Политика

Краткий курс истории ПКРМ

27.01.2009, 20:07
{Краткий курс истории ПКРМ} Молдавские Ведомости
плакат30 августа на Втором съезде ПКРМ должно было быть зачитано заявление, принятое на собрании коммунистов Ботаники, но съезд отказал им в этом праве. В заявлении говорилось, что 15 августа по предложению самого Воронина было проведено заседание совета старейшин коммунистов, на котором было решено, что "в сложившейся ситуации все прогрессивные силы Молдовы должны сделать все, чтобы, голосуя за Андрея Сангели, уже в первом туре голосования во время выборов не допустить избрания в Президенты Молдовы ни Мирчи Снегура, ни Петру Лучински". Что касается Снегура, то с ним коммунистам все было ясно. Опасность же Лучинского заключалась, по их мнению в том, что этот человек был "оборотнем-перевертышем".

Это заявление было опубликовано 7 сентября в газете АДПМ "Земля и люди". В том же номере в статье "Владимир Воронин и его заложники" говорилось:

"Итак, новые коммунисты республики, объединенные в ПКРМ, на своем очередном съезде объявили о выдвижении кандидатом на пост Президента Молдовы первого секретаря ЦК Владимира Воронина, которого превратности судьбы делали то пекарем-хозяйственником, то партократом, а после милицейской службы, обкатав маленько в бизнесе, швырнули в политику, наделив правом представлять самый стабильный электорат...

Назовем вещи своими именами, а именно: речь пойдет о двойной игре Владимира Воронина...

Почему все-таки Партия коммунистов, а не Компартия, как раньше... В этом случае КПСС политически не реабилитируется и ПКРМ не имеет права наследовать ее имущество, а по большому счету, не имеет права претендовать даже на идейное наследство...

С чьей-то легкой руки были оттеснены и сгнили без права голоса на партийных форумах ПКРМ те 17 человек, которые, реально рискуя, воссоздавали Компартию в труднейший период народофронтовского разгула. Их имена хорошо известны в партийных организациях Кишинева, но не стоит упоминать фамилий Алексеева, Конопелькина, Чекана и др. в присутствии Воронина, дабы не вызвать его святейшего гнева...

Хорошо известны ораторские способности первого секретаря ЦК ПКРМ, так же как и страсть к саморекламе. Стены многих редакций и агентств отражали раскаты его смеха. Что-что, а "подать" себя он умеет, так же как произвести нужное впечатление на нужного человека. Шел бы этот талант его на благое дело, а за демагогией проглядывала бы польза для всех, а не только для себя и близких людей. А то на людях он - душа нараспашку, рубаха-парень, а в партийном доме - диктатор. Только его голос-монолог и слышен. Никому иному рта не раскрыть - ни-ни. Как в те самые застойные времена. Кому-то это нравится, умиляет до слез. Как же, вождь ты наш, спаситель! Из таких вот первый секретарь нынешнего ЦК коммунистов и подбирает себе окружение. С инакомыслящими он расправляется безжалостно...

В марте этого года по всем парторганизациям ПКРМ было распространено письмо-обращение к коммунистам, от первой до последней строчки написанное рукой Владимира Николаевича, в котором он давал нелицеприятную характеристику П.Лучинскому, в заключение делая вывод, что тот недостоин даже претендовать на пост Президента Молдовы, не то что быть избранным. Не будем гадать, какая кошка пробежала в ту пору между бывшим и нынешним секретарями ЦК Партии коммунистов Молдовы. Не исключено, что лидер ПКРМ набивал себе цену, готовясь к "сдаче" Партии коммунистов, что-то выторговывал. Вполне возможно, так как 16 августа на совещании секретарей муниципальных и районных комитетов партии, где выяснялась позиция коммунистов республики по основным кандидатам на поста Президента, В.Воронин около часа поносил Снегура и Сангели, доказывая, что лучшей кандидатуры, чем Лучинский, нет, не было и быть не может...

Когда стало ясно окончательно, что у всех присутствующих резко отрицательное мнение о личности П.Лучинского, Воронин моментально сориентировался, как говорится, перевернулся и приступил к осуществлению варианта 2. Задача состояла в том, чтобы уговорить коммунистов выдвинуть его собственную кандидатуру. Голосовать, мол, по его словам, будут за личность, а партия фактически - это он (в излишней скромности Владимира Николаевича никогда нельзя было заподозрить). При всем том, что знающие Воронина коммунисты убеждали товарищей не верить ему, так как все равно их голоса будут отданы Лучинскому в ущерб А.Сангели, представители ПКРМ из сельской местности поддались на уловку...

На партийных собраниях Кишинева по выдвижению кандидатов подавляющее большинство коммунистов высказалось за Андрея Николаевича Сангели. Оно и понятно, в столице люди более информированы, знают В.Воронина не по сладкоречивым выступлениям, а по конкретным делам...

Воздержались от голосования за Воронина (на 2-м съезде - "МВ") два других секретаря ЦК, и неодобрительное молчание хранили делегаты от парторганизации Кишинева, державшиеся скученно, особняком.

По-милицейски зорко следящий за обстановкой В.Воронин немедленно принял защитные меры и в пику двум своим секретарям, бывшим союзникам, дабы нейтрализовать их возможные противодействия, увеличил число секретарей до семи. Естественно, сюда попали и лично преданные ему люди...

В кулуарах съезда кто-то из кишиневцев мрачно обронил:

- ЗДЕСЬ радуется один Владимир Николаевич, а ТАМ они будут радоваться с Петром Кирилловичем...

В качестве Троянского коня спикера Парламента в левом движении Молдовы все более четко вырисовывается по-милицейски собранная фигура первого секретаря ЦК ПКРМ, "любимца" публики и прессы Владимира Воронина".

О том, как Воронин повел себя между двумя турами президентских выборов, и как его поддержка сыграла решающую роль в победе Лучинского над Снегуром, мы уже писали.

10 декабря 1996 года состоялся пленум ЦК, на котором были обсуждены итоги президентских выборов. 28 января 1997 года прошел еще один пленум, рассмотревший вопрос "О мерах по дальнейшему укреплению идейного и организационного единства партии". На этих двух пленумах Воронин произвел решительную "зачистку" Кишиневской партийной организации от оппортунистов.

"Под влиянием и давлением новоявленных оппортунистов Кишиневский горком партии стремился стать вторым, параллельным центром в нашей партии", - заявил Воронин, подчеркнув, что секретари ЦК Флорин Христев и Антон Мирон не выдержали экзамена на политическую зрелость: их политическая совесть отступили перед личной дружбой с Сангели.

Некоторые кишиневские товарищи, сказал Воронин, действовали осознанно и целеустремленно против интересов партии, порой провокационно, двурушничая и интригуя, беспринципно братаясь с политическими оппонентами, выливая ушаты грязи на ЦК и партию в целом. Воронин назвал этих товарищей: Христев, Мирон, Конопелькин, Чекан, Алексеев, Ульянов, Кисиль, Данаил, Бомежко, Лыюрова, Кузнецов, Маломан, Бахеркин, Рашкулев, Пашалы.

Первый секретарь ЦК призвал Центральную контрольно-ревизионную комиссию, райкомы и первичные организации "персонально разобраться с каждым, кто причастен к тому, что произошло, дать соответствующую партийную оценку, вплоть до исключения из рядов партии". Что и было сделано.

На январском пленуме ЦК Воронин заявил, что руководство Кишиневской организации фактически сорвало кампанию ПКРМ по участию в президентских выборах. Если в целом по Молдове кандидат партии набрал 10,46 процента голосов, то в столице Воронин занял позорное шестое место с 5,75 процента голосов кишиневцев.

"Мы слишком доверяли товарищу Христеву, но должных выводов с его стороны не последовало", - сказал Воронин и огласил предложение Политисполкома ЦК освободить Христева от обязанностей секретаря ЦК.

Другое предложение Политисполкома состояло в том, чтобы вообще упразднить как структуру Кишиневский муниципальный комитет партии, возложив координацию работы городских райкомов непосредственно на ЦК.

Оба предложения были единодушно утверждены.

Особо вредоносную роль в Кишиневе сыграла парторганизация Ботаники, из-за которой, по оценке докладчика, "метастазы неприятия кандидата от ПКРМ распространились по всей столице". Дело дошло до того, что коммунисты Ботаники, такие как член ЦК В,Кузнецов, член горкома Л.Французова были в первом туре наблюдателями на избирательных участках от АДПМ. Никуда не годилась партийная и финансовая дисциплина: "Этот второй секретарь РК (тов. Пилиптеев), вкупе с первым секретарем Кисилем, спокойно, по собственному усмотрению распоряжались партийными взносами, отчитываясь разве что друг перед другом. Сотни леев ушли неизвестно куда, без всякого отчета и последствий. Это же какой цинизм! Бедные пенсионеры отрывают от себя последние крохи,наивно полагая, что поддерживают партию. А на деле они субсидируют Кисиля и Пилиптеева. Лично у меня такое просто в голове не укладывается".

Осудив "этакий Гайд-парк на Ботанике", Воронин предложил исключить за антипартийную деятельность из ПКРМ руководителей райкома.

"При любом раскладе мы этих отщепенцев и двурушников больше и близко не подпустим к своим рядам", - пообещал Воронин. И обещание свое выполнил.

После очищения ПКРМ от кишиневских отщепенцев и двурушников прошло более семи лет. За эти годы никто больше не омрачал идейное и организационное единство партии. Хотя отношения Воронина с Кишиневом по сей день остаются весьма непростыми - это показывают регулярные поражения кандидатов ПКРМ на пост генерального примара и постоянные конфликты между Ворониным и столичной администрацией.

Кишинев так и не захотел полностью подчиниться Воронину, которому никак не удается опустить город до уровня сельской местности, где лидер ПКРМ пользуется безоговорочной поддержкой.

Владимир Сорокин

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Самое большое воровство и коррупцию Молдова достигла именно тогда, когда премьером был Сангели....А что бы было бы , если ОН стал президентом всея Молдовы..... Представляете ????????


Новости по теме

Все материалы →