Закон

В молдавских тюрьмах – «самоуправление»

26.03.2013
22 марта 15 сотрудников департамента пенитенциарных учреждений предъявлено обвинение в пособничестве криминальной группировке вора в законе Макены. Прокуроры вменяют им в вину превышение служебных полномочий, вмешательство в судопроизводство и уголовное расследование.
 
В деле фигурируют сотрудники нескольких тюрем и руководства департамента, которые, по данным следствия, «не обеспечили в полной мере безопасность заключенных, сотрудничающих с правоохранительными органами». Прокуроры считают, что Макена создал в тюрьме криминальную группировку и, шантажируя заключенных, вымогал у них крупные суммы. Заключенные запуганы, дают показания под давлением, заявил бывший заместитель начальника тюрьмы №13 Альберт Пую телеканалу PublicaТV. Он сообщил, что представил министерству юстиции отчет о беззакониях в тюрьмах, и заявил, что располагает доказательствами.
Пую заметил, что некоторые сотрудники пенитенциаров «терпят все это и молчат», другие – делают бизнес. Так, по его словам, причастно к беззакониям руководство ДПУ в лице Вячеслава Чебану и Петра Бырку. «Я был свидетелем серьезных преступлений, - сказал Пую. – Это неуставные отношения между сотрудниками и заключенными, поставка в пенитенциары наркотиков, незаконные свидания, содержание подельников в одной камере».
Бывший замминистра юстиции Николай Ешану считает, что тюрьмами на самом деле управляют сами заключенные: «Каждая тюрьма в определенной степени - государство в государстве, живущее по своим законам. Это относится ко многим странам, но больше к постсоветским».
С другой стороны, адвокат обвиняемых Анна Урсаки утверждает, что дело шито белыми нитками: «Следствие тянули больше пяти месяцев. Чтобы не допустить истечения срока предъявления обвинения – полгода - прокуроры и выдвинули это формальное обвинение. Значит,  доказательств нет».
«Департамент пенитенциарных учреждений не был официально уведомлен, - говорит заместитель директора Ана Дабижа. - Мы не знаем, в чем их обвиняют, и, уверяю, на этапе рассмотрения в суде будут представлены улики, подтверждающие их невиновность».
25 марта Ана Урсаки заявила, что обвинения сотрудникам департамента пенитенциарных учреждений в пособничестве группировке Макены - личная месть прокурора Максима Гропы, который руководит следствием по этому делу с 2010 года. По словам адвоката, в 2011-м, еще до передачи дела в суд, у заключенных при обыске были найдены материалы уголовного дела. Департамент направил тогда в генпрокуратуру заявление о том, что Гропу подозревают в организации утечки информации. Прокурора от дела не отстранили, а три месяца назад он инициировал уголовное преследование сотрудников тюрем.
«В отношении прокуроров, которые вели уголовное дело Макены, возникли подозрения, - говорит Урсаки. - Возможно, это они сообщили заключенным информацию, представляющую тайну следствия. Это поставило под угрозу жизнь свидетелей, находящихся под защитой государства. Прокурор, в отношении которого возникли эти подозрения, - тот же прокурор, который начал уголовное дело против сотрудников ДПУ. Это уже личная месть».
Генпрокуратура отказалась комментировать эти заявления.
Напомним, что Владимир Москальчук – вор в законе, известный в криминальных кругах по кличке Макена, в 2002-м был приговорен к 15 годам тюрьмы за кражи в особо крупных размерах. Позже срок сократили, а в 2010-м Москальчука амнистировали, но на выходе из зала суда он был задержан по новым обвинениям. Впоследствии Москальчук был осужден на 19 лет за организацию криминальной группировки в тюрьме и за шантаж. Еще десятеро обвиняемых по тем же эпизодам получили от 10 до 20 лет тюрьмы.
 Николай ПАВЛОВ

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    В молдавских тюрьмах самоуправление. Но такое же самоуправление и в парламенте, и в судах, и в прокуратуре и т.д. Общество распавшееся на отдельные касты, которые не хотят даже думать о людях не из их касты.