Экономика

У чиновников ни интересов, ни конфликтов, ни доходов

22.11.2011
 
По закону каждый госслужащий обязан отчитываться перед обществом о своих доходах и конфликтах интересов, если такие возникают. Отчеты должны представляться после вступления в должность, затем ежегодно, а также через год после увольнения. Однако, как сообщила секретарь Антикоррупционного альянса Кристина Кожокару на пресс-конференции, в Молдове требования этого закона не выполняются. Декларации не сдавали депутаты прошлых созывов по окончании мандатов, министры правительства «Филат-1» и правительства Зинаиды Гречаной. «Речь идет или о незнании закона, или о безответственности», - считает Кожокару.
 
Молдавские чиновники находят множество отговорок, чтобы не распространяться о своих доходах или, тем более, о доходах родственников, процветанию чьих фирм они могли способствовать на своих постах. Люди, облеченные солидными должностями, вполне серьезно объясняют, например, что формуляр декларации еще не утвержден, или, что в нем не помещается информация о родных и близких, либо находят другие столь же «веские» объяснения.
 
Правозащитники составили собственный формуляр деклараций о конфликте интересов и предложили госслужащим заполнить его. Согласились спикер парламента Мариан Лупу, его заместитель Владимир Плахотнюк, министр экономики Валерий Лазэр, глава Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Виорел Кетрару, депутат Михай Годя и др. Всего набралось около двух тысяч деклараций. Однако никто не сообщил о каких-либо существующих конфликтах интересов – то есть ситуации, когда личная заинтересованность может повлиять на принятие или исполнение госрешений.
 
Декларации о доходах, в принципе, доступны широкой публике. Но реальной картины о доходах депутатов, министров и представителей местных властей они не дают. Проверить подлинность указанных в них данных невозможно. В том числе контролирующим этот процесс организациям.
 
Функции такого контроля исполняли несколько комиссий. Но по сути жестких обязательств за ними не значилось, хотя, например, они призваны информировать Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. По словам Кристины Кожокару, проверяющие не заинтересованы в добросовестном контроле, да и не располагают для этого инструментами. У этих полунеправительственных организаций нет доступа к базам данных «Кадастра», МВД или Налоговой службы, чтобы сверить с ними то, что написали чиновники. Кроме того, для проведения проверки установлен довольно короткий срок, что тоже не способствует качественному исполнению контроля доходов госчиновников.
 
Кристина Кожокару не исключает, что так сделано намеренно. «Это, с одной стороны, очень глупый, а с другой – хорошо продуманный механизм для неисполнения антикоррупционного законодательства в стране», - сообщила она на пресс-конференции.
 
Летом парламент объединил функции этих комиссий и передал их одной. Новому органу предоставлено право ходатайствовать об уголовном наказании чиновников, представляющих ошибочные данные в декларациях о доходе. Но комиссия до сих пор так и не начала работать, так как процесс ее создания не был доведен до конца.
Захар Корецкий

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    НЕ СМЕШИТЕ ЛЮДЕЙ МЕНТАЛИТЕТ МОЛДАВСКОГО ЧИНОВНИКА ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ПРИВЯЗАН К ВОПРОСУ, ХАПАЙ ПОКА У ВЛАСТИ И ВОТ ВЕСЬ ЭТОТ БАРДАК ОНИ ХОТЯТ ВВОЗИТЬ В ЕВРОПУ

  • x

    Положение о заполнении деклараций в корне надо изменить: учитывать доходы и недвижимое имущество всех родственников за те годы, что чиновники находились у власти. Немало случаев, о которых упоминалось: депутаты, прокуроры, судьи указывают только зарплату в размере 40-50 тыс лей за год, а сами владеют 2-3 домами, фирмами, яхтами, люксовыми машинами. которые переписаны на родителей жены. И не никто его не упрекнет, откуда все взялось. Естественно ВЗЯТКИ.