Природа не прогнется под нас
14.11.2012
- Елена Ивановна, в последнее время, наконец, и чиновники заговорили о деградации Днестра: заметили, что рыба исчезает. Говорят, вы знаете реку, как свои пять пальцев. Как вы оцениваете ее состояние?
- Несколько лет назад наша лаборатория исследовала улов рыбаков из Криулян. Оказалось, что печень лещей, например, поражена настолько, что непонятно, как они вообще живут. Лещ питается донными отложениями, которые могут содержать тяжелые металлы и пестициды. Тут самое время вспомнить о сбросе калийных удобрений в Днестр, который произошел со Стебниковского химкомбината (Украина) в 1983-м. Тогда значительно пострадала вся ихтиофауна нашей реки, а вредные вещества могли осесть на дно. Но это еще не все. В советские времена, когда пестицидов и гербицидов для урожая не жалели, эта «химия» вместе с дождями попадала с полей и виноградников в Днестр и тоже затаивалась в его глубинах. Даже теперь, спустя много лет, следы давно снятых с производства «убойных» химикатов находят все в той же рыбе.
- Словом, «травля рыбы» началась уже давно…
- И в прямом, и в переносном смысле. Рыба – индикатор здоровья Днестра.
А оно с каждым годом все хуже. Я не раз бывала у села Наславча Окницкого района и наблюдала страшную картину: Днестр из реки превращается в ручей. Только представьте: мы с коллегами сидели на его бывшем дне, которое теперь стало берегом. А в районе Атак, там, где когда-то глубина достигала пяти метров, я перешла реку вброд в высоких резиновых сапогах.
- Может быть, правы речники, которые утверждают, что Днестр обмелел, потому что его давно не чистили?
- Ни в коем случае. Как это ни парадоксально звучит, чем интенсивнее реку чистят, тем стремительнее она мелеет. Это уже доказанный факт. Днестр чересчур усердно «углубляли» в советские времена и продолжают делать это сейчас и в Молдове, и в Приднестровье, но отнюдь не ради блага Днестра. Речные песок и гравий (или песчано-гравийная смесь – ПГС) – ценный строительный материал, его можно выгодно продать. А вот Днестр без них умирает. Песок и гравий – естественные фильтры реки. А в условиях, в которые люди поставили свою самую главную реку, процесс самоочистки особенно важен. Очистные сооружения городов Молдовы и Приднестровья работают плохо, а в Сороках не действуют вовсе. Водоохранные зоны вдоль реки существуют только на бумаге, а в реальности чего только не найдешь на берегах: от стихийных свалок до животноводческих ферм. Все ненужное попадает прямиком в речную волну. Но днестровская экосистема пока работает, и река справляется с нечистотами самостоятельно. Давайте хотя бы не мешать. Иначе для того, чтобы использовать воду из реки, как питьевую, придется затрачивать в три раза больше средств на ее очистку. Ведь Днестр – главный поставщик питьевой воды почти для всей Молдовы и большей части Приднестровья. Более того, собственных водных ресурсов у нас нет – только трансграничные.
- Но разве песок и гравий не поступают с верховьев Днестра?
- Нет, мешают три плотины электростанций Украины и Приднестровья. Сейчас предприниматели Молдовы и Приднестровья выбирают из Днестра остатки песка и гравия. А их осталось совсем мало. Об этом свидетельствует хотя бы наводнение 2008 года. Когда вода из огородов схлынула, остался один ил. Да чему тут удивляться? По самым скромным подсчетам, за полвека из Днестра извлекли более 75 млн кубометров песка и гравия. Но ухудшение качества воды - не единственная беда, которая нас ждет. Вместе с будущим строительным материалом драги поднимают со дна икру – они разрушают нерестилища. Так гибнут тысячи несостоявшихся рыб. Если пиратство на Днестре продолжится, он совсем опустеет.
Фото: У села Наславча Окницкого района. Это дно реки
- Почему же этим вопросом никто не занимается?
- В набат уже давно бьют только ученые и неправительственные организации (НПО). Несколько лет назад Международная ассоциация хранителей реки Eco-TIRAS, объединяющая 50 неправительственных экологических организаций Молдовы, Приднестровья и Украины (в том числе и Ecotox), выступила с заявлением, в котором говорилось о «злостном нарушении законодательства» «при полном попустительстве и невмешательстве властей Молдовы и Приднестровья». Мы потребовали немедленного вмешательства «для восстановления законности, расследования и наказания виновных бизнесменов и допустивших преступное бездействие и содействие чиновников». Уголовное дело было возбуждено, но это ни для кого не послужило уроком. Наоборот, сейчас этот варварский промысел собираются узаконить под видом дноуглубительных работ для восстановления судоходства в рамках закона «О внутреннем судоходном транспорте», уже принятом парламентом Молдовы в первом чтении. Мы направили предложение, как исправить ситуацию, в законопроекте каждому депутату. Посмотрим, что победит – коррупция или забота о будущем наших детей и внуков.
- Днестр – трансграничная река. Можно ли ее улучшать только на своей территории?
Фото: Сравните то же место. Вот такие перепады воды в Днестре стали нормой
- Конечно, нет. Более того, скоро с верховьев к нам потечет техническая вода. На границе между Молдовой и Украиной происходит недопустимое вмешательство в природу. Там уже действует Днестровский гидроэнергокомплекс и готова к запуску гидроаккумулирующая станция (ГАЭС). В качестве эксперта я вхожу в созданную правительством Комиссию для переговоров по обеспечению функционирования Днестровского гидроэнергетического комплекса, поэтому хорошо знакома с проблемой. В ходе строительства ГАЭС спрямили русло реки и на несколько километров «упаковывают» ее в трубы.
- Когда-то в Советском Союзе мечтали повернуть северные реки вспять…
- К счастью, тогда вовремя удалось понять простую истину: эксперименты с природой плохо заканчиваются. Она не прогнется под нас. А вот на Украине, похоже, об этом не слышали. Чиновники от энергетики словно не подозревают, что вмешательство в географию и геологию - очень опасный процесс. Опуская все тонкости, достаточно сказать: течение реки замедлилось, она утрачивает способность к самоочистке и будет приносить к нам воды с Украины с ароматом сероводорода. Кроме того, организмы, которые живут в воде, вряд ли выдержат транспортировку по трубам. А ведь электростанции, работающие на реке, уже сократили количество рыбы и ее видовое разнообразие до нынешнего минимума из-за того, что изменили температурный и гидрологический режимы реки.
- Если изменения, происходящие с Днестром, так глобальны, как же быть с планами Молдовы и Приднестровья вернуть нашим краям славу туристической Мекки?
- С ними придется распрощаться. Но надо подумать и о собственных гражданах. Для многих из них Днестр – единственная возможность отдохнуть. А река теряет свою рекреационную привлекательность. В верховьях купаться уже нельзя. Вода слишком холодная даже жарким летом, потому что поступает из нижних слоев украинского водохранилища и не успевает прогреваться. Дубоссары, Вадул-луй-Воды, еще несколько точек на карте – вот то немногое, что нам осталось для полноценного отдыха. Они тем более важны сейчас, когда все меньше людей могут выбраться к морю.
- Словом, Днестру грозит участь превратиться в дурно пахнущую цепь озер, впадающую в Черное море. Как же согласовать действия самых разных ведомств всех трех территорий, чтобы спасти реку?
- Да, за реку в целом сейчас никто не отвечает. Таким органом могла бы стать Речная комиссия, куда вошли бы представители заинтересованных ведомств всех трех территорий и гражданского общества. Она должна быть создана в рамках Договора по Днестру между Молдовой и Украиной, который, надеемся, скоро будет подписан.
- Большое спасибо за беседу.
Новости по теме
- Вчера, 17:09
- Вчера, 16:07
- Вчера, 14:50
- Вчера, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00
- 23.11, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
Комментарии (4) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:09
- Вчера, 16:07
- Вчера, 14:50
- Вчера, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00
- 23.11, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
Не надо противопоставлять Прут Днестру. Просто Прут - меньшая по стоку река и не так интересна. Там те же проблемы, а договор, заключенный в 2010 году между Молдовой и Румынией - пример безответственности стран по отношению к общему природному достоянию. Сегодня вся надежда для Прута - в его способности к самовосстановлению. Больше надежд нет.
Украина - "братская республика", а ни о чем договориться по Днестру не можем. А с Прутом таких проблем нет.
Совсем африканская история. У Нила и Днестра одинаковые судьбы.
Так не надо далеко ходить за примерами, посмотрите на Волгу - цепь братских могил, пока еще всего живого, но скоро и населения. Да и река уже мертва, даже в Астраханской области нет рыбы. Последнюю осетровую проводил в последний путь лично Путин, поцеловав ее в лобик, не перенесла рыба трепанации тут же и отдала свою рыбную душу царю ироду.