Гагаузия

Квота в парламенте для Гагаузии: забота об интересах автономии или политическая игра партий?

26.11.2013
о предоставлении ей депутатской квоты в парламенте страны. Законодательная инициатива с поправками в Избирательный кодекс была направлена на прошлой неделе в высший законодательный орган от имени НСГ.   
5 процентов – пять депутатов

Главная претензия гагаузских законодателей к избирательной системе в том, что та не обеспечивает гагаузскому народу представительства в парламенте и, следовательно, участия в управлении государством. Несмотря на то, что сегодня в парламенте страны представлены в разных фракциях четыре депутата из автономии, представители Народного собрания отмечают, что ситуация - следствие политической конъюнктуры, но представительство не гарантируется законом.

«Гагаузия территориально и по численности гагаузского народа составляет около 5 процентов от Республики Молдова, поэтому вполне обоснованно требование, чтобы автономия могла избирать не менее 5 из 101 депутатов в одномандатных округах», - заявил в ходе представления законопроекта на сессии НСГ один из авторов инициативы, депутат Иван Бургуджи.

«Такой же район, как прочие»

В молдавском экспертном сообществе идея квотирования гагаузского представительства в парламенте, как это часто бывает с инициативами, исходящими из южной автономии, вызвала негативную реакцию. В частности, эксперт в области конституционного права Тео Кырнац назвал подобные требования незаконными.

«По Конституции это такой же район, как и все остальные 32, - заявил эксперт в интервью порталу NOI.md. -
Требовать квоты невозможно, потому что у нас по стране только один избирательный округ. Это чисто политические требования, направленные на то, чтобы нагнетать и дестабилизировать ситуацию».
 
Интересы Гагаузии или политический ход?

Перспектива найти поддержку в парламенте у гагаузской инициативы, судя по всему, также невелика. Ещё весной, когда в автономии только начинались дебаты о необходимости разработки соответствующего законопроекта, представители ЛДПМ усмотрели в идее квотирования депутатских мест для гагаузов политический ход своих коллег-конкурентов из Демпартии. Выступая на общественном телевидении Гагаузии, депутат Вячеслав Ионицэ обвинил демократов в том, что они используют гагаузский народ в своих партийных целях. «Любая партия должна иметь свои интересы, но я считаю кощунственным использовать одну группу людей, в данном случае, одну этническую группу, гагаузов, в своих узкопартийных и корыстных целях, - сказал он. - Я считаю неправильным использовать народ в интересах одной партии».

Позиция коммунистов вряд ли будет кардинально отличаться от позиции либерал-демократов уже только потому, что за разработкой инициативы  стоят депутаты НСГ, близкие к ДПМ.

Сами демократы получают возможность выступить в роли лоббистов гагаузских интересов, укрепив свой имидж среди жителей автономии. Разумеется, при этом прекрасно понимая, что их поддержка не приведёт к принятию законопроекта. И если гагаузские демократы дали такой «пас» своим старшим партийным коллегам, то вряд ли последние откажутся довести до конца начатую комбинацию. Впрочем, пока никаких действий в этом направлении ДПМ не предпринимала и никак не комментировала ситуацию.

Теория и практика

Можно согласиться с депутатами НСГ в том, что наша избирательная система не даёт оптимальных условий для представительства гагаузов в парламенте. Как показывает опыт, число депутатов-южан зависит от решения политических лидеров о расстановке представителей автономии на те или иные позиции в избирательных списках. В парламент нынешнего созыва прошли четверо депутатов, а в следующий раз может пройти один. При этом, подчиняясь партийной дисциплине, избранник голосует за те или иные решения по Гагаузии согласно позиции партии. С другой стороны, нет никаких гарантий, что депутат, избранный от своего округа в качестве независимого кандидата, не окажется в партийной команде. Эти риски подтверждаются опытом последних выборов в НСГ, которые, напомним, вошли в политическую историю страны: партия, чьи кандидаты проиграли во всех избирательных округах, в результате сформировала мажоритарную фракцию.

Те же опасения, к слову, вызывает и другой проект ДПМ, который, случайно или нет, совпал по времени появления с инициативой о «гагаузских квотах». Речь о переходе на смешанную избирательную систему, при которой половина депутатов парламента должна избираться по партийным спискам, а другая половина - от одномандатных округов. Аргументы в пользу такой реформы тоже вполне привлекательны и логичны: продвижение во власть «людей из народа», повышенная ответственность депутатов-одномандатников перед избирателями, демократизация избирательной системы… Теоретически с этим трудно спорить. Однако нет никаких гарантий того, увлекательный фокус формирования правящего большинства без единого победившего депутата, не повторится уже в масштабе страны.

Нейтрализовать существующие опасения относительно коррумпированности предлагаемых моделей избирательной системы не так сложно. В качестве защитных механизмов можно предложить ужесточение наказания за подкуп избирателей, запрет на переход депутата в другие парламентские фракции, утверждение процедуры отзыва депутата-одномандатника избирателями, наделение фракции правом большинством голосов лишать мандата не оправдавшего доверия члена фракции с заменой его на следующего по списку кандидата. Без подобного рода сдерживающих мер никто не может быть уверенным в том, что пятеро депутатов от Гагаузии не превратятся в перебежчиков. Без таких оговорок инициатива НСГ будет восприниматься как политический ход определённых партий.
Вячеслав КРАЧУН,IPN

Комментарии (0) Добавить комментарии