Общество

В.Бумаков: «Я тоже мечтал, что Молдова будет выпускать самолеты…»

28.09.2011
{В.Бумаков: «Я тоже мечтал, что Молдова будет выпускать самолеты…»} Молдавские Ведомости
 
- Василий Михайлович, что на ваш взгляд необходимо в первую очередь сделать для того, чтобы запустить процесс модернизации в сельском хозяйстве?
 
- Почему запустить? Этот процесс уже идет. Главное, его поддерживать, чтобы он стал необратимым. Но и подстегивать его искусственно не надо. Спешка в этом деле может только помешать. Такова уж специфика этого сектора: невозможно за год или два воспитать нового фермера, также как и «перевоспитать» тех людей, которые в отрасли уже много лет. Но методично двигаться в этом направлении необходимо.
 
 Очень жаль, что в нашем государстве, которое позиционирует себя как аграрное, нет даже передачи о сельском хозяйстве. Люди не знают, какой это хороший бизнес. Как хорошо можно здесь заработать. И некому об этом рассказать, показать. Агропромышленный бизнес действительно прибыльный. Но для того чтобы быть в нем успешным, нужны новые технологии, надо учиться торговать. И что очень важно - надо уметь кооперироваться.
 
- Но термин «кооперация» у нас как-то не в чести. Считается, что она себя дискредитировала еще с советских времен.
 
- Я имею в виду не восстановление аналога колхозов, а кооперативные объединения фермеров. Такая форма отлично зарекомендовала себя во всем мире. А мы не любим объединяться. Наш характер такой. Каждый считает, что он не глупее остальных и сможет все сам. Люди не хотят делиться и в итоге теряют.
 
Когда кооператив покупает гербициды на всех – одна цена, а когда каждый сам себе – другая. То же самое, когда экспортируют сотни тысяч тонн яблок – это одно, а когда вывозят два чемодана – это другое. Затраты на таможенные процедуры, на транспорт и т.д. перекроют любую прибыль. Когда фермеры действуют сообща им легче отстаивать свои интересы перед покупателями, держать цену.
 
Если мы хотим продавать продукцию через сети супермаркетов, а не стоять на стихийных рынках, мы должны быть в состоянии сделать поставки регулярными и в соответствующих договорам количествах. А если человек, у которого, к примеру, пять гектаров сада, сам продает свой урожай на Покровском рынке в Москве, – могу вас заверить, что он и фермер плохой, и продавец никудышный. Это наша беда. Быть конкурентоспособным в жестких условиях, которые сложились сейчас на рынке фруктов, непросто даже тем, кто владеет сотней гектаров сада.
 
В последние годы больших успехов на рынке фруктов и овощей добились фермеры Польши. Их кооперативы выходят на российский рынок с партиями в десятки тысяч тонн яблок, помидоров, картофеля. А наши граждане все еще надеются выгадать, продавая по одной машине.  
 
Если мы не сделаем соответствующих выводов, мы можем потерять российский рынок фруктов и овощей так же, как уже случилось с винами. Россия переходит на супермаркеты. И пока там еще помнят, что молдавские яблоки, сливы, груши – это качественная и вкусная продукция, нам надо успеть занять новую российскую нишу – сети супермаркетов.
 
У нас привыкли ругать посредников. Но надо понимать, что посредники были, есть и будут. Без них невозможна торговля. Из Молдовы уехали посредники, у которых были связи, которые знали, как работать в этом бизнесе. А теперь мы страдаем. Мы умеем производить, но не продавать. Надо думать о современном уровне торговли. И приветствовать посредников, которые знают, как создать дополнительную стоимость. Если фирма закупила какой-то продукт, а потом рассортировала его, упаковала, конечно, она продает этот продукт уже намного дороже
 
Нас оттесняют поляки, турки, греки, которые умеют искать выходы на крупных покупателей, умеют оформлять свою продукцию в соответствии с современными требованиями. Конкурировать с ними можно только при наличии у нас крупных объединений, которым будет под силу поддерживать реализацию продукции на должном уровне.
 
- Вы упомянули российский рынок. На ваш взгляд, куда нам все же выгоднее идти – на Восток или на Запад?
 
- Ошибка кроется уже в самом вопросе. Выгоднее всего расширять рынки сбыта во всех направлениях. И на восток, и на запад, и на север с югом тоже. Я не могу понять, почему у нас все время противопоставляют Евроинтеграцию отношениям с Россией.
 
Россия - наш стратегический партнер. Там знают и любят наши яблоки, наши сливы, нашу вишню и т.д. Часто даже представляют, как молдавскую, продукцию из других стран. Нам надо использовать это и научиться представлять свой товар лицом. Персонализировать нашу продукцию. Тот интерес, который есть, надо непременно удержать. Это очень значимый для нас рынок.
 
Но с другой стороны серьезного прорыва Молдова может ожидать только после того, как она станет членом Евросоюза. Население страны должно проявить стремление стать членами Евросоюза. Если мы войдем в ЕС, это никак не повредит нашим восточным партнерам. Я уверен, что у Молдовы нет другой перспективы, кроме как стать членом Евросоюза. И это обязательно произойдет. Хотя точные сроки пока назвать сложно. А пока нам надо много работать, чтобы навести порядок в тех сферах, которые у нас развиты. И в первую очередь, конечно, в сельском хозяйстве.
 
Я участвовал в переговорах и знаю, что наша страна делает огромные усилия, и нас поддерживают. Если мы сохраним курс, то мы будем в ЕС. Но если продолжим непонятные никому метания, тогда мы останемся резервацией, которая никому не нужна.
 
Давайте не будем делить Восток и Запад. То, что продается в Европе, будем продавать в Европе, а то, что в России – будем продавать там. Также и на Украине, и в Белоруссии. Все эти страны должны быть нашими хорошими партнерами.
 
- Хочется еще раз вернуться к поставкам наших фруктов в Россию. Вы недавно были в Москве и вели переговоры с Роспотребнадзором. Насколько успешными они оказались?
 
- На встрече с зампредседателя Россельхознадзора Алексеем Сауриным мы обсудили вопрос согласования списка молдавских фирм, которым разрешен экспорт в Россию фруктов. О результатах этих переговоров можно судить по тому, что буквально через день после их завершения на сайте Роспотребнадзора был вывешен список из 175 молдавских фирм, которые могут ввозить свою продукцию в РФ в этом году.
 
Есть специфика экспорта в Россию. Согласно условиям страна должна предоставить список предприятий, имеющих право экспорта. Кто нарушил правила, лишается этого права. У нас 300-400 желающих экспортировать, а Россельхознадзор настаивает, что должно быть 50-60 фирм. Те компании, которые вывозят меньше 500 т, мы в этом году исключили. Это не в интересах Молдовы и не в интересах самих этих фирм.
 
Я лично считаю требование Россельхознадзора о сокращении числа фирм-экспортеров очень логичным. Потому что фирмы, которые экспортируют по одной - две машины за сезон, только зря занимают место в этом списке. Мы должны выделить предприятия, которые показали, что они знают специфику экспорта, что они могут зарабатывать на этом и инвестировать в совершенствование процесса сортировки, упаковки и т.д.
 
- Сейчас проходят консультации с представителями МВФ. Как вы думаете, удастся ли Молдове отстоять увеличение субсидий фермерам?
 
- Я очень надеюсь, что нам удастся отстоять эту позицию. Минсельхоз прилагает все усилия, чтобы доказать, что в Молдове сейчас самые эффективные инвестиции – это инвестиции в сельское хозяйство. Они дают очень быструю отдачу. Можно весной вложить деньги, а осенью уже получить доход. Также следует принять во внимание, что мы находимся в очень невыгодном положении даже в сравнении с нашими соседями – Словенией, Румынией. Там субсидии составляют от 300 до 500 евро на гектар. И поэтому нашим фермерам очень тяжело с ними конкурировать.
 
Важно, чтобы это поняли в МВФ. Если мы потеряем рынки сбыта сельхозпродукции, что тогда будем делать с нашими яблоками, помидорами, виноградом и т.д.? Молдова может накормить население, превышающее ее собственное в 20 раз. Но без субсидий на данном этапе мы никак не выживем.
 
- Насколько вообще реально добиться нормального уровня жизни в стране на основе сельского хозяйства?
 
- Мы должны трезво оценивать ситуацию. Не надо браться за то, чего мы не можем, а надо делать то, что мы можем. Как инженер-механик, я в свое время тоже мечтал, что Молдова станет выпускать самолеты. Но сейчас я понимаю, что это невозможно.
 
В настоящее время в агросекторе работает 30% населения республики. Продукция этой отрасли дает 50% экспорта. Но этим сельское хозяйство не ограничивается. На его базе развивается и телефония, мобильной связью стали очень широко пользоваться крестьяне, и система транспорта, занятого в перевозке сельхозпродукции, и работа дилеров, которые завозят в Молдову удобрения, химикаты и технику, стекольная промышленность и т.д. Вокруг сельского хозяйства крутится огромное количество сопутствующих производств. Нельзя говорить, что агропромышленный сектор - это всего 18% в ВВП. Это не так.
 
Сельское хозяйство – это база любого государства. Недаром все страны, даже самые богатые, поддерживают собственное с/х. Это безопасность в случае катаклизмов. Это образ жизни.
 
Сейчас ситуация такова, что быть аграрной страной становится престижным. Уже сейчас мир страдает от недостатка продовольствия. И эта ситуация будет усугубляться. Так что сельскому хозяйству в будущем принадлежит приоритетное значение.
Ирина Красильникова

Комментарии (0) Добавить комментарии