Общество

Десять минут, которые перевернули жизнь

12.10.2011
{Десять минут, которые перевернули жизнь} Молдавские Ведомости
 
Сама Мариана в инвалидном кресле – восемь лет. «Я была студенткой четвертого курса факультета международных отношений. То, что случилось, не было аварией или травмой – врачебная ошибка. У меня возникли два фурункула, которые доктор выдавил. Инфекция попала в спинной мозг. После операции наступил паралич - до шеи. Все произошло в течение одной недели».
 
Жить пришлось учиться заново. Мариана пыталась держать ложку, поднимать чашку. Во всем ей помогала семья. В университете пришлось взять академический отпуск: «Я не хотела даже слышать о том, что надо закончить учебу, хотя оставался только последний курс. Как? Появиться в университете перед всеми в инвалидной коляске?! Ни за что».
 
Одиночество
 
Лето Мариана провела в больницах. Тогда ее еще навещали однокурсники. Но к началу осени пришлось вернуться домой, в Теленешты. Начались холода, и она совсем перестала выходить на улицу.
 
«Я помню, в самом начале я не могла ни на миллиметр пошевелить пальцами руки. Мама и папа мне разминали кисти, а сама я ничего не могла делать. И так злилась. Это была именно злость! Я очень много плакала, целыми днями, но так, чтобы никто меня не видел. Мне казалось, что от слез на душе станет легче».
 
И еще каждый день гимнастика. Со временем Мариана смогла готовить, делать уборку. Одеваться самостоятельно научилась только через год после операции.
 
Людей видеть не хотелось. Однако через некоторое время решила, что все-таки закончит учебу. Мама взяла конспекты у однокурсников и занялась восстановлением дочери в университете. Девушка стала готовиться к экзаменам. Всю зиму она провела, переписывая конспекты. Не только, чтобы лучше запомнить материал, но и для того чтобы научиться писать от руки. Снова.
 
Возвращение
 
«Однажды я проснулась – а на улице такое солнце яркое! И цветы кругом. Я очень люблю цветы – у меня их много во дворе. Тогда мне безумно захотелось выйти на улицу, впервые за все это время».
 
Весной Мариана стала появляться в университете. Сессии все сдавала в один день, и госэкзамены тоже. Преподаватели не были к ней строги, потому что четыре предыдущих года она училась очень хорошо. Только диплом написать не получилось: компьютера в доме не было.
 
Мариана увлеклась вязанием. Она всегда любила это занятие, да и времени прошло достаточно, чтобы кисти рук полностью восстановились. Односельчанка, состоявшая в организации «Новые перспективы для женщин», создала в Теленештах курсы вязания и предложила Мариане присоединиться к группе, чтобы та не проводила дома дни напролет. Когда шел дождь, и Мариана не могла выйти на улицу, вся группа приходила заниматься к ней. Тогда в ее комнате становилось тепло и уютно. Девушки занимались рукоделием и общались.
 
«После этих курсов я поняла, что хочу работать. Я написала В. Тарлеву, который тогда был премьер-министром, о том, что мне нужен компьютер. Через неделю мне ответили, что мой вопрос на рассмотрении, а еще через два дня пригласили прийти за компьютером! Я была совершенно счастлива! Причем он был с плоским экраном – очень дорогой для того времени».
 
Поиски
 
Мариана неплохо знала английский и пыталась найти работу, которая позволяла бы ей оставаться дома и выполнять задания по Интернету. Отказы приходили один за другим: «Кому-то нужен был человек с опытом. Кого-то не устраивало, что я живу в селе, потому что работа была в городе. Я не скрывала своего положения: решила, что так будет честно. Я чувствовала, что это тоже может быть причиной отказов, но не злилась. Будь я на их месте, неизвестно, как бы сама реагировала».
 
Через некоторое время Мариана через Интернет нашла курсы по правам человека в Кишиневе, организованные «Центром юридической поддержки для людей с особыми нуждами». Она заполнила анкету и отправила. Чуть позже увидела на одном сайте адрес ассоциации «Мотивация» и тоже туда написала.
 
Ответ от обеих организаций пришел в один день. Одна пригласила на тренинг, еще и со стипендией – 500 леев в месяц, вторая – на трехнедельную стажировку. Мариана была счастлива. «Меня учили быть независимой: готовить, стирать, убирать. Нам объясняли, какие у нас есть права и льготы, с юридической точки зрения. У нас еще была гимнастика: нам показывали, как переезжать через бордюр или ступеньки, как подниматься, как спускаться. В группе нас было четверо. Инструкторы - тоже в колясках. Для меня это было впервые: общение с людьми, которые пережили то же, что и я. При этом я видела, насколько они жизнерадостны».
 
Независимость
 
Через некоторое время Мариану пригласили в «Мотивацию» работать ассистентом проекта, правда, только на четыре месяца. Но вскоре приняли на постоянную работу – на должность координатора по связям с общественностью.
 
«Работа делает меня счастливой. Я радуюсь любому своему успеху, даже маленькому. Я добилась очень многого. Мне помогали и мама, и папа, но все зависело от меня. После операции я стала взрослой. Были сложные моменты, когда я уставала заниматься, потому что не видела никаких результатов. Тогда на неделю все прекращала. Я старалась постоянно менять что-то. Увлеклась кулинарией. Потом решила учить испанский. Занялась вязанием. Конечно, гимнастика оставалась главным занятием: я работала по восемь часов в день».
 
Сейчас Мариана не может вспомнить, когда в последний раз плакала. Она приветлива, общительна, активна. У нее есть мечта – своя семья: муж и дети.
 
«Последний раз у врачей я была лет пять назад. Они говорили, что шанс ходить у меня есть. Меня парализовало в течение десяти минут, но лечение может длиться двадцать лет. Это очень дорого и проводить его нужно за границей. Я не доверяю врачам. То, что со мной случилась, их вина. Сейчас я настолько предана своей работе, что не могу позволить себе взять курс реабилитации даже на месяц.
 
Я люблю то, чем занимаюсь. Мы живем вместе с коллегой, она тоже в коляске. Но мы все делаем сами: стираем, убираем, готовим. Я рада, что смогла стать независимой».
Вера Джемелинская

Комментарии (1) Добавить комментарии