Общество

Молдавская женщина: ни в дом, ни в парламент

15.05.2012
{Молдавская женщина: ни в дом, ни в парламент} Молдавские Ведомости
 
Сегодня на руководящих государственных постах женщин единицы. В парламенте – четыре фракции и только одна женщина-председатель, на десять комиссий приходится одна женщина-председатель комиссии, на 16 министерств – одна женщина-министр.
 
«Даже в министерствах здравоохранения и сельского хозяйства нет ни одной женщины вице-министра, - сказала Ольга Николенко, эксперт в области гендерных отношений. – Откройте сайт Министерства экономики: что ни фотография – мужчины пожимают друг другу руки. Посмотрите пятничные выпуски газет. Ни одной женщины на первой полосе. Даже в переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта за 20 лет со стороны Молдовы не участвовало ни одной женщины!»
 
Как за каменной стеной
 
«Мне очень нравится фраза: выходи за меня – будешь как за каменной стеной. Вот там женщины, за стеной, и остаются», - добавила Ольга Николенко.
 
В 2006 году в Молдове был принят закон, провозглашающий принцип равенства между женщинами и мужчинами. Он открыл перед гражданским обществом большие возможности для того, чтобы требовать равноправия. Но этим все и ограничилось, так как законом не было предусмотрено санкций за его нарушение.
 
Лела Метревели, исполнительный директор НПО «Посольство Прав Человека», считает, что Молдова может похвастаться своим законодательством перед другими странами СНГ. Вот только оно далеко не всегда соблюдается:
 
«Я часто слышу от коллег, что женщин в суде не воспринимают всерьез мужчины-судьи, мужчины-прокуроры. В совете Союза адвокатов на 15 мужчин приходится одна женщина. Чтобы добиться каких-то результатов, женщине-юристу приходится во много раз больше работать над собой. Ирония в том, что дискриминация имеет место среди людей, борющихся за закон».
 
«Истерички» в парламенте
 
«Буквально на прошлой неделе на заседании парламента один депутат выступил с речью о том, что наше законодательство настолько совершенно, что дискриминации просто не может быть, - сказала Лилиана Палихович, вице-председатель парламента Молдовы.
 
– А я каждый день с ней сталкиваюсь: если женщина в парламенте яро отстаивает свою точку зрения – вокруг начинают шептать: «Истеричка». Если это же делает мужчина: «Молодец! У него есть принципы»! Мужчины хотят видеть в политике «удобных» женщин, которые не будут спорить».
 
Проблема заключается еще и в том, что партии нехотя принимают к себе женщин. В то же время, как показывают исследования, чем более неоднородным будет состав парламента по полу, возрасту, национальной принадлежности, тем выше будет доверие к нему в обществе.
 
Во время последних президентских выборов руководство страной едва не перешло к женщине – Веронике Бакалу. Однако Даниела Терзи-Барбарошие, исполнительный директор Центра «Партнерство для развития», уверена, что на данном этапе попытка не могла увенчаться успехом. В 2006 году только 6% населения были готовы избрать женщину главой страны против 50% сказавших, что хотят видеть во главе Молдовы мужчину. С тех пор прошло несколько лет, но тенденция, как утверждает эксперт, сохранилась.
 
Между садиком и баром
 
«Представьте себе парламент, сформированный из 101 депутата, и все они – мужчины, - привела пример Терзи-Барбарошие. – Парламент обсуждает проблему выплаты пособий по материнству. Каким будет голосование депутатов, которые не имеют представления, сколько стоят памперсы? Голосование парламента, состоящего из 101 женщины, тоже будет тенденциозным. А теперь представьте, что жители села решают, где проложить новую дорогу. Женщины захотят, чтобы она прошла через садик и школу, а мужчины проведут ее к бару».
 
Чтобы подобных крайностей в стране не происходило, необходимо привлечь больше женщин к сфере принятия решений. Вопрос: как?
 
«Немаловажную роль в привлечении женщин играют именно женщины, которые уже пробились в политику, - считает Терзи-Барбарошие. – Пример для подражания имеет большее значение для женщин, чем для мужчин, которым и без того свойственна тяга к власти».
 
Лилиана Палихович в свою очередь уверена, что женский электорат должен поддерживать кандидатов-женщин. Только при таком «сотрудничестве» женщины смогут выйти на руководящие посты.
 
Однако исполнительный директор Winrock Moldova София Шулянски не настолько уверена в женской солидарности: «На рынке труда женщины подвергают других женщин большей дискриминации, чем мужчины. Потому что они на своем опыте знают: если ребенок заболел, женщина становится никчемным работником».
 
В сложившейся ситуации эксперты предлагают другой выход: ввести обязательную квоту на участие женщин, особенно в политике. В ней они видят наиболее эффективный инструмент достижения равноправия, проверенный опытом развитых стран.
 
Подождем – и все наладится?
 
Несмотря на сильную поддержку третьего сектора, у введения квоты на участие женщин есть противники. По мнению Алексея Бузу, директора программы Центра «Партнерство для развития», для защиты своих идей они оперируют мифами.
 
Первый заключается в том, что если мы будем терпеливо ждать, то все наладится. При этом цифры показывают, что больше всего женщин в политике по отношению к мужчинам было в 2005 году - 20%. С тех пор никакого прогресса не наблюдалось. «На местных выборах в 2007 году было избрано 143 примара-женщины. Прошло четыре года – в 2011 году их стало 146. Такими темпами мы достигнем 25-процентного присутствия женщин в числе примаров Молдовы к 2070 году», - говорит Бузу.
 
Другой миф гласит, что проблема не в отсутствии женщин в партиях, а в плохой работе СМИ и сложившемся менталитете граждан. Однако исследования показывают, что если избиратель знает кандидата, как в случае выборов примара, например, то он вполне вероятно выберет женщину. Но если он не знает никого, а просто видит список, как например, на выборах в районный консилиум, у женщины практически нет шансов.
 
Так круг замыкается: «К женщине не будут прислушиваться в парламенте до тех пор, пока к ней не начнут прислушиваться в семье», - считает София Шулянски. А в семье все по-прежнему: работа, ребенок и борщ.
Вера Джемелинская

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Это удивило меня

  • x

    Согласна с Глашей:"наши женщины сами себя ставят ниже мужчин и сами себя недооценивают". Когда ложатся грудью на алтарь благополучия семьи. Во многом из-за традций.Традиции же здесь не на стороне женщин.И потом, не все женщины хотят всеобщего признания? А те, кто реально чего-то хотят, пробиваются и без наличия там женского большинства. Женщины действительно ищут опору, а в этом поиске могут и сами стать опоройтак закалятся. А еще сейчас довольно благоприятные условия в стране при рождении ребенка: двойной размер пособия плюс отпуск по уходу за ребенком оплачиваемый аж 3 года.А раньше этого не было, вот и работали женщины, и востребованы были наравне с мужчинами. И сама политика государства и экономика стимулировали женщину добиваться результатов не хуже мужчин.

  • x

    В нашей стране такой менталитет, сильно смахивающий на менталитет стран ближнего востока. Мужчина - хозяин и господин в дома и в политике. Женщина вызывает снисходительные усмешки и споры и дискуссии с женщинами приобретают сразу характер "молчи дура", и "что с бабы возьмешь". Это в отношении мужчин к женщинам в Молдове. Но и в отношении самих женщин к себе - тоже самое. Они сами себя ставят ниже мужчин и сами себя недооценивают. Уж такой у нас менталитет - патриархальный и домостроевский. И в ближайшем будущем, как бы мы тут не пыжились сравняться с ролью женщины а просвещенной Европе - нам до них как до Луны.

  • x

    Ну есть в парламенте несколько женщин, например,Абрамчук, Гречаная, Павлюченко...А толку то?.Одна пропагандирует униру, другая предает партию,которая ее подняла на высокий государственный пост, а про третью, мало,что знаем, ее просто прихватил Додон про запас...Теперь понятно почему нас нет во властных структурах?