Общество

Тихие профессионалы

18.01.2012
{Тихие профессионалы} Молдавские Ведомости
Традиционно «зелеными беретами» называют солдат сухопутных спецподразделений армии США (Special Forces), которые выполняют диверсионные, партизанские, контрпартизанские и контртеррористические операции. В число их задач также входит защита внутренних интересов иностранных государств, специальная разведка, освобождение заложников и многое другое.
 
Одним из первых и наиболее известных примеров участия современных американских «зеленых беретов» в вооруженных конфликтах стала война во Вьетнаме. Когда в середине 50-х партизанское противостояние только начинало набирать обороты, несколько групп специального назначения были направлены в Северный Вьетнам. Там они вербовали и подготавливали партизан, которые впоследствии выполняли диверсионные операции. Похожая схема была применена потом и в Афганистане.
 
Бойцов подразделения «зеленые береты» еще называют quiet professionals или «тихие профессионалы». «Они работают культурно, их никто не видит. Проникают на территорию противника, выполняют задачу и уходят незамеченными. Это только в фильмах Рэмбо в одиночку уничтожает целые армии. В реальности же обнаруженную группу диверсантов ликвидируют сразу после того, как у них закончатся патроны», - отмечает командир батальона Fulger майор Раду Бурдужа.
 
Неделя в аду
 
Батальон спецназа существует в Молдове с 1991 года. Он был создан по советскому десантно-штурмовому типу, но военное руководство в начале 2000-х решило, что такая небольшая страна, как Молдова, нуждается не в крупных ударных силах, а в компактных разведывательно-диверсионных группах. Поэтому батальон стал постепенно переформировываться, а офицеры начали проходить подготовку в alma mater «зеленых беретов» - тренировочном центре Fort Bragg (Северная Каролина). Именно эти офицеры и стали инструкторами, подготовившими в Молдове первую группу «зеленых беретов» для особого подразделения спецназа Fulger.
 
Стать членом нового подразделения теоретически мог любой контрактник Национальной армии независимо от звания и части. Но на практике пройти первый этап отбора, который майор Бурдужа недвусмысленно назвал «неделей в аду», оказалось по силам лишь 15-ти из 35-ти добровольцев. Береты же в итоге получили девять курсантов.
 
Главная задача селекции – выявить наиболее морально устойчивых кандидатов, которые способны выносить физические и психологические перегрузки, сохраняя адекватные отношения в коллективе. Те, кто «опустил руки» или попросту «сорвался», могли автоматически покинуть программу, ударив в специальный колокол на территории части.
 
«Ребята спали в среднем по четыре часа в сутки. Многие просто падали от измождения, поднимали руку и просили уйти. Активность продолжалась без остановки, когда заканчивались физические упражнения, начинались интеллектуальные. Кандидаты решали различные задачи и психологические тесты. В таком состоянии их работоспособность, естественно, понижалась, но мы искали тех, кто мог сохранить определенный уровень концентрации, - рассказывает майор Бурдужа. – При этом оставалось неизвестным, как долго продлится испытание и какое будет следующим. Например, в конце первой недели проводили 40-киллометровый марш-бросок с 30-килограммовыми рюкзаками. Никто не знал, когда и где закончится дистанция, нужно было просто двигаться по указателям».
 
Среди заданий, которые выполняли солдаты за эту неделю, трехчасовые упражнения с 600-килограммовым бревном, 11-часовое ночное и дневное ориентирование на местности, прохождение полосы препятствий, упражнения с винтовкой, командная буксировка нагруженного джипа или ящиков с песком и многое другое. Выпускники признаются, что этот этап был для них наиболее тяжелым.
 
«Курс в целом был непростой, изматывающий безостановочный ритм первой недели, недостаток сна и еды выдержать было непросто. Я перед курсом дополнительно тренировался, но когда все началось, сомневался – продержусь ли. А потом поставил цель - пройти до конца. И все же, когда объявили, что мы прошли первый этап, сначала даже не поверил. Последующая учеба проходила уже намного легче», - говорит 23-летний лейтенант Николай.
 
Командная игра
 
Важное качество для успешного прохождения курса «зеленого берета» - это умение работать в команде. «Когда человек не уставший, то он работает в одном режиме. Он может быть дружелюбен и легко налаживать контакт с окружающими. Другое дело, когда он в экстремальной ситуации. Тут и проявляется его истинный нрав, а в коллективе начинают появляться трения. Для нас важно, чтобы солдаты в таком режиме могли продолжать эффективно работать в команде», - отмечает Бурдужа.
 
Для оценки сослуживцев всем участникам в течение недели трижды выдавался опросный лист с одним простым вопросом: «С кем бы ты пошел на задание и почему?». В нем по убыванию необходимо было указать фамилии товарищей. Если один и тот же человек три раза попадал в последнюю двойку, его отчисляли.
 
Главное оружие
 
Основное качество, которое отличает «зеленого берета» от бойца другого спецподразделения – это интеллект, считает майор Бурдужа. И хоть задачи (специальная разведка, диверсионная работа, охрана стратегических объектов) у молдавских спецназовцев несколько уже, чем у их американских коллег, без соответствующей профессиональной подготовки обойтись невозможно. Именно ей были посвящены следующие 13 недель курса.
 
Курсантов обучали тактике спецвойск. Они обретали навыки добычи разведывательных данных, планирования засад, работы с гражданским населением, учились командной разработке задач, анализу местности и многому другому.
 
«Необходимо было быстро переходить от одних задач к другим. Сейчас ты работаешь в лесу, в полной амуниции, а в следующий момент задание меняется - ты просто переодеваешься «по гражданке» и отправляешься собирать данные в населенный пункт, разговариваешь с людьми», - говорит Бурдужа.
 
Две недели уделялось парашютной подготовке, как основному и наиболее эффективному методу десантирования в тыл противника. Курсанты совершали как прыжки с принудительным раскрытием, так и затяжные прыжки с большой высоты.
 
Следующие два модуля – это топография, ориентировка на местности и альпинистская подготовка. Так как в Молдове нет подходящих гор, курсанты учились штурмовать с помощью альпинистских техник различные здания.
 
В конце кандидаты сдавали выпускной экзамен. Перед группой в рамках учений ставилась определенная задача, которая требовала применения всех обретенных навыков. «Они должны быть достаточно гибкими, уметь сориентироваться и выполнить миссию, даже если им неожиданно поменяют задачу или поставят дополнительную. Этим они докажут, что смогут выполнить реальное задание при любых условиях», - заметил командир батальона.
 
Родные ничего не знают
 
Как замечают военные, костяк любой армии – это сержанты. Семеро из девяти «зеленых беретов», прошедших курс, носят именно это звание.
 
«Меня вдохновил ролик об американских «зеленых беретах», который я увидел в Интернете. Очень впечатлила их подготовка, и я понял - этот то, что мне нужно. Был уверен, что любые нагрузки выдержу. Вообще я люблю испытывать себя и всегда ищу какие-то вызовы», - признается младший сержант Владимир.
 
Ему всего 21 год и после прохождения срочной службы он решил не возвращаться в родной Оргеев, остался служить по контракту. Владимир горд за свою работу, но родных предпочитает не посвящать в подробности.
 
Его сослуживец Николай из села Стольничены Единецкого района придерживается такого же мнения. «Близкие полностью поддерживают мой профессиональный выбор, несмотря на то, что эта работа может быть опасной. Но когда я прихожу домой, всегда говорю, что у меня все хорошо, даже если мне тяжело и плохо. Помню, когда жена звонила после тренировок на полигоне, то первое, что она спрашивала: «Ты там нормально кушаешь?». Я всегда старался уберечь ее от волнений», - признается Николай.
 
После прохождения курса солдаты имеют хорошую перспективу служебного роста, изучения иностранных языков и прохождения дальнейшей подготовки за рубежом. Кроме этого, зарплата у спецназовцев, как правило, на 30% выше, чем у коллег в других частях.
 
В следующем году намечено еще два набора на курс «зеленого берета». Также в батальоне Fulger проходят курс подготовки «рейнджеров» - десантников, специализирующихся на рейдах и штурмах.
Дмитрий Романовский

Комментарии (2) Добавить комментарии