Экономика

В Молдове появилось понятие банкротства

13.02.2013
{В Молдове появилось понятие банкротства } Молдавские Ведомости
 
Несостоятельность в новой редакции
Взамен старого, от 2001 года, закона после долгих консультаций с заинтересованными сторонами, в 2012 году минэкономики разработало новую редакцию. Ее, существенно доработав, в июне принял парламент. Проект стал рекордсменом по числу поправок - более ста. Но, как говорится, лишь бы на пользу.
По словам начальника юридического управления минэкономики Василе Вулпе, в обновленном виде закон получился более конкретным: детально расписаны процедуры. Но главное - принципиально иной подход к судьбе предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. «Важную роль играет психологический фактор, - отметил Вулпе. - Когда становится известно о банкротстве, кредиторы начинают избегать должника, что лишает его способности восстановится. Этот аргумент и был положен в основу изменений».
Новый закон о несостоятельности определяет механизмы восстановления предприятий, у которых есть шансы либо же играющих важную роль. К слову, в момент принятия закона аналитики поговаривали, что одной из целей как раз и было спасение некоторых фактических банкротов, в первую очередь - АО «Термоком».
 
Семейный врач и фильтр в одном лице
По мнению минэкономики, у нового закона две главные цели: стать своего рода семейным врачом и в то же время, фильтром для устранения с рынка «мертвых» предприятий, у которых есть активы.
Если прежняя редакция закона прописывала лишь два рецепта - реструктуризация или ликвидация, то новый закон предусматривает целых четыре. Впервые четко прописано, сколько может длиться каждый этап, чтобы процедура несостоятельности не длилась бесконечно.
Первый этап - по словам Вулпе, время наблюдения, - может продолжаться не более 60 дней, после чего запускается общая процедура несостоятельности с допустимым сроком 100 дней. Затем может начаться реструктуризация и лишь после этого наступает банкротство. Кстати, до сих пор такого понятия в нормах не было. Банкротство предполагает ликвидацию с исключением из госрегистра.
Движение предприятия на этом пути может происходить и в обратном направлении. Даже если оно уже признано банкротом и дело в суде, но появилась возможность реструктуризации долгов, последнюю процедуру может инициировать любая из заинтересованных сторон. В то же время, если администратор предприятия понимает, что дело безнадежно, он может обратиться к кредитору или в суд с планом реструктуризации. Но если в течение двух месяцев после принятия такого плана ситуация не меняется, инициируется процедура ликвидации. Для того, чтобы у должника оставался такой шанс на спасение, новая редакция закона запрещает совету кредиторов отстранять администратора от участия в управлении на стадии наблюдения.
Ограничения установлены и для рассмотрения в суде протестов сторон – не более 60 дней. Это сделано исходя из нашей специфической практики, пояснил Вулпе, когда стороны многократно опротестовывают решение нижестоящей инстанции в вышестоящей и суды длятся годами.
Процесс ликвидации по новому закону может длиться до двух лет вместо пяти. Вместе с тем для предприятий, имеющих жизненно важное значение, срок может быть продлен еще на три года. Их список будет определять правительство.
 
Возврат кредита без суда и следствия
Также 14 марта в действие вступают изменения сразу в четыре законодательные нормы: об ипотеке, нотариате, финансовых учреждениях и исполнительный кодекс. Все они связаны одной идеей - сделать более простой и быстрой процедуру возвращения ипотечных кредитов.
До сих пор добиться возврата такого кредита у неплатежеспособного дебитора или же изъять имущество, оформленное в залог, можно было только через суд. Теперь, вдобавок к такой возможности, будет предоставлена и другая: на основе контракта о кредитовании, подписанного обеими сторонами и заверенного нотариально. Если в контракте, конечно, такое условие прописано. 
По словам Василе Вулпе, обязательный момент в этой ситуации – добровольное согласие дебитора. Хотя что ему еще останется, если кредитор иначе не одолжит денег? Впрочем, у должника все равно есть право опротестовать действия кредитора в суде, если он с ними будет не согласен.
Новая упрощенная процедура возврата займа, как считают в минэкономики, позволит сэкономить не только время, но и деньги: сторонам не придется оплачивать судебные издержки. Кроме того, для баланса между интересами сторон законодательные изменения устанавливают единственно возможную форму реализации залога – через открытый аукцион. Прежде его можно было продать через тендер и даже по прямой договоренности.
Эти изменения, как надеются авторы, позволят сократить число некачественных кредитов. Правда, вопрос их недоступности большинству, увы, не решают.  
Светлана РОМАНЦОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии