Закон

Михаил ЛАШКУ: «В новом законе о полиции не оговаривается даже понятие профессионального риска»

26.03.2013
{Михаил ЛАШКУ: «В новом законе о полиции не оговаривается даже понятие профессионального риска»} Молдавские Ведомости
О том, как реализуется реформа полиции и как на это реагирует профсоюз сотрудников полиции «Demnitate» («Достоинство»), рассказал его председатель Михаил ЛАШКУ.
 
- Юридический этап реформы полиции на финише: закон о полиции и статусе полицейского вступил в силу. Но по части кадров много вопросов. Письменные извещения в связи с сокращением численности или штата работников и реорганизации подразделений были направлены сотрудникам преждевременно, 5 января. Когда закон вступил в силу, он поставил в трудную ситуацию руководство МВД, руководство генерального инспектората, всех, кто связан с полицией. Естественно, профсоюз «Demnitate» выступил с протестом по поводу преждевременных действий.
По закону работа с кадровым составом должна была начаться с 5 марта. Каждому полицейскому необходимо представить письменное предложение о новом названии должности с учетом профессионального уровня и изменения структур. По новому закону меняется структура органов полиции по вертикали и горизонтали, сокращается количество руководящего состава. 
 
- Как разрабатывалась концепция новой структуры?
- Этим занимались профессионалы, авторы проекта постановления правительства, еще три года назад. Но реализация идет с трудом. Может, потому, что ни закон о полиции, ни изменения в структуре и в статусе полицейского не обсуждались теми, кого это касается в первую очередь. Как реформа будет работать - покажет время. Но хочу с уверенностью отметить, что прежняя структура себя оправдала.
 
- Что предпринял руководящий орган профсоюзов "Demnitate"?
- 6 марта на встрече с председателями первичных профорганизаций мы их проинструктировали. Направили руководящему составу МВД и главе генерального инспектората полиции письма с уведомлением о значимости статьи 88 Кодекса о труде РМ «Процедура увольнения в случае ликвидации предприятия, сокращения численности или штата работников». Обратили их внимание на то, что увольнение члена профсоюза не может происходить без согласия профсоюза, каждый сотрудник вправе рассчитывать на письменное предложение о новом месте работы в том же подразделении. Также обратили внимание на положение статьи 183 «Преимущественное право на оставление на работе в случае сокращения численности или штата работников».
Те, кто не находят себя в новой структуре, должны быть уволены не по собственному желанию, а по причине реорганизации, что предусматривает компенсацию согласно новому закону о полиции и статусе полицейского от 5 марта 2013 года: для лиц, проработавших 5-10 лет, - шесть минимальных зарплат, 10-15 – восемь, 15-20 – десять, 20-25 – 14, 25 -30 – 16, свыше 30 лет -18.
 
- Все ли происходит по закону?
- Мы следим за ситуацией в районных инспекторатах. Есть случаи, когда предлагают уволиться по собственному желанию. Случается, что на одно место претендуют несколько соискателей. Мы предлагаем профсоюзным коллегам на местах провести конкурсный отбор.
Парадоксально, но на начальном этапе многие руководители, которые должны отвечать за проведение кадровой реорганизации, сами еще не были назначены. Ответственность за работу возложить не на кого. Это вызывает нервозность.
 
- Примары в замешательстве – участковый будет появляться в селе в лучшем случае раз в неделю, у него нет транспорта, но зато много обязанностей...
- Профсоюз указывал на эти недостатки. Надо учитывать не только количество населения в населенных пунктах, но и количество совершаемых преступлений. Если в Кишиневе три тысячи живут в радиусе одного квартала, то в районах - несколько населенных пунктов на расстоянии 5-15 км один от другого с таким же количеством населения. Нет транспорта. Обеспечить безопасность, и, самое главное, вести профилактику - невозможно. Понятно возмущение примаров, жаль, что не учитывают их мнение.
Особую озабоченность вызывает изменение категории района, которая напрямую зависит от численности жителей. Снижение категории влечет за собой снижение коэффициента должностных окладов, надбавок. Это некорректно. Нужно учитывать расположение района, количество учебных заведений, миграцию населения. Например, вокруг Кишинева (Стрэшень, Криулень, Орхей, Яловень, Анений Ной), большой поток транспорта и граждан в обе стороны, едут с пересадками, остановками. В районах Окница, Чадыр-Лунга, Тараклия, Вулкэнешть и других, которые граничат с Украиной, - приграничное передвижение людей, транспорта и товаров. Не всегда это бралось во внимание, хотя приводились убедительные аргументы. Из своего опыта могу сказать, что это приведет к осложнениям для полиции. Жаль, что при разработке структурной реорганизации не учитывали опыт участковых, оперативных работников. Теоретический подход привел к тому, что в составе инспектората полиции нет шоферов, помощников дежурных из сержантского состава. Необходимо пересмотреть структуру и штатный состав в некоторых подразделениях.
  
- То есть реформа проходит в условиях, приближенных к «шоковой терапии»?
- К сожалению, да! Нервозность и неуверенность, сомнения в справедливости подходов при назначении на должность были и есть. Я бы очень хотел, чтобы полицию не дискредитировали. Наоборот, надо показать лучшее. Профсоюз «Demnitate» постоянно консультирует председателей первичных профсоюзных организаций и членов профсоюза. Если будет необходимость, будем отстаивать права членов профсоюза в суде.
 
- Участвовал ли профсоюз в разработке реформы?
- Нашего мнения, как и гражданского общества в целом, не спрашивали. Мы узнали о проекте, когда он был одобрен правительством и попал в парламент. Закон не учитывал социальные гарантии для полицейских, в нем даже нет определения такого понятия, как профессиональный риск. Это нас не  удовлетворяет. И мы пошли на новый виток переговоров. Взяли за основу проект, одобренный прошлым летом на международной конференции с учетом мнений гражданского общества, и на днях вносим в парламент законопроект о дополнениях в закон о полиции и статусе полицейского, где предусматриваются статьи о социальных гарантиях полицейских всех уровней.
С нами вроде бы соглашаются, но кивают на то, что денег нет. Наш шанс - поправки в бюджет-2013. Надеемся, что к нашему предложению о дополнительном выделении средств на оплату работы полицейских прислушаются. Мы не рвачи, и прекрасно понимаем, что бюджет не безразмерен. Полиция не собирается тянуть  одеяло на себя. Но в разработке таких серьезных реформ должен принимать участие не только минфин – нужно привлекать опытных профессионалов, которые не понаслышке знают, как решать главную задачу Конституции - обеспечение безопасности граждан.
 
Марина ТИМОТИН
 
5 марта вступил в силу новый закон о полиции. Теперь работу правоохранителей будет координировать генеральный инспекторат полиции. Ему подчинены: национальный инспекторат по расследованиям, национальный инспекторат по патрулированию, бригада полиции особого назначения «Fulger», центр технико-криминалистической и судебной экспертизы, кинологический центр, служба судебной полиции, служба закупок и логистики, управление полиции муниципия Кишинэу и управление полиции АТО Гагаузия, а также районные инспектораты, которые заменят комиссариаты.
Численность работников генерального инспектората полиции и его подразделений составит примерно 9200 человек. Задача обновленной структуры - обеспечивать правопорядок. Руководителя сроком на пять лет будет назначать правительство по предложению министра внутренних дел.
По новому закону МВД будут подведомственны также департамент пограничной полиции (около 3.5 тысяч служащих) и служба гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций (максимум 2570 человек).

Комментарии (0) Добавить комментарии