Старость близко - заказывай "бронь"
Ивану Константиновичу Дерменжи 88 лет. Его жене Фаине Ивановне - 83. Вместе они уже полвека. У обоих не самое легкое прошлое за плечами. Студентом Иван Константинович обучался в Румынии. Для молодого и бесстрашного студента тогда не существовало границ, разделяющих его с родным домом в Молдавии.
Не задумываясь о последствиях в те роковые 40-е годы, молодой Ваня приехал навестить семью в родное молдавское село. Закончилась эта поездка плачевно. Ее печальные отзвуки до сих пор сотрясают душу Ивана Константиновича.
С обвинением в шпионаже 22-летнего Ивана посадили на 15 лет. Через семь лет, проведенных в лагере, Иван Константинович ослаб настолько, что хотел уже не на свободу, а прямиком на небо. Кое-как все же восстановили его здоровье. Так прошли еще семь лет.
Вышел Иван на свободу уже зрелым мужчиной. Сразу же написал письмо в Москву с просьбой о реабилитации. Получив таковую, он устроился инженером в министерство культуры, где работала молодая женщина Фаина Ивановна.
Мучения на воле
"Оба мы были одинокими людьми, - рассказывает Фаина Ивановна, - мой первый муж умер. Второй раз вышла замуж за Ивана Константиновича. После свадьбы узнала, что он сидел в тюрьме, даже испугалась, дескать, за кого замуж пошла. Но стал он рассказывать, как все произошло, что наговорили на него, будто приехал он с заданием из Румынии. Тогда стало все ясно, очень переживала за него. Но те годы, проведенные в неволе, не прошли даром для здоровья моего мужа".
В 1989 году у Ивана Константиновича открылось кровотечение. Врачи ссылались на геморрой. Госпитализировать не хотели. Но упорство Фаины Ивановны не прошло даром. В кишиневской больнице провели обследование. Было подозрение на рак прямой кишки у Ивана. Врачи не нашлись ничем другим помочь, как вывести анус на бок.
11 лет Иван Константинович мучался. Одна только мысль о том, что у человека анус на животе, повергает в ужас и жалость одновременно. Десять лет Иван Дерменжи не просто жил с такой аномалией, но и работал. А после еще одно обследование - подтвердили рак.
Случайная встреча со знакомым семьи, который работал врачом, заставила семью Ивана задуматься. "Знакомый говорит нам, - рассказывает Фаина Ивановна, - если бы у Вани был рак, он не жил бы все эти 10 лет, он не мог бы работать. Решили мы записаться на очередь в Москву. Год ждали. А после приехали на обследование к московским специалистам".
В Москве удивились кишиневской чете, дескать, в молдавской столице хорошая больница. Но, выслушав историю Ивана, обследовав, московские специалисты в сердцах сказали, что рак у кишиневских врачей на языке, но никак не в организме Ивана Константиновича. Провели еще одну операцию, поставили все на свои места.
Недолгим счастье было
Последовал год полноценной счастливой жизни. Иван Константинович вновь почувствовал себя вполне здоровым человеком. Но ровно через год после последней операции, мужа Фаины Ивановны парализовало - как гром среди ясного неба.
Опять больницы. Лечение, проводимое в столичной больнице имени Ломоносова, помогало лишь на время. Иван Константинович не мог больше самостоятельно выходить из квартиры. Даже палочка, на которую опирался измученный Иван, не облегчала его попыток делать шаги.
Уже 20 лет Фаина Ивановна ухаживает за парализованным мужем. Теперь она с трудом понимает, что говорит супруг. Отказали не только ноги, но и речь Ивана стала невнятной.
Последний раз в больницу на лечение Ивана Константиновича брали 10 лет назад. Он радовался и тому короткому периоду, когда мог сделать хоть пару шагов вокруг дома, после курса лечения в больнице.
"Уже 10 лет мы просим, чтобы мужа положили в больницу, - со слезами на глазах говорит Фаина Ивановна, - ему всегда становилось легче после лечения. Нам говорят, что таких, как он, не берут. Они просто списывают его. Говорят, что я за ним не смогу присматривать в больнице, за мной еще нужен уход".
На поруках друг друга
Фаина Ивановна сама нуждается в медицинской помощи. У нее садится зрение. Сейчас врачи готовят ее к операции. Но Фаина Ивановна переживает, что может вообще остаться незрячей.
"Кто тогда будет ухаживать за мужем, - печально произносит пожилая женщина, - помню, я была на кухне, и вдруг слышу мычание. Прихожу в комнату, а Ваня на полу лежит и стонет. Он пробовал встать, не удержался на ногах и упал. А я одна не могу его поднять. Стояла в подъезде, ждала, пока кто-то выйдет из соседей помочь посадить мужа обратно на диван".
Из родных у пожилой четы есть только дочь, но та сама нуждается в медицинской помощи. Семейный врач посоветовать (что уж там о помощи говорить) тоже ничего не может. Только разводит руками и говорит, чтобы проветривали квартиру.
Кто-то предложил Фаине Ивановне нанять медсестру, чтобы приходила и ставила капельницы Ивану Константиновичу. Но в день такому медработнику нужно платить не менее ста леев. "У меня пенсия 820 леев, а когда-то была 286 рублей. Я ведь была депутатом Кишиневского горсовета депутатов трудящихся, - Фаина Ивановна протягивает съеженное удостоверение в красной обложке, - мои медали и награды сейчас мне не помогают. Вся пенсия уходит на лекарства. Весь стол забит пакетами с таблетками, а толку что?".
Все двери будто закрыты. Некуда обраться за помощью пожилому человеку. В больницу таких, как муж, не берут, дескать, пусть доживают свои дни, никого не напрягая. Сиделка - дело платное, а откуда у пенсионеров деньги. Думала Фаина Ивановна насчет дома инвалидов. Как она рассказывает, соцработники предложили ей переписать на них квартиру, тогда можно будет мужа определить в такой дом. "А мне куда, под забор? - разводит руками пенсионерка, - мы с Иваном хотим, чтобы он хотя бы до туалета мог самостоятельно дойти. Я уже устала убираться за ним каждый день".
Ответ везде один - "нет"
Чтобы выяснить, какими льготами могут обладать старики, корреспондент "МВ" обратилась по нескольким адресам компетентных в этом деле структур.
Как объяснили в департаменте здравоохранения, эта пожилая семья может обратиться к семейному врачу, чтобы в плановом порядке записать мужа на очередь в больницу по району. Семейный врач должен забронировать место в больнице для Ивана Константиновича, а когда подойдет очередь, он сможет пройти курс лечения. Вопрос, почему семейный врач не сделал этого до сих пор, когда Фаина Ивановна не раз просила о месте в больнице, остается открытым.
Заведующая терапевтическим отделением 1-й поликлиники по улице Толбухина, к которой относится семья Ивана Дерменжиу, объяснила, что таким больным, как Иван, нужно не лечение, а уход. За лежачими в больнице никто не будет ухаживать. Можно обратиться в райсобес, который направляет своих сотрудников в подобные семьи. Они покупают продукты, лекарства, естественно, за счет семьи, и приносят пенсионерам. Такая вот "тимуровская" помощь старикам. Заведующая пообещала изучить дело Ивана Константиновича, чтобы определить, подлежит он госпитализации или нет. Но мысль о райсобесе посоветовала не отбрасывать.
Директор дома инвалидов Мария Бодарэу объяснила, что напрямую пенсионера невозможно определить в дом инвалидов или дом престарелых. Необходимо обратиться в райсобес по месту жительства. Собрать необходимый пакет документов, который затем направляется в министерство. После чего пенсионер становится на очередь и ждет, либо места в доме престарелых, либо уже просто своего часа, кому как повезет.
А вот в райсобесе по месту жительства Ивана Константиновича, сказали, что они могут лишь закрепить за парализованным пенсионером соцработника, который два-три раза в неделю будет ходить в магазин и аптеку для удовлетворения нужд старика. Сначала вышлют соцработников к Ивану Константиновичу, составят акт, и будут решать вопрос. Еще напомнили, что сейчас в РМ рассматривается новое положение об оказании платных услуг старикам. Бесплатных нет, и не будет. А на вопрос, что же делать старикам, если денег на такие услуги нет, неужто ложиться и помирать, в райсобесе ответили упрямым молчанием. А необходимый пакет документов для дома инвалидов придется собирать самим пенсионерам, в райсобесе могут лишь подсказать, какие справки нужны.
Выслушав все эти ответы, соглашаешься с мыслью Льва Троцкого о том, что старость - самое неожиданное, что поджидает нас в жизни. И не просто неожиданное, но и печальное, и ужасающее. Вспоминая выражение "старикам везде у нас почет", невольно поддаешься некому истерическому смеху, до того парадоксально это звучит в наши дни.
Вывод всей этой истории прост: старики никому не нужны. Лучшее, что они могут сделать - это тихо лечь и помереть. Система здравоохранения нашей страны оставляет желать лучшего. То же можно пожелать и управляющим этой системой, ведь их старость не за горами.
Аля ЯКОВУК
Новости по теме
- Сегодня, 14:03
- Сегодня, 08:27
- Вчера, 07:22
- 19.01, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
Комментарии (5) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 14:03
- Сегодня, 08:27
- Вчера, 07:22
- 19.01, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
хорошо,что бывшему президенту и др.чиновникам льготы пожизненно,ведь они "работали на благо народа",видимо очень тяжелая работа.
Такое впечатление что автор открыла африку.Наши старики давно так мучаются просто очень удобно этого не замечать особенно нашей продвинутой молодежи.В транспорте не уступать места.хамить.Врачам они докучают своими болячками на молодых не обращают внимания а тут какието старики.Страна глухих и слепых.И чем дальше тем хуже.
Ждать помощь надо не только от Альянса. Каждый из нас должен быть добрее не только к близким, но и просто к знакомым и даже незнакомым.Не обязательно ждать от них расплаты (квартира, драгоценности,хозяйственное добро...)Даже помощь по мелочам , так, по ходу дела,принесет им радость,
В такой же ситуации находится моя мать в г.Бендеры. Год назад сломала шейку бедра, врачи скорой помощи приехали также сказали, что они "таких" не берут... Бросили человека с переломом. Теперь она просто лежит и не встает. Пришлось побеспокоить Посольство России, Администрацию президента Смирнова,Уполномоченного по правам человека в ПМР, Министра здравоохранения ПМР, Генеральную прокуратуру ПМР. Ведется следствие. Материал для статьи будет с вопиющими подробностями.
Какая дерьмострана , такое отношение к старикам .
И еще в Европу стремимся ! УРОДЫ
Ждем что предпримет Альянс !