Расследование

Операция "Дженифер"

19.03.2013
alt
8 марта 1968 года в Тихом океане погибла советская ракетная подводная лодка номер 574. Оборвались жизни 98 человек. В назначенный срок подводный ракетоносец на связь не вышел. По Тихоокеанскому флоту была объявлена боевая тревога, на поиск вылетели самолеты. Через месяц родственникам отослали похоронки. И концы в воду...Но гибель линкора «Новороссийск» спустя треть века вызвала детонацию памяти у многих людей. Моряки начали вспоминать то, о чем приказано было не помнить. И тогда московский журналист Николай Черкашин получил письмо из Кишинева. Житель нашего города, бывший подводник, контр-адмирал в отставке Анатолий Тимофеевич Сунгариев рассказал о тайне 15-летней давности.
1.
24 февраля 1968 года из камчатской бухты вышла на боевое патрулирование дизельная ракетная подводная лодка 574, которая несла ракетный комплекс с подводным стартом из нескольких баллистических ракет большой мощности, а также две торпеды с ядерным боезапасом. Из похода она не вернулась. Двухнедельный массированный поиск результатов не дал.
 
Выяснилось, что на КП эскадры подводных лодок заверенный список членов экипажа отсутствовал. Факт гибели подлодки не был объявлен приказом С.Г.Горшкова, главнокомандующего ВМФ: действовала система замалчивания. В результате при решении вопроса о пенсиях женам погибших победила логика: нет приказа о гибели - значит, не погиб.
В 1966 году Анатолий Сунгариев, бывший командир дизельной подводной лодки другого соединения, перешел в штаб, где участвовал в послеремонтных испытаниях ПЛ-574. Командир  Владимир Кобзарь показал себя как высокопрофессиональный подводник, экипаж продемонстрировал хорошую морскую выучку. Об этом Сунгариев рассказал в первом письме журналисту.
2.
Ожидая второго письма, Черкашин связался с контр-адмиралом запаса Виктором Дыгало, бывшим командиром дивизии, куда входила ПЛ-574. «Да, я отправлял их в тот роковой поход, - рассказал он. - Убеждал начальство, чтобы отправили другой корабль. 30 ноября 1967 года подводная лодка вернулась с боевой службы, но не прошло и двух месяцев, как ее стали готовить к выходу в море. Люди не успели отдохнуть, механизмы  не отладили. Командир понимал авантюрность такого выпихивания корабля в зимний океан. Но на него давили: в очередной раз обострилась международная обстановка, и Брежнев требовал от флота быть готовым к войне. Выходила лодка 24 февраля 1968 года. Настроение было подавленное. Кто-то бросил на прощание: "Уходим навсегда". Вышли они из бухты... с французского ее название переводится как "могила". 8 марта Кобзарь на связь не вышел...». 
 
Журналисту удалось поговорить и с другими военными моряками. Вот что он узнал. Мерилом командирского мастерства для подлодки была  скрытность плавания. Главной проблемой была скрытная зарядка аккумуляторной батареи. Пошли на ухищрение - плавать в приповерхностном слое в самом опасном для корабля режиме. Возможно, это и погубило 574-ю, чей экипаж устал, потерял бдительность.
 
Американцы первыми обнаружили масляное пятно размером десять на две мили. Анализ показал – советская солярка. Штормом пятно вскоре разнесло...
 
3.
 
Во втором письме из Кишинева Сунгариев рассказал о том, что советская подводная лодка на маршруте была протаранена следившей за ней атомной подводной лодкой США "Суордфиш". Столкновение произошло вечером 8 марта 1968 года. Глубина - 6500 метров, удаление от побережья Камчатки - около 1230 миль. Предположительно при слежении за лодкой американская атомарина активно маневрировала, подныривая под объект слежения на критически малых дистанциях. Столкновение могло произойти в результате поворота подводной лодки на новый курс, не замеченного командиром "Суордфиш". Советская лодка подставила борт, американская непреднамеренно ударила в днище. Лодка с затопленным центральным отсеком пошла на дно.
 
"Суордфиш" через трое суток пришла в военно-морскую базу Йокосука (Япония) со смятой передней частью ограждения боевой рубки. Ночью был скрытно произведен косметический ремонт, подлодка совершила переход в Перл-Харбор, а потом полутора года не отмечалась в каких-либо видах деятельности. Экипаж дал подписку о соблюдении тайны аварии. Впоследствии представители главного командования Тихоокеанского флота США упорно отрицали факт столкновения и удара.
 
4.
 
Очередного письма из Кишинева Черкашин не дождался. Сунгариев попал в отделение кардиологии московского госпиталя имени  Бурденко. Журналист добился встречи с моряком. Пожилой коренастый человек рассказал несколько слов о себе: командовал дизельными подводными лодками на Тихом океане, пережил в море все перипетии Карибского кризиса…
 
В июле 1974 года Сунгариев обратил внимание на появление в центре северной части Тихого океана судна "Гломар Челленджер" американской фирмы "Гломар". Район его действий совпадал с центром района поиска подлодки 574. «Главная причина моей настороженности заключалась в том, что фирма "Гломар" использовала девять своих судов для исследования шельфов и бурения морского дна на глубинах порядка 200 метров, - рассказал моряк. - Суда никогда не отмечались в глубоководных районах. Они специализировались на глубоком бурении донных грунтов для изучения возможностей извлечения редких элементов. Совсем как в "Гиперболоиде инженера Гарина" Алексея Толстого. Что могло делать такое судно среди океана, где глубина свыше 6 километров?».
Подняв архивы, Сунгариев понял: центр района поиска 574-й и центр района действий "Гломара" - один и тот же. К тому времени корабль покинул район.
 
5.
 
Второй встрече собеседников не суждено было состояться. Сунгариеву стало хуже, и его перевели в палату интенсивной терапии. Через медсестру моряк попросил у Черкашина диктофон и продиктовал конец своего рассказа.
 
… Прошло два с половиной месяца. Новый объект с позывными "Гломар Эксплорер" появился в том же районе. Такого судна фирма "Гломар" не регистрировала. Видимо, кто-то маскировался под судно этой фирмы. И этот "кто-то" интересовался районом гибели советской подлодки. Но кто, как мог обследовать то, что лежало на такой чудовищной глубине?!
 
Через несколько дней в район вышел самый быстроходный советский корабль. В точке «К» обнаружилось судно непонятной конструкции – плавучая платформа размером с футбольное поле, посредине - ажурные фермы, похожие на нефтяные вышки. На появление советского корабля американцы не реагировали.
 
Прошло трое суток. Судно "Гломар Эксплорер" легло курсом на Гавайские острова. Советский корабль неотступно следовал за ним. 25 декабря 1974 года судно вошло в Гонолулу. Было Рождество. Запасы топлива у советского корабля  были на исходе, и оно отправилось во Владивосток.
 
Прошел январь. "Гломар Эксплорер" был запеленгован в том же районе. Вновь началось слежение. Обнаружилось невиданное плавучее сооружение вроде морской платформы. Устройства-роботы поднимали со стеллажей разноцветные трубы по 25 метров каждая, навинчивали и гнали вниз. Было похоже, что ищут нефть.
 
6.
 
В это время в Вашингтоне под дверь советского посольства кто-то подсунул записку: «Некоторые спецслужбы принимают меры к подъему советской подводной лодки, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель».
Прошло еще полмесяца. И вдруг сенсационный взрыв в мировой прессе: «ЦРУ США поднята со дна Тихого океана затонувшая советская подводная лодка».
 
По-видимому, на рубеже 60-70-х годов ЦРУ США задалось практическим решением проблемы: проникнуть в святая святых ВМФ СССР, шифрованную радиосвязь. Гибель советской подлодки давала возможность быстро решить задачу. Найдя ключевые основы разработки шифров конца 60-х и сопоставив их с данными радиоперехвата 70-х, можно было найти ключ к декодированию текущего радиоперехвата. Также  было небезынтересно поднять образцы советского спецоружия, изучить его боевые характеристики. Так родилась идея скрытного подъема советской подводной лодки со дна океана - операции «Дженифер». С планом были ознакомлены лишь трое: президент США Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби, и Говард Хьюз - миллиардер, финансировавший операцию.
 
В конце 60-х район гибели лодки был обследован глубоководным батискафом "Триест-2". Уточнили ее координаты, положение на грунте и внешнее состояние. То, что это удалось сделать так быстро, косвенно подтверждает факт гибели лодки от удара, а не от собственного провала за предельную глубину.
Чтобы поднять корпус лодки с фантастической глубины, американцы сконструировали специальное судно "Гломар
Эксплорер". Отдельные конструкции изготавливались разными судостроительными верфями и заводами в разных местах страны. Даже при окончательной сборке инженеры не смогли догадаться о назначении странной плавучей платформы водоизмещением свыше 36 000 тонн. Она несла набор навинчиваемых труб, соединение осуществлялось механическими роботами, затем шло опускание труб до дна. 
 
Для судоподъема было изготовлено второе судно - док-камера с раздвигающимся дном и гигантскими клещами по форме корпуса советской подлодки. Гидравлические клещи, соединенные с навинчивающимся столбом труб, захватили корпус затонувшей лодки, сжали его и начали подъем к днищу док-камеры. Все это было выполнено, видимо, в июле 1975 года.
 
7.
 
Однако в ходе подъема субмарины случилось непредвиденное: ее корпус разломился. Носовая часть осталась в обжиме клещей, а кормовая вновь опустилась на грунт. Предполагая, что главная цель - захват второго, командирского отсека, в котором находятся радиорубка и шифрпост, "Эксплорер" покинул район.
 
Все погибшие оказались совершенно не тронутыми тленом и выглядели только что уснувшими. Американцы смогли определить возраст, национальность, степень физического развития и другие индивидуальные черты подводников. Члены экипажа ПЛ-574 были перезахоронены в море представителями ВМС США по ритуалу, принятому в советском ВМФ, с исполнением гимна СССР. Погребение засняли на кинопленку.
 
Однако спецслужбы США не достигли основной цели: шифрдокументы они не получили. Причина оказалась неожиданной. Командир ПЛ-574 капитан 1 ранга Кобзарь был человеком высокого роста. Во время ремонта лодки он договорился, чтобы шифрпост перенесли в четвертый (ракетный) отсек, таким образом расширив его каюту.
 
8.
 
Спецслужбы США остановились перед самым главным этапом - необходимостью подъема и кормовой части ПЛ-574. Далее события развивались в духе американского вестерна. Одна из гангстерских банд Лос-Анджелеса получила наводку: в офисе миллиардера Говарда Хьюза в его личном сейфе есть документы, овладение которыми сулит большие деньги. В июле 1975 года была начата операция проникновения в офис и вскрытию сейфа.
 
Но одновременно туда проникла и соперничающая банда. У вскрытого сейфа началась яростная схватка.
Первыми к месту события подоспели репортеры. Корреспондент парижской газеты "Матэн" помчался на пункт связи, но был перехвачен ФБР. За молчание предлагали миллион. Но редакция быстро подсчитала: сенсация принесет как минимум шесть миллионов.
 
Тайное стало явным. В мировой прессе разразилась буря, советские газеты хранили гробовое молчание. На основе материалов газет был восстановлен весь ход операции "Дженифер". Это стало скандальной бомбой для Москвы.
Главкома ВМФ вызвали в ЦК КПСС и устроили головомойку. Его ярость излилась на аппарат. Советский МИД послал США ноту, упрекая в тайном поднятии лодки. Госдепартамент напомнил, что о гибели лодки не объявляли. Тогда МИД СССР направил вторую ноту: нарушили покой погибших моряков, осквернили их братскую могилу. Госдепартамент США ответил: погибшие захоронены в море, направляется копия кинофильма.
 
Прошла шквальная полоса поиска виновных. Были выделены боевые корабли для постоянного барражирования в районе точки "К", чтобы не допустить продолжения американцами работ, вплоть до бомбежки района. В течение полугода корабли сменяли друг друга. Американцы следили за их действиями.
На этом закончился рассказ Сунгариева: села батарейка диктофона. Моряк скончался в больничной палате…
 
9.
 
Но вскоре Черкашин получил письмо из Кишинева. Оказалось, перед смертью Сунгариев сумел дописать рассказ. Бумаги отправили родственникам. Те переслали в Москву Черкашину. Материалы Сунгариева он опубликовал в начале 90-х, это стало открытием темы.  
 
Кормовые отсеки советской подлодки "Эксплорер" так и не поднял, рассказал Сунгариев. Операция "Дженифер" обошлась налогоплательщикам США в 350 миллионов долларов. Миллиардер Говард Хьюз потребовал компенсации. ЦРУ спланировало и скрытно выполнило еще одну акцию.
 
В XVII веке юго-западнее Калифорнии затонул испанский парусник с грузом золотых слитков. Право на поиски корабля купила американская фирма. Но пока она вела подготовку – темной ночью "Эксплорер" гигантским ковшом зачерпнул испанский галеон со всем содержимым. Обиженная фирма направила иск в суд. Но ЦРУ дало понять: хотите существовать - заберите иск.
 
Говард Хьюз прославился тем, что жил в стерильно чистых апартаментах, так как боялся инфекции. Но вирусы его все-таки достали. Умер Хьюз в 1976 году в 70-летнем возрасте от того, чего боялся более всего на свете: от гриппа.
 
Подготовила Елена Замура при участии Аурела Маринчука

Комментарии (0) Добавить комментарии