Гагаузия

Связисты больше не нужны

31.01.2014
средним спросом и профессий, представителям которых искать работу безнадежно. В «черный список» попали связисты. В последние годы в ходе массовых сокращений в районном филиале «Молдтелекома» в статусе безработных оказался не один работник связи. Похоже, такие специалисты больше никому не нужны.
 
Почти все уволенные старше среднего возраста, до пенсии им оставалось всего несколько лет, обучаться на курсах и менять профессию уже и смысла нет: кому нужны работники старше пятидесяти?
 
«Я много лет проработала на «Молдтелекоме», - рассказывает бывшая сотрудница. - Когда пошли слухи о сокращении, мы вначале не поверили, но потом убедились, что это правда. Люди под сокращение попадали один за другим, каждый надеялся, что пронесет, женщины в возрасте даже осваивали новые программы, но ничего не помогло. В итоге я тоже осталась без работы. Встала на учет в центре занятости, и мне сразу объяснили, что связисты больше никому не нужны. Очень сильно переживала, до пенсии мне тогда оставалось еще несколько лет. Проходить обучающие курсы мне уже сложно в силу возраста, работу я так и не нашла. Выкручиваюсь и жду пенсии».
 
Ситуация на рынке труда – уродливая, ряды безработных каждый год пополняют выпускники учебных заведений. Молодые специалисты понятия не имеют, как получить пресловутый стаж работы, который требуют работодатели. Сколько в стране безработных – никто не знает, проблема не исследуется, а данные приводятся по числу зарегистрированных в службе занятости. 
 
Труднее всего приходится сельским жителям и обитателям небольших городов. В 2013 году в центре занятости Чадыр-Лунги было зарегистрировано 727 безработных, больше половины - сельские жители. Трудоустроено всего 274 человека. При этом зарегистрированных вакансий было 577! В январе зарегистрированных безработных было 225, а свободных вакансий по состоянию на 20 января - более 50.
 
По словам директора филиала агентства занятости населения Чадыр-Лунги Елены Торлак, уже несколько лет на рынке труда района неблагоприятная ситуация, когда спрос и предложение не совпадают: «То, что мы можем предложить, людям не подходит, тех вакансии, которых ищут они, - соответствующих профессии и опыту работы - либо нет, либо они очень редки».
 
Изучаю список вакансий. Больше половины – работники, затребованные инспекторатом полиции. Двоих сотрудников ищут в налоговую инспекцию. Нужны бухгалтеры, операторы, бармены, официанты, продавцы, почтальоны.
 
«Обычно вакансий намного меньше, сейчас у вас довольно разнообразный список», - удивляюсь я. - «Да, но решающий критерий в поисках работы – зарплата, – отвечает Елена Торлак. - А зарплаты практически везде довольно низкие. К примеру, в школу нужен библиотекарь, обязательно как минимум с высшим образованием, а зарплата - 1200 лей. Часто требуются почтальоны, но и у них низкие заработки. В полиции люди по этой причине тоже долго не задерживаются: у молодых мужчин высокие запросы, а за такую неподходящую зарплату и ночами приходится дежурить».
 
Проблемой для безработных Чадыр-Лунги и всей Гагаузии является незнание государственного языка. Налоговая инспекция уже полгода не может подобрать нужного специалиста с экономическим образованием, со стажем и знанием языка. Очень долго искали логопеда для реабилитационного детского центра. Часто ищут торговых агентов, зарплаты немаленькие, но в числе требований - наличие собственного автомобиля и, опять же, знание государственного языка. 
 
В прошлом году всего 46 безработных пошли на обучающие курсы и курсы повышения квалификации. Но найти работу, имея экономическое или юридическое образование, достаточно сложно, зарплата низкая, а труд тяжкий. Ежегодно специалисты с дипломами уходят из стен вуза в никуда. Интересно, кто-то на верхушке молдавской власти знает, из каких соображений у нас в стране выстраивают соотношение зарплат и цен? И знает ли, как на самом деле живет простой народ?
 
Ситуация плачевна не только в Чадыр-Лунге. Я изучила объявления о вакансиях по всей стране, размещенные в интернете. Например, на портале Аgajat.md, по идее, можно подыскать подходящие вакансии, зарегистрированные в агентстве занятости населения в различных городах страны. Но, конечно, редко кто пригласит специалиста из другого города. Ситуация везде примерно одинаковая, за исключением Кишинева. В городах побольше - и предложений больше, и разнообразие какое-то есть, но зарплаты существенно не различаются. Везде, кстати, не хватает сотрудников полиции. 
 
Портал Rabota.md, вакансии одни и те же: торговый агент, торговый представитель, медицинский представитель, продавец-консультант… В некоторых районных центрах, судя по всему, еще работают какие-то предприятия и учреждения, потому что требуются учителя, мясники, психологи, социальные ассистенты и даже инженеры. На сайте 999.md вакансии в основном столичные.
 
Никто не предлагает работу на дому молодым матерям и пенсионерам. Зато есть очень любопытные объявления, составленные неопределенно, но с явным подтекстом, который у нас все хорошо понимают. Работа для молодых девушек от 18 лет до 30 лет с высокой зарплатой и без опыта, объявления примерно такого рода: «Девушка для массажа, зарплата от 10 тысяч лей». Или: «Амбициозным, коммуникабельным со знанием английского языка девушкам работа в сфере бизнеса в качестве моделей, гарантируется полная анонимность как на территории РМ, так и за рубежом. Зарплата от 500, в среднем – 1500, 2200 долларов». Вот еще: «Молодому мужчине нужна домработница в возрасте от 20 до 30 лет с проживанием».
 
Только и слышишь, как власти обещают рабочие места, которые якобы вот-вот на подходе. А что в жизни? Правительственные программы оптимизации государственных учреждений все рассчитаны на сокращения, у выброшенных за борт нет никакой надежды найти что-то аналогичное. Если вам меньше 30-ти - остается лишь быть барменами или торговать. А главное наше занятие, единственное, что остается, - гастарбайтерствовать, хотя при нынешней внешней политике и этот путь под вопросом. 
Ирина ПИНЕГИНА

Комментарии (0) Добавить комментарии