничего
 
Рапортуя об исполнении бюджета, то есть, по сути, подводя итоги своей работы, правительственные чиновники совершенно лишаются самокритики. Напротив, явные просчеты каким-то чудесным образом преобразуются в достижения. Яркий пример тому, отчет о налоговом и таможенном администрировании в 2011 г.
 
Число фискальных проверок за последние три года выросло с 49 тыс. в 2008 году до 71,9 тыс. в 2011-м. Это привело к желаемой властями цели - увеличению начисленных штрафов и пени на 300 млн леев. Но если проанализировать КПД каждой такой проверки, а именно, реально полученные бюджетом деньги, да еще посчитать затраты на самих контролеров, получается государство еще и в накладе остается. Вместо улучшения налоговой дисциплины налицо настоящая война между налоговиками и налогоплательщиками и разрастание теневого сектора.
 
Точно так же при ближайшем рассмотрении растворяются как дым и меры по упрощению таможенного контроля. О них гордо отчитался в свое время Минфин. Однако время прохождения таможенных процедур не изменилось.
 
Но, пожалуй, апогеем цинизма можно назвать указанные действия по улучшению бизнес-климата. В отчете за 2011 год в их числе фигурировал такой пункт, как нулевая ставка на реинвестированную прибыль, однако уже в 2012-м она была отменена. А также освобождение от НДС и таможенных пошлин товаров и услуг, произведенных в научно-технологических парках и инкубаторах. Но де-факто оно никогда не применялось.
 
А Васька слушает, да ест!
 
Еще более интересные факты предстают при анализе прозрачности исполнения бюджета в его расходной части. Особенно много вопросов у специалистов к тому, как использовались средства Резервного фонда правительства.
 
По закону их предназначение – главным образом экстраординарные, то есть непредвиденные нужды. Но можно ли такими назвать празднование 20-летия независимости республики?! Тем не менее на эти цели было потрачено 175,9 тыс. леев. Или культурно-массовые мероприятия 27 августа, на которые из фонда было выделено более 1 млн леев? Или военный парад стоимостью 9 млн леев? Может, новогодние гуляния в центре столицы на 1 млн 248 тыс. леев? 
 
Но более всего аналитиков Expert Grup впечатлили расходы на содержание правительственной столовой, съевшие 2,3 млн леев Резервного фонда. Почему, задается вопросом эксперт центра Валерий Прохницкий, столовая, где оказываются платные услуги, финансируется из бюджета?
 
На поездки, выставки, приемы всего было потрачено почти 23 млн леев. 18,3 млн леев прошли в отчете вообще графой «конфиденциально». Сумма, немногим превышающая 13 млн леев, потраченная на покрытие последствий разгула стихии в прошлом году, на этом фоне выглядит просто смехотворной.
 
Транспарентность в бюджетном процессе всему этому безобразию, видно, совсем не помеха.
Светлана Романцова

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    врут про то, что нет денег содержать школы и заставляют учеников практически пешком ходить в соседние села, так как ни тебе автобусов, ни тебе сопровождающих, а тут и на выставки и на столовую ....Действительно говорил Жванецкий - больше всего когда залезешь наверх хочется плюнуть вниз. Вот на нас и плюют

  • x

    И не подавится никто в этой столовой.

  • x

    Смотрю на снимок и спрашиваю себя : Что там следует читать - фантом , фантомас или фикция ? Поднимаю взор выше и вижу : Власть - фантом - фикция , а Чиновник - реальность . Поэтому , ради Бога , не употребляйте такие выражения как " честность и добросовестность" .