Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров
27.04.2010
После похода (1621-1622) султана Османа 11 на Хотин Кантемир Арасланоглу за проявленный героизм в борьбе протии поляков стал (1622) генерал–губернатором провинции Силистра – от этого болгарского города до устьев Днепра и Дуная, включая Добруджу, Аккерман, Измаил, Килию. Его летучий отряд всадников осуществлял успешные набеги вглубь Польши, захватывая пленных для последующей их продажи в Стамбуле. Во время похода Кантемир со своими ногайцами действовал самостоятельно от крымского хана, хотя формально ему подчинялся. Слава и авторитет Арасланоглу в Стамбуле серьезно укрепились. Этого больше всего и боялись крымские ханы. Первое нападение Кантемира мурзы на Польшу летописцы зафиксировали в 1606 г. Г.Хаммер называет деда Д. Кантемира «героическим деятелем и видным предводителем ногайцев, ярым антипольски настроенным военным».
А турецкий летописец Наима Мустафа Ефенди отмечал: «Известный эмир из племени Мансуров, знаменитый богатырь Кантемир мырза уничтожил много гяуров (немусульман-Ф.А.), немало их он захватил в плен». И современные турецкие историки высоко оценивают героические усилия Кантемира Арасланоглу в борьбе за идеалы султана и ислама. За подвиги Кантемир Бей- выходец из Больших ногаев - получил провинцию Силистра, отмечает Узунчаршылы. Улус Кантемира Арасланоглу, способный выставить в военное время до 50 тысяч человек, стал орудием в руках султана как против крымских татар, так и поляков. И для усмирения правителей Молдовы и Валахии.
Для подобных утверждений у авторов имелись все основания. В течение почти сорока лет в Крыму и сопредельных с ним территориях, в том числе в Бессарабии, ничего не происходило без участия Кантемира Арасланоглу. Временами его боялись как в Стамбуле, так и в крымском ханстве. Его деятельность подразделяется на два периода:1600-1620 и 1621-1637 гг. В первое десятилетие первого периода аккерманские (белгородские) ногайцы Кантемира Арасланоглу осуществляли свои набеги на Русь. У него было несколько жен. Мусульманам ислам разрешал иметь четыре жены, остальные были наложницами, которых выбирали из рабынь. Не исключено, что мать Константина Кантемира была христианкой. Видимо, поэтому он в зрелом возрасте так легко адаптировался в польскую среду, когда на протяжении 17 лет служил в армии Польши.
После Хотинской войны, пишет Хаммер, поляки постоянно добивались его выдачи им или высылки за пределы устьев Дуная и Днепра, но он в качестве губернатора провинции Силистра проработал до 1637 г. При султане Османе 11 белгородские ногайцы перешли в непосредственное подчинение к падишаху. Русские посланники сообщали из Стамбула, что Кантемир Арасланоглу получил титул «блюстителя» польско-турецких границ и княжеств Молдова и Валахия, «администратора берегов Черного моря, начиная от устья Дуная». Против него и его семьи правители Крыма неоднократно организовывали военные походы. Жесточайшим образом они расправлялись над детьми и женами ногайских мурз. В живот беременной жены Кантемира Арасланоглу брат Крымского хана Шагин Гирей (Гирай) воткнул кол и на огне из ее тела сделал кебаб (шашлык), отмечает летописец Наима.
Тем временем Порта готовилась ко второму походу (май 1638-июнь 1639) на Иран-Багдад. Ей надо было уладить свои отношения с поляками. Без выдачи им Арасланоглу или его высылки за пределы устьев Дуная они и слышать не хотели о мире с султаном. И отношения правителей Крыма с Кантемиром для Порты приняли весьма опасный характер. Обе стороны, по сути дела, вышли из-под контроля падишаха. Хан Инайет Гирей и Кантемир Арасланоглу были вызваны в Стамбул. Султан Мурад 1V решил пожертвовать ими, чтобы успокоить поляков. «Кеменд» (особая петля, сделанная из шелка) сначала была накинута на шею хана, а через месяц (5 июля 1637) она крепко затянулась и вокруг шеи Кантемира Арасланоглу.
Летописец Наима дает имена пяти сыновей Кантемира Арасланоглу, четверо из которых имеют тюркско-арабские имена – это Хюсейн мирза, Орак мирза, Тортмаз мирза, Джелал мирза. Пятый его сын – это отец Дмитрия Кантемира – Константин (греческое имя). Константин Кантемир (1627-1693) – родоначальник новой, христианской династии. В августе 1672 г. огромная турецкая армия обрушилась на Польшу. Когда колонна, в которой находился гарем султана, 15 августа переходила Днестр, на нее напали поляки. От неминуемой гибели членов семьи падишаха спасся Константин Кантемир со своим молдавским подразделением. Великий визирь (премьер-министр) Фазыл Кёпрлюлю, высоко оценив его подвиг на берегах Днестра, обещал ему трон молдавского господаря. Он, пожалуй, единственный правитель (1685-1693) Молдавского княжества, который не платил за трон. После смерти Константина Кантемира (26 марта 1693) молдавскими господарями стали два его сына – старший Антиох (1695-1700; 1705-1707) и младший Дмитрий. Их деятельность на троне широко освещена в исторической литературе.
По воле молдавских бояр господарем Молдовы был провозглашен Дмитрий. Однако его правление длилось всего 19 дней: Порта не утвердила его избрание. Сказались интриги господаря Валахии Константина Брынковяну, который благодаря своему влиянию на окружение султана добивался молдавского престола для своего зятя – Константина Дуки. Он искусно натравливал братьев друг на друга. Правда, сам Дмитрий мечтал стать правителем Валахии. Поэтому он добровольно уступил трон старшему брату.
В качестве заложника молдавского господаря Д.Кантемир, которого в Стамбуле звали Кантемироглу, с перерывами находился на берегах Босфора 22 года, где ревностно продолжал свое образование, начатое в Молдове. Он хорошо изучил историю, культуру, турецкий, другие восточные и западные языки, османскую действительность. Дмитрий наладил тесные связи со многими влиятельными лицами султанского окружения, а также аккредитованными иностранными послами, особенно с русским послом П.А.Толстым.
Тем временем серьезно обострились отношения Османской империи с Россией. В этих условиях неустойчивое внутреннее положение Молдовы, которая неизбежно должна была стать полем боя двух империй, стало для Порты дополнительной головной болью. Султан хотел иметь в Молдове сильного и покладистого господаря, который мечтал занять трон и в Валахии и мог быть противником правителя Валахии Брынковяну. Таким человеком для Порты и был Д.Кантемир, пишет П.Панаитеску. По рекомендации крымского хана Девлета Гирея на молдавский престол султан Ахмед 111 назначил (23 ноября 1710) Д.Кантемира. Симпатии правителя Крыма к нему носили и национальный характер. Один был из крымских, а другой – ногайских татар. Оба говорили на одном языке.
С первых дней своего правления Дмитрий думал, как на практике осуществить высокие идеалы своего народа – освобождение Молдовы от иностранного ига. Но он сознавал, что собственными силами добиться этого невозможно. В ту эпоху она могла освободиться от османского ига или при помощи Габсбургов, или России, или Польши. Последняя переживала серьезный политический кризис, отягощенный взрывоопасными русско-польскими отношениями. Политическое поведение Габсбургов в Трансильвании, где они установили более деспотичное правление, чем османы в Молдове, отталкивало Д.Кантемира от идеи возможности опоры на Австрию. Он, как и Ион Некулче, возлагал надежды на растущую мощь России. 13 апреля 1711 г. в Луцке был подписан молдо-русский союзнический военно-политический договор, выработанный на основе предложений молдавского господаря.
Прутский поход Петра 1, однако, закончился неудачно. Его войска потерпели поражение и вынуждены были отступить. Вместе с ними 16 июля 1711 г. покинули родину 4 тыс. бояр во главе с Д.Кантемиром. Русский царь выполнил все обещания, данные им молдавскому господарю. Петр 1 пожаловал ему титул князя и поместья. Он стал сенатором и ближайшим советником царя по восточным вопросам. Д.Кантемир умер 21 августа 1723 г. Был похоронен в Москве. Весной 1935 г. его останки были перевезены в Яссы, где в церкви «Trei Ierarhi« были преданы земле.
Д.Кантемир оставил богатое родословие. От первой жены – Касандры Кантакузино - у него остались две дочери и четыре сына. Матей, Константин и Сергей стали гвардейскими офицерами. Младший – Антиох - выдающимся русским писателем и дипломатом. От второй жены – Анастасии Трубецкой у Дмитрия была дочь по имени Смарагда – Екатерина. Со смертью (1820) внука Дмитрия Константиновича – полковника русской армии - род Кантемиров по мужской линии прекратился. Он помешался на том, что является владетелем Молдовы и Валахии. Просидел в Ревельской крепости 17 лет (Ревель –прежнее название г.Таллина, столицы Эстонии). Наследство рода Кантемиров по женской линии досталось русским князьям Шаховским и Пассекам.
Федор Ангели
Новости по теме
- Сегодня, 08:28
- 24.01, 16:11
- 24.01, 12:15
- 24.01, 11:48
- 24.01, 06:41
- 23.01, 11:27
- 23.01, 10:07
- 23.01, 06:23
- 22.01, 18:11
- 22.01, 14:03
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 08:28
- 24.01, 16:11
- 24.01, 12:15
- 24.01, 11:48
- 24.01, 06:41
- 23.01, 11:27
- 23.01, 10:07
- 23.01, 06:23
- 22.01, 18:11
- 22.01, 14:03
Большой вопрос по поводу того,что Кантемиры татары-ногайцы.
В целом, интересная статья. Но последнее утверждение Ф. Ангели о том, что в Ревельском каземате умер внук Д.К. Кантемира, ставит под сомнение все факты, приведнные в статье. В каземате умер полковник Дмитрий Константинович Кантемир. Но он не был внуком молдавского господаря и светлейшего российского князя. Полковник был внуком другого молдавского господаря, Антиоха Константиновича Кантемира, родного брата кн. Дмитрия Константиновича Кантемира. Известно, что внуков у кн. Д.К. Кантемира не было, а были только две незаконнорожднные внучки от кн. Сергея Дмитриевича.
А что такого новогоМы и так знали что Кантемир что то вроде номенклатуры Назначенец