Общество

Под прицелом бульдозеров

04.05.2012
{Под прицелом бульдозеров} Молдавские Ведомости
 
Во время расчистки территории около двухсотлетнего памятника архитектуры строителями были обнаружены катакомбы, вероятно, ранее связанные с церковью. Предположительно находка датируется средними веками. Но это не остановило строительную фирму, которая, несмотря на призыв Министерства культуры и археологов, уничтожила экскаваторами одну из стен подземного здания. Президент Армянской общины РМ Сергей Осипян считает произошедшее варварством и утверждает, что община пойдет до последнего, чтобы отстоять памятник.
 
«Это раны, и они тяжело заживают. Ни в каком уважающем себя государстве не глумятся над своей историей. Эти постройки, как и церковь, пережили Османскую империю, Румынское королевство, фашистов и советскую власть. И никто не пытался ничего уничтожать. Ведь это святые места, и тех, кто принес сюда разрушение, такие дела до добра не доведут», - уверен Осипян.
 
Против строительства уже выступил ряд неправительственных организаций, а также Партия коммунистов, прихожане церкви и жители соседних домов. Отреагировал и примар столицы Дорин Киртоакэ. Он признался, что примэрия не обладает в данной ситуации никакими рычагам воздействия. Не остался в стороне и премьер-министр Влад Филат, потребовавший внести в законодательство суровую меру наказания за разрушение памятников архитектуры.
 
Старинные катакомбы или обычные подвалы?
 
По словам директора Национального агентства по инспектированию и реставрированию памятников Иона Штефэницэ, после обнаружения подземных строений фирма Urbanconstruct-TT не сообщила о находке в Министерство культуры. По мнению Штефэницэ, разрушение стены подземной постройки также было очевидным нарушением закона.
 
«У них был документ, который давал право на снос, но он распространялся только на прилегающие гаражи. Там была парковка. Для того чтобы копать котлован нужна еще и авторизация на строительство, на нулевой цикл», - говорит Штефэницэ.
 
«Никаких катакомб не существует. Категорически! – уверен генеральный директор Urbanconstruct-TT Тудор Талпэ. - Есть лишь два эксплуатационных подвала, где держали скаты, покрышки от машин, запчасти и т.д. В сертификате не указано, что там находятся некие археологические ценности или архитектурные монументы. Поэтому мы, основываясь на авторизации по расформированию стройки, разрушили их. Никаких памятников мы не нашли. Мы соблюдаем все законы и нормы. Сказали остановиться, мы остановились. Сейчас пусть археологи делают свое дело», - говорит Талпэ.
 
Сергей Осипян убежден, что фирма знала о существовании катакомб и специально пыталась от них избавиться. «Они решили убрать оттуда все старинные строения, чтобы нечего было защищать. Как будто ничего и не было. Археологов, которые пытались им помешать – застращали», - говорит Осипян.
 
Угроза для церкви
 
У ворот Армянской церкви нас встречает ее настоятель отец Ншан. Он показывает трещины, которые появились после начала строительных работ на стенах храма. Пока они лишь в верхнем слое штукатурки, но, по словам отца Ншана, из-за стройки нагрузка на каркас растет, и здание оседает. В некоторых местах у стен земля провалилась. Трещины образовались и в стенах соседнего церковного помещения.
 
Отец Ншан говорит, что прихожане очень болезненно реагировали на строительство, особенно в период пасхальных праздников. К счастью, конфликта со строителями удалось избежать.
 
«Народ у нас южный, горячий. Звучали призывы любым способом не допустить разрушения святыни. Слава Богу, строительство прекратилось, когда мы скорбели в День памяти жертв геноцида армян», - говорит отец Ншан.
 
Ион Штефэницэ отметил, что градостроительный сертификат фирмы не был одобрен Министерством культуры, так как стройплощадка находилась в 150-метровой охранной зоне Армянской церкви. Он считает, что высокоэтажному дому здесь не место.
 
Urbanconstruct-TT обращался на прошлой неделе в Министерство культуры, и мы девятью голосами проголосовали против этого строения. Оно совершенно не вписывается в окружающий ландшафт», - говорит Штефэницэ.
 
Тудор Талпэ уверен, что целостности храма стройка не грозит, а все опасения преувеличены.
 
«Слева и справа от церкви на расстоянии 20 метров уже стоят дома. Мы же планируем строить в 40 метрах. Дом очень хорошо будет смотреться. В Австрии, Франции, Венгрии небоскребы поднимают в 20-30 метрах от старинных зданий. Это достаточно безопасное расстояние. Проект прошел экспертизу, а люди, создававшие его – отличные профессионалы, имеющие за плечами еще советскую школу», - говорит Талпэ.
 
Земельный вопрос
 
Площадь рядом с Армянской церковью – лакомый кусочек для любой строительной компании. Тихий и уютный квартал находится в самом центре города - чисто, безопасно и престижно. По словам Осипяна на эту территорию «охота» началась еще в начале 90-х.
 
Армянская церковь была построена в 1804 году и при Мирче Снегуре отдана Армянской общине. Через несколько лет община получила прилегающий участок государственной земли вместе со зданиями для строительства культурного центра. Но построить его так и не удалось. В 1996 году, по словам Осипяна, из-за махинаций бывшего председателя общины эти помещения перешли в частное владение. Председатель позже был осужден и приговорен к тюремному заключению, а сделка признана недействительной.
 
Осипян рассказывает, что несколько лет на постройки претендовала компания «Лукойл», купившая помещения, и «Термоком», перед которым, в результате махинаций бывшего председателя, у общины остался долг за проведение отопления. Позже «Термоком» продал постройки на аукционе. Новому хозяину удалось приватизировать землю, которую вместе со зданиями в результате купил Urbanconstruct-TT.
 
Тудор Талпэ считает претензии армянской общины безосновательными. «Там еще с начала 90-х был центральный офис «Лукойла». Они продали эти здания армянам. Те не платили за отопление, и государство взыскало по решению суда эти помещения в счет долгов «Термокому». С тех пор прошло уже много лет, поэтому нас защищает множество законов», - считает Тудор Талпэ.
 
Визитная карточка Кишинева
 
Отец Ншан показывает неподалеку от церкви накрытое полиэтиленом небольшое возвышение. Говорит, что там обнаружено деревянное основание здания, которое еще старше, чем сами катакомбы.
 
«Археологи кроме всего прочего обнаружили человеческие останки и керамику. Говорят, если дальше рыть, то можно дойти до слоя неолита. Кто знает, что еще там скрывается?» - задается вопросом отец Ншан.
 
Ион Штефэницэ уверен, что обнаруженные подземные строения могут стать в будущем визитной карточкой Кишинева.
 
«Через дорогу отсюда, у Мазаракиевской церкви, уже были обнаружены древние сооружения. Сейчас появился еще один повод серьезно заняться исследованием кишиневских катакомб. В любом случае последнее слово в ситуации вокруг строительства у Армянской церкви будет за Министерством культуры, которое вынесет решение, опираясь на данные археологов», - говорит Штефэницэ.
 
Тудор Талпэ настроен скептически и сомневается, что археологи обнаружат что-нибудь значимое. «Говорят, что если найдут золото, поделятся с нами. Но я сомневаюсь в возможности таких находок. У нас, если раскопать любые два-три квадратных метра, везде найдете какие-то куски, стекляшки и т.д. Вот это пока и находят», - говорит Талпэ.
 
Системная проблема
 
Так как это уже не первый случай строительства, угрожающий архитектурным памятникам, Ион Штефэницэ уверен, что в Молдове существует системная проблема, главная причина которой – коррупция в органах местной власти.
 
«Мэрия прекрасно знала, что в этом случае не должна была выдавать никаких документов без согласования с Министерством культуры. Почему у строителей появились бумаги, которые дали им право на проектирование, непонятно», - недоумевает Штефэницэ.
 
Другой серьезной проблемой он считает бездействие со стороны Инспекции по строительству и правоохранительных органов. «Мы вызывали Инспекцию дважды, но ни они, ни представители органов правопорядка так и не приехали. Зато когда Urbanconstruct вызвал полицию, те появились через пять минут. Остановить строителей смогли археологи, встав перед бульдозерами. Тогда на проблему обратили внимание СМИ», - говорит Штефэницэ.
Дмитрий Романовский

Комментарии (2) Добавить комментарии