«Молдавский Ленин» или «Молдавский Брежнев»?
19.05.2010
Вспомнить эту старую шутку побуждает последний выпуск передачи «Резонанс» в конце прошедшей недели. «Диалог» между ведущим К.Старышем и участвовавшим в передаче лидером ПКРМ строился по аналогичной формуле: «Все считают мои идеи очень мудрыми и своевременными, и мне стоит поинтересоваться, что же я такого замечательного придумал…». Ведущий пространно озвучивал мысли и установки, которые по замыслу должны были посетить светлую голову коммунистического вождя, после чего вождь благосклонно подтверждал высказанные К.Старышем «собственные» оценки.
В связи с недавней весенней чередой «красных дат» (очередной юбилей В.И.Ульянова, 1 мая) кто-то договорился до сопоставления В.Воронина с «молдавским Лениным». Оставим «за скобками» тот факт, что для одних Ленин – величайший гений всех времен и народов, а для других – безжалостный палач, призывавший к «массовидности террора», поощрявший расправы с Церковью и по пояс заливший кровью самую большую в мире страну. Тут уже – de gustibus non est disputandum (о вкусах не спорят)… Однако почему-то в последнее время лидер ПКРМ начинает все больше напоминать не Ленина на броневике, а Брежнева в президиуме в последние годы своего приснопамятного правления.
Однако шутки и анекдоты - в сторону. Мы сталкиваемся с внешними признаками, четко обозначившими нарастание внутри ПКРМ кризисной ситуации, связанной с процессом последовательного «обрежневения» ее признанного лидера.
Несмотря на все заверения коммунистов о том, что их партия строится «снизу», а не «сверху», опирается на волю и интересы массы простых функционеров и практикует «живое взаимодействие» между партийными структурами различного организационного уровня, ПКРМ была и остается именно «партией Воронина», построенной на жестких принципах линейной иерархии и единоначалия – в виде пирамиды, увенчанной «непогрешимым вождем». Период нахождения ПКРМ у власти и президентства В.Воронина дает такой характеристике бессчетное количество подтверждений, при этом нет никаких оснований полагать, что после сентября прошлого года что-либо в этом плане изменилось.
Традиционная слабость подобных систем: утрата или резкое снижение функциональных возможностей конкретного лидера, «под» которого упомянутая «пирамида» выстраивается, приводит к быстрой и неотвратимой деградации всей системы. Признаки подобного снижения налицо, и упомянутая программа «Резонанс» тому наглядная иллюстрация.
Одно из косвенных, но достаточно убедительных подтверждений проблемности сохранения В.Ворониным традиционной «локомотивной» роли в политических действиях и прежних успехах ПКРМ: в попытках приукрасить его сиятельный образ и повысить его авторитет коммунистическая пропаганда начинает опускаться до откровенно мелко–жульнических приемов, в которых просто не было потребности в прежние годы, когда президент Воронин выступал с «эпохальными инициативами» типа налогово–финансовой амнистии или обращений к Тирасполю с пакетом мер по укреплению доверия (судьба этих «могучих начинаний» - разговор особый, но. по крайней мере. в тот период «высасывать из пальца» укрепление президентского имиджа не было нужды).
Наглядный пример – неделю с лишним назад В.Воронин упомянул о желательности участия международных посредников в поиске компромиссного решения между двумя известными моделями изменения ст. 78 Конституции, соответственно в диалоге между коммунистами и партиями АЕИ. После этого стоило только кому–либо из лидеров Альянса высказать аналогичное утверждение, как ИА «Омега» поднимала крик: «смотрите, представители противостоящих нам сил подтверждают правоту нашего Владимира Николаевича!». «Омега» при этом скромно забывает упомянуть, что с предложениями международного посредничества в переговорах ПКРМ – АЕИ по вопросу изменения ст. 78 представители АЕИ выступили еще в начале мая, до того как лидер ПКРМ успел изречь эту «незыблемую истину».
Подобный казус напоминает еще один исторический анекдот, только на этот раз не придуманный, а имевший место в реальности. В 1973–74 гг. бывший президент США Р.Никсон столкнулся с знаменитым «Уотергейтским скандалом», процедурой расследования такового и последовавшим импичментом. Для поддержки президента в различного рода юридических «разборках» был создан специальный фонд его сторонников, пополнявшийся из добровольных пожертвований. Угандийский диктатор Иди Амин направил в помощь миллионеру Р.Никсону «колоссальную» сумму в 200 долларов США, после чего угандийские СМИ длительный период захлебывались от крика: «Посмотрите, какая теперь Уганда великая страна – сам американский президент не может уже обходиться без финансовой поддержки нашего лидера Иди Амина!».
Если и дальше в целях улучшения реноме экс-президента Воронина обслуживающие его СМИ будут прибегать к подобным же приемам, это будет убедительным подтверждением того, что дела у коммунистов с функциональностью выстроенной «под вождя» партийной системы действительно очень плохи. В этом контексте в высшей степени становятся понятными упорные усилия ПКРМ не допустить возврата к прямым президентским выборам.
Откровенно карикатурное впечатление производят заявления самого В.Воронина о том, что его возможное участие в общенародных выборах главы государства сразу же покажет его политическим оппонентам, как они сильно заблуждались, настаивая на возврате подобного механизма.
Рассказывать такие истории уважаемый экс-президент может в передачах NIT, услужливым сотрудникам ИА «Омега», берущим у него «эксклюзивные интервью», а также читателям газеты «Коммунист». Людям, иногда интересующимся результатами проводимых в стране социологических исследований, хорошо известно – победить на прямых выборах у Владимира Николаевича нет ни малейшего шанса.
Трагедия ПКРМ в том, что единственный сильный ее лидер наглядно «брежневеет», а заменить его коммунистам будет некем. Рассчитывать на то, что, к примеру, к весне–лету следующего года И.Додон или Ю.Мунтян, З.Гречаная или Г.Петренко сумеют догнать по популярности премьера или экс-спикера не приходится.
Периоды ослабления лидерского Центра, вокруг которого строится та или иная социально-политическая система, всегда характеризуется тем, что вожди рангом поменьше начисто перестают интересоваться реализацией программных установок, принятых данной системой, и полностью переключаются на решение вопроса – а кому достанется наследство? Исторический опыт показывает – подобная ситуация наступает обычно задолго до того, как происходит реальная смена лидера. При этом подобный период бывает как правило крайне болезненным и разрушительным для данной системы (пример – СССР в последние годы правления Л.И.Брежнева). В этой обстановке не только реализуемость, но даже теоретическая жизнеспособность выдвинутых в последнее время ПКРМ социальных проектов начинает вызывать сильные сомнения.
Не будем касаться вопроса о последнем «пакете из 10 предложений» - проекты, построенные по принципу «мы придумаем что-нибудь очень привлекательное для народа, а враждебное нам и проклинаемое нами руководство страны пусть ломает голову, как добыть средства на реализацию наших инициатив», просто не могут быть предметом серьезного рассмотрения. Возьмем известный «Молдавский проект», предусматривающий в целом рациональное начало – учет мнений альтернативных общественно–политических сил. Теоретически выглядит все очень красиво, остается лишь непонятным – кто захочет поддерживать этот проект, если руководство ПКРМ будет занято не решением вопроса, как осчастливить Молдову, а тем, станет ли в обозримом будущем их формирование «партией Додона» или «партией Петренко».
Подобные перспективы вызывают скорее сожаление, чем злорадство. Не будем забывать: ПКРМ – это прежде всего не напоминающее Политбюро КПСС тридцатилетней давности руководство партии, а тридцать тысяч простых функционеров и сотни тысяч наших граждан, наивно продолжающих верить, что воронинцы вернут им «светлое прошлое». Можно смеяться над горсткой ПКРМовских «партийных бонз», но тысячи сторонников ПКРМ, наши сограждане, могут оказаться в случае деградации этой партии в состоянии полной политической прострации, что обычно приводит к крайне нежелательной радикализации настроений в подобной среде.
Демократическая партия неоднократно предлагала коммунистам реальный выход из подобной ситуации – сменить группу высших лидеров, бренд, идеологические установки и организационные начала, в действительности стать левой партией европейского образца (в конце концов – просим прощения за мелочную придирку, - научиться делать комплименты своим вождям, сравнивая их не с Лениным, а с Франсуа Миттераном и Пером Ханссоном). В этом случае Партия коммунистов могла бы не просто обеспечить свою политическую жизнеспособность, но и стать реально «альянсоспособной силой», которая может участвовать в руководстве страной, даже не набирая 71 мандат.
От «молдавского Брежнева» подобного здравомыслия дождаться невозможно. Остается надеяться, что возглавляемая им партия научится прислушиваться не только к его мнению.
Кирилл Тазлован
Новости по теме
- Сегодня, 13:11
- Сегодня, 12:42
- Сегодня, 07:22
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
- Вчера, 15:43
- Вчера, 14:00
Комментарии (42) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 13:11
- Сегодня, 12:42
- Сегодня, 07:22
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
- Вчера, 15:43
- Вчера, 14:00
"В советское время закончить школу или училище и соответственно академию МВД при той подготовке уровне професионализме равно сильно тому , что тебе сейчас баломуту этокому закончить Гарворд и получить еще ученную степень так,что Генерал-майор в то время еще и Министр МВД это огромный опыт , отличные знания и суппер практика" Ещ-бы, серьзная подготовка, одурачить пол-страны, чтоб на себя родимого, гнули спину целых 8 лет не только одураченные, но и трезвомыслящие за компанию
Тудору Я что-то не вловив-русские уничтожали этнос, т.е. -молдаван? Гм Так по заявлению гимпу и Ко этакого этноса никогда и не существовало Даже С. чел Маре говаривал на румынском, заедая мамалыгой. Дурдом, одним словом.
# 38 tudor Во первых дорогим ты никогда не будешь , во вторых ты не любишь когда твой ник искожают , так вот и пиши , как у меня написано , в третьих мне тоже известно политическая и юридическая оценка фашизма , которая превосходит по показателям все другие режимы это твои братья которые воевали на стороне фашизма . Так , что прекращай эту лабуду, тебе не к лицу
К записи #35 Не переживайте , Вы не одни . Я всегда буду рядом .
Дорогой мой патриот , не надо приписывать мне то о чем я не писал и даже не думал . Материальная оценка преступлений коммунизма на этой земле меня не интересует . Да и нет таких денег , которыми можно оценить жизнь людей , их мучения в Сибири , уничтожение молдован как этноса .. Мне достаточна политическая и юридическая оценка . То что ты в курсе моего генеологического древа , конечно, меня радует . Но , позвольте мне самому разобраться кто я и кто мои предки . .
В преклонном возрасте даже вахтером тяжело работать , а президентом и подавно.Неужели в партии нет достойного преемника, ведь еще не придумали молодильных таблеток.
#33 Batea Что за ненависть у вас к пожилым людям , все тебе подобные персонажи только и знают , как хаить людей которые прожили жизнь, построили эту страну и заслуживают уважения Не думай , что ты будешь вечно молодой , очень быстро придет то время когда ты станешь хрычем Что б ты знал я среднего возраста , а насчет 50 так не забывай , что вторые 50 поддерживают мо мнение Так , что отдыхай будущий ХРЫЧ ..
#32 Патриот страны . Ай как хорошо ты по Тудору прошелся. А главное в корень залез. Одобряю. И не я один.
это только тво личное мнение. а 50 процентов населения не думает так как ты.
starii hrici uidi s doroghi. mentalitet menta izmeniti nelizia
" Tudor" не тебе судить и тебе подобным на счет гаишника в погонах . В советское время закончить школу или училище и соответственно академию МВД при той подготовке уровне професионализме равно сильно тому , что тебе сейчас баломуту этокому закончить Гарворд и получить еще ученную степень так,что Генерал-майор в то время еще и Министр МВД это огромный опыт , отличные знания и суппер практика Это по первой части твоей глупой болтовни Второе чебурек на счет газа по мировым ценам если бы ты платил ту цену которую платит всю жизнь Европа то тебе хватило бы только на лапти Твои деды прадеды были всю жизнь молдаванами , а ты большую часть жизни был одной национальности , а потом в одно мгновение изменил своей культуре и народу так , что не рассказывай о своей любви к своей родине.Уйди лучше с сайта и не позорься
" Tudor " когда ты и твои единомышленики орали , что военые которые освободили твою землю от фашистов были оккупантами и ты был согласен с мнением ВРИО президета о материальном ущербе в размере той суммы которую ты никогда не увидешь и когда опонент тебе задал вопрос о таком же материальном ужербе со стороны Германии ты, как в рот воды набрал. Кишинев входила в четверку самых разрушенных городов так ,что здесь ущерб оценивался бы в сотни миллиардов, а востановили этот город из руин те люди которых ты называешь оккупантами . И не забывай , что на этой войне полегло сотни тысяч твоих соотечествиников, а тебе на это плевать Тебе лучше ж...лизать проигравшим в этом вся твоя дешевая суть Так что лучше не пиши свои глупости , а переходи на комментарии проигравших газет.
нравиться некоторым или нет а воронин лидер. и за ним люди пойдут.
слепому европейцу. спишь и видишь снова ворону у власти. обьви суверенное государство твою квартиру и выбирай его своим президентом навечно и избавь молдову от такого президента. это будет клево
Ларисе: те фото, где у Воронина мерзкое лицо, тщательно подбираются либеральными репортерами. К твоему сведению, у Воронина найти такие зверские и мерзкие выражения лица, какие регулярно видны у наших нынешних правителей, гораздо труднее, чем у них. Но добрый совет для тебя: поупражняйся в Фотошопе, сделай сама из Воронина пугало, потом сможешь продать повыгоднее бумагомаракам из прорумынских изданий.
К записи #26 Tudor-------------------------------- Уважаемые собеседники , не знаю по какой причине , но , в моей записи од номер 26 произошла ошибка . В начале отсутствует часть теста . привожу ее дополнительно . ---------------------------------------------- Сравнивать Воронина с Лениным слишком большая честь . Пусть он меня простит , но ----------------------------------------------Приносим свои извинения за причиненные неудобства .
уровень мышления не выше рядового ГАИ шника способного дань на улице собирать . У Ленина Воронин одолжил только одну идею ИДЕЮ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА , припудренной серьезным румынофобизмом . Есть у него что то и от Брежнева - большой любитель . Брежнев добродушно любил медальчики на мундире и всякие там побрякушки . Этот же строго только деньги и, ради них, готов на все . Воронину относительно Ленина, Брежнева трудновато с окружением . Ленин сам по себе был башковитым , Брежнев же сидел себе как марионетка и пользовался услугами одного консультанта генератора идей всяких. Но при этом не мешал остальным . Воронин же пользуется услугами разных консультантов , с идеями разных направленностей . Поэтому , бедный и путается противоречивая себя . Так что , если и сравнивать с кем то Воронина , только со Сталиным и то , так мелкотня местного пошива . В ПКРМ конечно задумываются о необходимых перемен . Менять коммунистическую направленность пока не будут , жалко электорат старшего поколения потерять . А вот перемены в руководящем составе намечаются , есть уже реальные шаги в этом направлении . Пытался Мишин , но он аналог Воронина . Такой же упертый и с мышлением на уровни деревни . А вот Петренко , Мунтян , Додон ведут себя достаточно активно набирая дивиденды .Но , за кулисами есть еще один претендент - главный консультант Воронина . К сожалению фамилию запамятовал . Невысокого роста с козлиной бородой . Хитер , изворотлив способный в любой момент подложить свинью соратникам . Сегодняшний провал ПКРМ выдержит . Но , если демократы смогут создать еще одну коалицию , то коммунистам , без серьезных перемен , будет трудновато
К записи #21 Larisa Не знаю Лариса , не знаю как работал Чубашенко но перемены серьезные . В последнее время мои записи резко сокращаются или вообще не пропускают . Например , запись под номером #4 Tudor состояла из 30 строк , отредактировали до трех и дальше не пропускают .Даже серьезная зависть пробирает к автору статьи Кириллу Тазлован .К стати материалы явно антикоммунистические принадлежат только Тозловану . И они достаточно емки и конкретны . А вдруг коммунисты вспомнили что электорат часто отдает предпочтение тем кого неустанно ругают и критикуют . Вдруг решили сами себя ругать в попытки поднять себя в глазах электората ?
К записи #20 АНДРЕЙРебята могу вполне ответственно Вас уверять , что я выступаю в единственном экземпляре .Не охота мне клонироваться . Да и на голову редакторов хватает и меня в одном экземпляре , не зачем так сильно измучить их . Относительно моих коммунистических идеалов . Единственное что меня связывает с ними это то что вырос и становился в окружении коммунистической идеологии , но не более .
Без комментарий , выдержка из интервью В.Воронина ИА Новости Молдова от 8 апреля 2009 года А потому мы приняли решение - уступить им на один день все то, что столь для них вожделенно - кабинеты Президента, Спикера Парламента, Зал Парламентских заседаний, наши телефоны и оргтехнику. Мы приняли решение уступить им все то, на чем у них заканчиваются все представления о государственной власти .. http:www.newsmoldova.rupolitics20090408813355.html Как говориться , этим все сказано .
Далеко им всем до Воронина. В отличии от АЕИего партия законы страны не нарушала, и не пыталась Узурпировать Власть в Молдове.
Ребята, что случилось ?Сменился редактор, что ли ?После ухода Чубашенко не было ни одного антиворонинского материала. И вдруг ... А эту фотографию , где взяли?Такое милое,добродушное .любвиобильное лицо..Аж страх берет.
Странно:за коммунистов дает коменты один и тот же человек под разными никами - "Влад", "Саша", "Гость", "Tudor". Даешь испорченный имидж чахнущей ПКРМ
неужели не понятно
Net ,Ato moldavschii alcooloD*bil
Хорошая статья Ну а пенсионерам мечтавшим о колбасе за три руб. и километровые очереди ничего не остается кроме как менять икону на портрет их идола.
Да неужели не понятно, что все партии в корпоративном сговоре, они же все кумэтры, фины и земляки друг другу, логика у них одна -воровать по очереди
как же вам воронин стал в горле видать сильно вы воронина боитесь писать эту чушь многие могут спомнить никсона брежнева ума много не нужно сегодня не те времена вы сами народ толкаете к коммунистам что бы вы не писали как бы не лаяли но мне при коммунистах воронинцах было лучше а сегодня с уродами гимповцами филатовцами полный пипец бездарь которая только орать в подвалах с кувшином кислятины могла пришла к власти я согласен на все но только не они -хватит поигрались в демократию и лучшую жизнь гнать их нужно сраной метлой и чем раньше тем лучше
Еще такого позора за руководство, а следовательно и за страну, наши здравомыслящие граждане не испытывали. Возвращаемся в 90-е. Люди уже стонут от выходок правительства и и.о.Гимпу. Откуда столько иронии, г-н Тазлован? почему вам бы не поиронизировать, например,о том, что у нас наметилась тенденция к улучшению экономического развития, как сказал Филат? - Да ну? А я и не заметил
хрюкайте дальше
Citaiu kommentarii i udivleaiusi .Ne hoteat oni jiti kak liudi v Evrope.Skuceaiut po niscete,Vot eti deistvitelino stranno.Katitesi v Rossiu i stroite kommunizm.Ne mesaite liudeam jiti.Nadoeli okonceatelino.
Здорово, что сайт снова вернулся к истинному отражению действительности. А насчет того что новое правительство не сделало жизнь лучше, так ни у кого в период кризиса она не лучше. Надо понимать все это, тем более что основы долговременных реформ уже заложены. Не дай Бог вернуться к монополии одной партии, тем более, что она псевдокоммунистическая и кроме как набить карманы не думает ни о чем. К сожалению, сельские жители очень отстают в своем видении мира, чем и пользуются так называемые коммунисты. Легче пообещать колбасу за 3 лея, возврат колхозов, а там хоть трава не расти.
"сменить группу высших лидеров, бренд, идеологические установки и организационные начала, в действительности стать левой партией европейского образца"Именно так и будет, после победы на внеочередных выборах.
Voronin silino izmenilsea v luchsuiu storonu za poslednee vremea i na fone aliansa imeet shansi stati prezidentom snova. Va doresc succes PCRM si Voronin.
Да,Воронин далеко не ангелНо кто лучше?-Гимпу?-Ну не везет нам на правителейА как говорится "Из двух зол выбирают меньшее."-А Воронин меньшее зло чем остальные.
то что он СДАЛ СТРАНУ НЕДОУМКУ, это полностью ЕГО вина, которую с НЕГО никто неснимает.
Конечно, Воронина есть за что критиковать. Но проблема в том, что гражданам Молдовы не из кого выбирать. Альянс объявил себя приверженцем демократических принципов и сам же первый нарушает и не соблюдает их. Гимпу на должности и.о. Президента выглядит, как недоумок и посмешище. Филат вслепую набирает кредитов, загоняя страну в долги, и при этом не имеет ни чткой, последовательной антикризисной программы, ни программы по развитию экономики. К сожалению, остатся только принцип: из двух зол выбирают меньшее.
Во времена Л.И.БРЕЖНЕВА, Молдавия былаЛЮБИМА всем СОЮЗОМ. Бесплатные КВАРТИРЫ получили Сотни тысяч граждан. Так жебыло Бесплатное образование и медицина. Многие ПРОХОДИМЦЫ, которые сейчас рассказывают СКАЗКИ, в те времена получили всеБЛАГА какие только МОЖНО было ПОЛУЧИТЬ. Мне искрене ЖАЛЬ ВАС господаМОРАЛЬНЫЕ УРОДЫ.
Сравнивать Воронина с Лениным слишком большая честь . Пусть он меня простит , но уровень мышления не выше рядового ГАИ шника способного дань на улице собирать . У Ленина Воронин одолжил только одну идею ИДЕЮ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА ,....(сокр.)
Убежден, что все лидеры АЕИ вместевзятые,не достойны ВОРОНИНА. Ессли Воронин хотьчто то делал для страны и людей, то ЭТА четверка называющая себя ДЕМОКРАТАМИ, решилапросто ОБОКРАСТЬ НАРОД МОЛДОВЫ.
Да, уважаемый автор, Вы во многом правы. ПКРМ во главе с Ворониным - плохая система, отдающая советским прошлым. И сам Воронин далеко не идеален. За многие вещи можно судить. Но что взамен? АЕИ? Уж скоро год, как правит новая власть. Стали жить лучше? Любой скажет, что НЕТ -стали жить хуже
Так как "Ведомости" начали опять нападки на коммунистов,значит выборы близко