Общество

Чиновники охотятся в пустых лесах

01.02.2013
{Чиновники охотятся в пустых лесах } Молдавские Ведомости
Но ситуация изменилась. Раньше браконьеров беспощадно преследовали, потому в лесах царил порядок и водилось много зверя. В молдавских Кодрах можно было увидеть косуль, оленей, кабанов и другую живность. А что теперь?
 
Общество охотников и рыболовов Молдовы подвело итоги охотничьего сезона 2012-2013 годов. Рассказывает председатель Олег Чокой: «За последние несколько лет резко снизилось количество особей кольчатой горлицы - основного объекта охоты голубя. Причина - превышение лимита добычи, отстрел голубей в селах из пневматического оружия, применение в сельском хозяйстве ядохимикатов.
За последние семь лет в угодья, закрепленные за обществом, выпущено около 100 тысяч фазанов, но многие птицы погибли из-за засухи. Неоднозначны и результаты популярной охоты на зайца-русака. В некоторых местах его много, в других словно и не было никогда. Это тревожный сигнал: за последние два года зайца стало меньше на 20-30 тысяч».
  
Бить не глядя 
 В 90-х браконьерство стало повсеместным. 20 лет главенствует принцип: бить не глядя по любому зверю. В результате в лесах, находящихся под опекой государства, живности фактически не осталось. Правоохранительные органы бездействуют, многие сотрудники этих структур «крышуют» браконьеров. К незаконному промыслу пристрастились даже иностранцы: недавно в лесу была обнаружена группа китайцев, расставивших большие сети для ловли птиц. Кодры постепенно превращаются в пустыню. Охотники, купившие лицензии на отстрел, зачастую днями не могут напасть на след зверя.
 
Кабмин подал признаки озабоченности
 Нашумевшее убийство на охоте в заповеднике «Пэдуря Домняскэ» - имитация озабоченности властей возрождением лесной фауны, браконьерством и угрозой превращения лесов в пустыню. Вспомнили о правительственном указании министерству экологии в марте - разработать проект закона об охотничьих фондах и охране дичи. Тогда была создана комиссия из числа специалистов в области ведения охотохозяйства, ученых, юристов с привлечением всех заинтересованных сторон (минэкология, АНМ, минсельхоз, агентство «Молдсильва», общество охотников). За основу взяли два проекта – один агентства, другой - совместный академии и минэкологии. Вопросы, требовавшие углубленного изучения и анализа, поиска решений для применения положений закона на практике были детально изучены. Последний проект обсуждался и в среде охотников-членов общества. Дельные предложения и замечания были учтены, комиссия учла и практику ведения охотничьего хозяйства в стране и за рубежом. Нормы проекта были согласованы со специалистами международной федерации охотничьих ассоциаций при СЕ. К концу лета на 90 процентов документ был готов. Однако о понятным причинам в правительство не попал.
Один вопрос долгое время оставался нерешенным. «Молдсилва» предложила себя минэкологии в качестве администратора охотничьих угодий. Предложение противоречит законодательству и мировой практике. Согласно Лесному кодексу, агентство обязано охранять лес и только в нем может курировать охотничье хозяйство. Во всем мире именно министерства экологии защищают природоохранные интересы. Так, в Румынии при минэкологии есть департамент лесов и охоты, администрирующий все угодья, их пользователи - общество охотников и рыболовов, «Ромсилва» и частные лица.
 
Депутатский «сюрприз»
Министерство экологии предложило  «Молдсилве», напротив, войти в состав минэкологии. Ответ был отрицательный. И вот 9 октября  2012 года депутат Юрий Апостолаки регистрирует свой проект. Название то же, текст частично взят из румынского закона, частично – из проекта минэкологии. В депутатском проекте немало противоречий. Доходило до смешного: в документ автоматически перенесли положение о том, что без разрешения частных лиц нельзя вести охоту на их землях, но при этом в следующей статье говорится, что частные лица не вправе мешать ведению охоты.
Негативную реакцию тех, кто имел возможность ознакомиться с проектом закона в редакции Юрие Апостолаки, вызвало предложение передать охотничьи угодья в аренду, хотя альтернативный проект предлагал передать их в пользование. Мы спросили мнение на этот счет у председателя Общества охотников и рыболовов РМ Олега Чокоя. Он считает, что передавать в аренду можно лишь угодья, обустроенные государством, за что и взимается арендная плата.
«На свои деньги общество выращивало десятки тысяч фазанов, уток, куропаток, заселяя охотничьи угодья, - комментирует Чокой. - Мы закупили и выпустили благородного и пятнистого оленя, муфлона, по рекомендации АНМ завершаем переговоры о закупке за рубежом зайцев-русаков. На угодьях, находящихся в нашем пользовании, сеем кормовые культуры для подкормки животных, строим защитные ремизы, места для водопоя. Охотники ночами охраняют животных от браконьеров, отстреливают вредных хищников. Мы все это делаем, потому что заинтересованы в сохранении и приумножении дичи».
Как рассказал председатель общества, в Швеции, Норвегии, Австрии и других европейских странах государственный охотничий фонд сотни лет назад передан в управление частным лицам, они несут ответственность за природу. Государство обязало владельцев угодий объединиться в ассоциацию с целью охраны и приумножения охотничьей фауны, постоянно контролирует природоохранную деятельность.   В Молдове охотничий фонд является государственной собственностью. Может быть, целесообразно вернуться к практике, когда лесники сажают деревья и заботятся о лесе, а охотники ведут охотохозяйственную деятельность?
 
Пустой лес за 315 тысяч в год
 Руководитель общества охотников раскритиковал проект закона депутата Юрие Апостолаки и в части, касающейся передачи сельхозугодий в аренду охотникам.
В ходе обсуждения представители «Молдсильвы» обозначили сумму аренды в 5 лей за один гектар охотничьих угодий. На каждого охотника приходится 200 гектаров угодий. Таким образом, сумма аренды составит 1000 лей ежегодно на каждого. Сейчас охотники ежегодно платят по 100 лей и по 50 лей те, кто старше 60 лет. Эти деньги по депутатскому проекту будет получать «Молдсилва», которая к обустройству угодий никакого отношения не имеет.
«Уже есть практика передачи охотоугодий «Молдсилвой» в аренду, при которой стоимость гектара - 315 лей, - говорит Чокой. - Для создания хозяйства по выращиванию дичи необходима площадь хотя бы в тысячу гектаров. Стоимость только арендной платы в таком хозяйстве составляет 315 тысяч лей. А необходимы еще инвестиции в инфраструктуру, развитие хозяйства, охрану, кормление животных, проведение биотехнических работ, благоустройство. Так что такое хозяйство всегда будет убыточным! Логичнее передать его арендаторам, освободив от налогов, с условием выполнения всех обязательств, предусмотренных договором. Это главный принцип пользования».
 
С браконьерами поступать как Лукашенко
 Рассказал Олег Чокой и о предложениях по борьбе с браконьерством по примеру других стран: «В Белоруссии, к примеру, служба охраны природных ресурсов подчиняется президенту. Главный государственный инспектор еженедельно делает ему доклад. Если попадется на браконьерстве хоть глава области - его никто не спасет. Если кто-то будет покрывать браконьера - лишится работы. В итоге леса кишат живностью. Есть институт егерей. И мы в нашем проекте предлагаем ввести в штат каждого охотохозяйства должность егеря, который будет отвечать за ведение охоты, составлять протоколы на нарушителей. И тогда будут исключены случаи, подобные тому трагическому, что произошел в конце прошлого года в Фэлештском заповеднике». 
В охотничьем законодательстве давно назрели изменения, принятие которых позволило бы урегулировать многие из накопившихся проблем, вопросов и недоразумений. Охотники надеются, что избранники народа осознают, чьи интересы они представляют и не примут решения, ущемляющего права тысяч рядовых граждан. 
 Николай МЕНЮК
Николай Менюк

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Эти доморощенные псевдорумыны на 100 процентов являются Совковым продуктом в самой его гнусной и извращенной версии...ворюги и преступники из "нанашистских" гашек..