Общество

Очередь в никуда

02.10.2012
{Очередь в никуда} Молдавские Ведомости
 
Как известно, Кишинев существовал и весьма бурно развивался при советской власти. Это, естественно, не могло не сказаться и на его архитектуре. Символами советской страны, частью которой была наша республика, инкрустированы многие здания и сооружения. Жить в домах, получивших в народе название «сталинки», всегда было престижно. Да и комфортно. Теперь многим из них грозят переменами.
 
До опубликования поправок в Закон о политпартиях вряд ли кто обращал внимание на фасад здания, расположенного на пересечении улицы Армянской с главной артерией столицы. Но теперь не мешало бы, спускаясь к центральному рынку, рассмотреть этот дом повнимательнее. Возможно, его фасад, благодаря намерениям борцов с ненавистным прошлым, изменится.
 
Пространство между вторым и третьим этажами украшено не только каменными вазами, завершающими барельефные стилизованные композиции. В центре изображены серп и молот. Думал ли архитектор этого мощного, основательного, монументального четырехэтажного дома, что когда-нибудь его творение может стать причиной политических дебатов?!
 
Здание, построенное для партийной элиты Кишинева в конце 40-х годов прошлого века, ныне уже нежилое. Нет-нет, не заброшенное или позабытое, а скорее наоборот – фирмы, занимавшие совсем недавно лишь первый этаж, постепенно стали перебираться по широченной лестнице все выше и выше, выкупая одну квартиру за другой. И теперь, как поведал нам седой охранник в «камуфляже», жильцами здесь уже и не пахнет, все занято различыми фирмами и организациями.
 
Судя по вывешенным на фасаде табличкам, есть среди них и государственные. Это значит, что развевающийся на доме триколор имеет отношение не к Orange или фотостудии Romantica, а скорее всего - к соседствующим с ними Лицензионной палате и Бюро по миграции.
 
Указывая на создавшуюся оригинальную композицию – соединенные серп и молот над развевающимся государственным флагом – я стал расспрашивать прохожих, что они думают по этому поводу.
 
Домнул Тудор, житель Кишинева, пенсионер, 64 года:
 
- Несомненно, этот большевистский символ стоит убрать с дома!
 
- По-вашему, это украшение носит какую-то политическую нагрузку? Вам не жалко уродовать такой фасад?
 
- Нет, не жалко. Ничего не должно напоминать о тоталитарном режиме. Хватит, настрадались от коммунистов!
 
Виталий, житель Рышканского района, студент, 22года:
 
- Даже не замечал. А по-моему, прикольно. Обязательно друзьям покажу. Пусть все останется, как было, где еще в Кишиневе такой интересный домик увидишь?
 
Мария, безработная, 38 лет, Новоаненский район:
 
- А зачем ломать такую красоту? Кто такое распоряжение давал? Эти с Алианцы? А сами они, что хорошее построили? Ломать каждый может, а ты сам сделай сначала что-то хорошее для людей. Ни работы, ни помощи от государства! А они придумали разрушать красивые здания. Лучше бы позволили спокойно продавать в столице свой урожай, не травили нас полицией.
 
Влад и Нина, жители г. Рени (Украина), кишиневские студенты-аграрии:
 
- Рени, хоть и бывшая Молдавия, но у нас действуют украинские законы. Поэтому ничего не тронули – ни памятник Ленину, ни разные там исторические коммунистические таблички, ни такие вот украшения на домах. Кишинев – прекрасный город, и нам кажется, что лучше беречь и сохранять то, что он имеет, чем разрушать.
 
«МВ» дозвонились до руководителя Агентства по инспектированию и регистрации памятников Иона Штефэницэ.
 
- Беспокоим вас по поводу одного дома из коммунистического прошлого - что на углу ул. Армянской и пр. Штефана чел Маре. В свете нынешнего постановления о запрете коммунистической символики, он не может пострадать, как вы думаете?
 
- Вы имеете в виду дом архитектора Войцеховского? Я сейчас не в городе, но знаю это здание и представляю, о чем идет речь. Подобную символику, кстати, можно увидеть не только там, но и в других местах города. Обойдите, например, здание Художественного музея на ул. 31 Августа и посмотрите «с тыла».
 
- И каково ваше мнение эксперта?
 
- Считаю, что к таким зданиям надо относиться с научной точки зрения, в данном случае – как к творению эпохи социалистического реализма. Не трогать, не уродовать, а трактовать как исторический экспонат. Мы, к сожалению, очень быстры, когда речь идет о разрушении чего-то, а вот сохранять пока, как следует, не научились. Создавать какой-нибудь «музей коммунизма», собирая в одном определенном месте перевозимые экспонаты – это, пожалуйста. Но дом же не перенесешь! И ломать ничего на нем не надо! Если уж властям неймется, будет цивилизованнее вывесить там табличку с пояснительной «легендой» - что это, почему так выглядит и прочее. Интересно, поучительно и не по-варварски. А то мы поднаторели в разрушении памятников: Кишинев чуть ли не ежемесячно навсегда лишается чего-то ценного, неповторимого.
 
***
Наша справка
 
«Музыка в камне» от архитектора Войцеховского
 
Валентин Войцеховский, талантливый архитектор и большой патриот Кишинева, преподавал на инженерно-строительном факультете Кишиневского политехнического института. Многие его выпускники работают на поприще архитектуры: в градостроительстве, в проектных организациях.
 
Войцеховский - автор целого ряда важных научных трудов, исследующих историю архитектуры нашей страны. В монографии «Памятники архитектуры Молдавии ХIV-ХVIII веков» (1954 г.) изложил результаты исследований фортификационного и культового зодчества на протяжении пяти веков. В книге «Этапы строительства Белгород-Днестровской крепости» (1969 г.) исследовал весь путь, пройденный строителями средневековья при создании этой уникальной крепости.
 
Делом всей его жизни стал и второй фундаментальный труд - «Крепость в Сороках» (1965 г.), который превратился в докторскую диссертацию, успешно защищенную им в Ленинграде. Исследовав оборонное зодчество Поднестровья на примере Сорокской крепости, Войцеховский решал в диссертации принципиально новые задачи истории, теории и практики архитектуры Молдовы. Проект реставрации архитектурного памятника «Сорокская крепость», созданный в начале 1970-х годов, также принадлежал перу Валентина Войцеховского.
 
Он активно участвовал в восстановлении послевоенного Кишинева, внес огромный профессиональный вклад в осуществление и реализацию генерального плана реконструкции города. Войцеховский спроектировал около ста архитектурных сооружений республики и столицы. Среди них настоящие шедевры: здание Министерства пищевой промышленности (1953 г.), медицинский институт (1956-1962 гг.), 107-квартирный жилой дом на главном проспекте столицы, кинотеатр «Патрия» (1951 г.), интерьер Национальной филармонии (1961 г.), здание бывшего Центрального универмага на углу улиц Пушкина и проспекта Штефана чел Маре (1962 г.), выставочный павильон на «Молдэкспо» (1963 г.). И все его постройки отличались оригинальностью планировки, образцовой выразительностью.
 
Он научился сочетать традиционные молдавские материалы (в частности, пиленый известняк - котелец) с новыми строительными материалами: бетоном, металлом, стеклом и с декором, всякий раз выполненным с безукоризненным вкусом. В архитектурных произведениях этого зодчего отмечают удивительный феномен - сочетание форм, характерных для молдавской народной архитектуры, с формами классицизма.
 
Основываясь на традиции и стилизуя элементы византийской архитектуры, Войцеховский использовал в декоративных целях глазурованную керамику на фасадах зданий и сооружений, что придает особую красоту и «нарядность» возведённым строениям.
 
Умер Валентин Войцеховский 11 мая 1977 года в Кишиневе. Искусствоведы подготовили к изданию фотокнигу-монографию «Музыка в камне» - о многогранном творческом наследии нашего земляка-зодчего. Постройки известного молдавского архитектора, действительно, очень музыкальны. Фрагменты, детали фасадов можно сравнить с музыкальными аккордами, сливающимися в единый мотив.
 
***
«Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова» (Будда)
 
***
Бульвар им. Штефан чел Маре состоит в большинстве своем из строений именно той – советской - эпохи, против которой и направлен нынешний документ. Почти каждое украшено запрещенными отныне символами. «МВ» сфотографировали только некоторые из них.
 
ФОТО:
1) Дом № 132. На нем, к слову, размещены три памятные доски в честь живших здесь знаменитых личностей.

2) В доме №73 сейчас располагается прокуратура сектора Центр 
 
3) А вот на здании, что на пересечении улиц Пушкина и Космонавтов аккуратно затерли серп и молот еще во время прежнего ремонта, заметно нарушив и обеднив композицию.
 
Олег Банару

Комментарии (0) Добавить комментарии