Общество

Правительство не оставило выбора молдавским женщинам

19.02.2010
{Правительство не оставило выбора молдавским женщинам } Молдавские Ведомости
Может показаться, что вопрос искусственного оплодотворения для Молдовы не особо актуален: говорят о нем мало. Но показательной статистики здесь и быть не может – наш менталитет таков, что ни одна женщина добровольно не признается, что ее ребенок зачат «медицинским способом». Однако, конфиденциально поговорив с супружескими парами, которых эта проблема коснулась непосредственно, несложно понять ее важность, оправданно высокую латентность в обществе, а также чрезвычайную актуальность как для репродуктивного здоровья населения, так и для демографической ситуации в стране в целом.
 
Другая «каста»
 
Фактически, люди, столкнувшиеся с невозможностью зачать ребенка естественным путем, попадают в особую «касту», о существовании которой никогда не подозревали. Теперь успех столь деликатного и важного дела зависит от врачей, их профессионализма и этичности, а также – от наличия чрезвычайно дорогого оборудования. Еще один важный аспект – финансовые средства, которые есть не у всех. Справедливости ради надо сказать, что на зачатие желанного ребенка денег обычно никто не жалеет. Суммы, потраченные на это, у разных пар колеблются от 5 до 30 тысяч евро.
 
«Попадая в руки врачей, ты полностью зависишь от них и от воли случая, - делится впечатлениями одна из пациенток, - потому что результата тебе никто гарантировать не может. Я, например, прохожу процедуру уже четвертый раз, и до сих пор ничего не получалось. Надеюсь, сейчас все будет нормально, ведь это и стресс, и большие физические нагрузки. К операции организм «готовят» с помощью специальных гормональных препаратов, которые полностью перестраивают обмен веществ. У меня всегда сильные  отеки и очень плохое самочувствие. Все три раза я очень тяжело выходила из этого состояния». 
 
«Дважды мы пытались провести операцию в Центре репродуктивного здоровья и медицинской генетики в Кишиневе, - рассказывает счастливый отец искусственно зачатого ребенка, - но ничего почему-то не получалось. Друзья, которые сталкивались с такой же проблемой, посоветовали ехать в Киев. Там есть и профильная государственная клиника, и порядка десяти частных центров. Мы поехали в частный центр, недалеко от которого есть гостиница, потому что жене после осмотров и процедур всегда было плохо – и физически, и морально. Ей нужно было время, чтобы прийти в себя и успокоиться – не везти же ее сразу после процедур 500 километров, да еще и не по самым лучшим дорогам?
 
Что сказать, мы ездили туда 11 раз: ведь, кроме операции, два-три раза в месяц приходилось брать консультации. Все это огромные затраты. Кроме медуслуг, существенные расходы на дорогу и гостиницу.. В итоге, хотя я откладывал деньги на ребенка, когда стало понятно, что он скоро родится, пришлось взять кредит. Накопленная сумма, казавшаяся огромной, исчезла бесследно».
 
«Я была в Киеве 26 раз, - говорит 32-летняя мать годовалого малыша, - в Кишиневе в клинику не обращалась вообще, у них тут нет многих услуг, которые мне были необходимы. Я вообще боюсь врачей, а тут еще гормональные препараты, как мне говорили, вкалывают без специального наблюдения с анализами. Аппаратуры для замораживания яйцеклеток тоже нет... Если не получится сразу забеременеть, что - опять идти на повторное «извлечение»? В Киеве мне смогли предоставить такую услугу – и я как в воду глядела: операцию по имплантации эмбриона пришлось проводить несколько раз».
 
«У меня достаточно редкий диагноз – озооспермия, и в нашем центре мне не могли помочь. Оставалось ехать только в Киев или Москву, а мы с женой очень хотели ребенка. Московские цены нас предельно удивили, и мы поехали в Киев, где нам смогли оказать необходимую помощь», - так объяснил свою ситуацию 42-летний бывший пациент «деликатных докторов». 
 
Ситуация непростая. И без того дорогостоящая процедура, к которой пациенты морально готовы, для многих из них осложняется отсутствием выбора профильных медицинских учреждений внутри страны. Потому что единственным местом, где в Молдове можно получить «ребенка из пробирки», был и остается Национальный центр репродуктивного здоровья и медицинской генетики. В квалификации работающих там специалистов сомневаться не приходится, но, например, использование всех новейших технологий центр себе позволить не может – дорого.
 
Известно, что ежемесячно по причине отсутствия необходимых услуг за рубеж на искусственное оплодотворение выезжает порядка 50 пар. Получение этих услуг за рубежом означает, кроме всего прочего, еще расходы на дорогу, проживание, питание. Сумма, в которую это выливается, не по карману многим. В итоге, часть жителей Молдовы оказывается перед выбором: либо пользоваться услугами единственной имеющейся клиники, либо… отказаться от идеи иметь собственных детей.
 
Проблеме уже более десяти лет. Почему за это время в Молдове не были открыты другие центры? Если у государства нет денег на дорогостоящее оборудование - пусть эти центры будут частными, как в соседних Украине или России. Ведь наличие конкуренции, как известно, заставляет улучшать качество предоставляемых услуг, расширять их спектр и повышать профессионализм сотрудников. Что для нуждающихся в этом граждан – дело сугубо положительное. Тем более что это позволяют законы.
 
История частной инициативы
 
До сегодняшнего дня законодательство Молдовы, де юре, позволяет существовать и частным медицинским центрам, которые бы занимались искусственным оплодотворением. Необходимые условия – государственный контроль, работа на основании лицензии и регламента, утвержденного Министерством здравоохранения. Спорить с этим сложно и незачем: такова практика многих других стран и требования международных конвенций «О правах человека и биомедицине» и «Об охране материнства».
 
Кстати, Конвенция «Об охране материнства», ратифицированная Молдовой еще в далеком 1997 году, содержит рекомендацию о предоставлении женщине в связи с осуществлением своих репродуктивных функций «полной свободы, как в выборе врача, так и в выборе между государственными и частными медицинскими учреждениями». Тем не менее, когда «на горизонте» молдавской медицины появился частный центр репродуктивной медицины, государство встретило его весьма «нелюбезно».  
 
Здесь стоит сказать, что для открытия центра «энтузиастам от медицины» пришлось долго искать инвестора, который бы пожелал «вложиться» крупной суммой - порядка 9 млн. леев. В итоге инвестор нашелся, новейшее оборудование было закуплено, медцентр был подготовлен к работе и получил название - «New Med Life». Осталось только получить лицензию, что, по идее, не должно было вызвать никаких проблем.
 
Вопреки этому, 25 июня 2009 года Лицензионная палата отказала «New Med Life» в выдаче лицензии, сославшись на то, что на тот момент не существовало регламента Минздрава о функционировании частных центров такого рода. А не было такого документа, по их мнению, потому что статья 33 этого же закона утверждает: «искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона осуществляются в государственных учреждениях здравоохранения».
 
Представители «New Med Life» обжаловали отказ в выдаче лицензии в суд – ведь прямого запрета такой деятельности частных предприятий в законе «Об охране здоровья» нет. Не говоря уже о том, что гораздо более актуальный закон «Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи» в статье 7 четко указывает: «услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи предоставляются государственными и негосударственными органами здравоохранения, образования и социального обеспечения в порядке, установленном действующим законодательством». Суд вскоре разобрался в том, что здесь даже не существует коллизии законов. Итогом стало решение, вынесенное в пользу «New Med Life» 19 ноября 2009 года.
 
Письмо от Лицензионной палаты руководителю центра пришло только на этой неделе, и 18 февраля такой желанный для многих альтернативный медцентр получил долгожданный документ. Только вот есть одна «загвоздка». 16 марта 2010 центр лишится лицензии, если к тому времени не представит в Лицензионную палату свой регламент функционирования, подписанный Министерством здравоохранения. Конечно, если бы в Минздраве отказались подписать регламент, этой подписи тоже можно было бы добиться через суд. Но государство, желающее сохранить за собой монополию такого рода, решило пойти другим путем.
 
Изменения в законе: в чем причина?
 
В минувшую среду правительство утвердило изменение статьи 14 «Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи», дополнив ее пунктом 3: «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбрионов осуществляется исключительно в государственных медицинских учреждениях». Таким образом, если парламент примет это изменение, то ситуация, в которой находятся граждане Молдовы, нуждающиеся в таких услугах, так и останется прежней, а проблема – нерешенной. 
 
Почему правительство утвердило проект, так категорично запрещающий то, что уже давно «работает» в других странах, и рекомендовано международными документами? Причин можно предположить несколько, и первая из них – нежелание государства терять доходы. Но неужели при таком количестве клиентуры на доходах государственного медучреждения может сказаться открытие одного частного центра?
 
По существу, учитывая количество нуждающихся в такого рода услугах, правильным было бы открытие подобных центров не только в Кишиневе, но и в других городах республики. Даже это не повлияло бы на доходы государства, а у людей был бы выбор, и они не ехали бы за границу, подвергая свое здоровье дополнительным нагрузкам и «вывозя» из Молдовы деньги, которые, между прочим, даже из частных учреждений частично возвращались бы государству в виде налогов. Кстати, если говорить о налогах, то в Израиле, например, подобные центры в течение первых пяти лет работы полностью от них освобождаются, потому, что их деятельность «положительно влияет на демографическую ситуацию в стране».
 
Может ли причина быть в опасениях, что государство не сможет обеспечить контроль за этими процессами? Тоже вряд ли. Можно утвердить новые способы контроля, позаимствовав их у тех же соседних стран, и, при желании, ужесточить уголовные наказания за продажу изъятых клеток или эмбрионов, а также за иные сопутствующие преступления.
 
Решений масса, и худшее из них – приостанавливать процесс развития медицины в этой области, лишая граждан Молдовы не только свободы выбора, но и всех доступных сегодня достижений медицины в этой области. Потому что новый центр, который, возможно, так и не начнет работать в полную силу, обладает гораздо большими техническими возможностями, за которыми клиентам не пришлось бы ехать в Киев или Москву.  
Анна Литвиненко

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Вместо того чтобы запрещать частную инициативу государству стоило бы прилагать максимум усилий для развития этого направления. У нас банально не хватает клиник подобной направленности. и государство при всм желании не в состоянии обеспечить подобной помощью всех нуждающихся. Получается как собака на сене - ни себе ни людям.Вместо того чтобы ставить палки в колса частным клиникам могли открыть несколько в регионах - допустим, в Бельцах и где-нибудь на юге, в том же Кагуле, например. Кто был в этом Центре хоть раз, знает, какие очереди к тамошним специалистам. Это действительно специалисты от Бога, но их критически не хватает. Люди едут со всей республики и тратят в очередях по 6-8 часов. И при этом врачи просто физически не успевают принимать всех желающих. Их не просто много, а ОЧЕНЬ много, ибо экология в нашей многострадальной стране, а также условия жизни, калечат даже изначально здоровых людей.Да, Центр не предлагает весь спектр услуг - нет криозаморозки эмбрионов, из-за чего процедуры ЭКО нужно повторять каждый раз заново. А это как минимум по 2000 евро за процедуру, плюс многочисленные консультации, анализы и УЗИ. Поэтому зная вс это государство поступает как минимум очень некрасиво, запрещая частникам работать в этом направлении. Между прочим во многих странах ЕС и Северной Америки процедуру ЭКОИКСИ и медикаменты к ним частично оплачивает государство - там есть специальные законы, которые позволяют людям экономить значительные средства. А у нас как всегда все делается не для людей а против. На фиг она нужна, такая власть?