Здоровье

Врач, никогда не бравший денег с больных, исцеляет и после смерти

10.11.2013
{Врач, никогда не бравший денег с больных, исцеляет и после смерти } Молдавские Ведомости
Под сводами Чуфлинской церкви кишиневцы могут поклониться мощам Святого Луки Крымского - одного из величайших святых нашего времени,  легендарного хирурга и богослова. Мощи и чудотворную икону с ликом Святого Луки 9 ноября встретила у ворот столицы группа священников и прихожан.
 
 
Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провел в ссылке в общей сложности 11 лет. Он был реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года он был канонизирован РПЦ в сонме новомучеников и исповедников.
 
Валентин, будущий Святой Лука, родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого. Мать, Мария Дмитриевна, воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью - помогала арестантам, позднее - раненым Первой мировой войны.
 
В 1898 году Валентин стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Учился прекрасно и после выпускных экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом. Устроился работать в киевский медицинский госпиталь Красного Креста, работал в госпиталях во время русско-японской войны. В те времена отсутствовали понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии, и он занялся научными исследованиями в этой сфере.
 
После войны Валентин трудился земским врачом, что совпало с развитием эпидемий брюшного тифа, кори и оспы. Не щадя себя, модой врач  помогал больным и пользовался большим авторитетом, так как одинаково относился ко всем людям, не различая их по положению и достатку.
 
Осенью 1908 года Валентин Феликсович уехал в Москву, где занялся научной работой, прочел более пятисот источников на французском и немецком языках, притом, что французский учил с нуля. Затем принял решение вернуться в практическую медицину, практикуя безвозмездно в монастыре. Перед тем, как начать операцию, профессор Войно-Ясенецкий неизменно крестился, он регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, выступал с беседами о толковании Священного писания. В конце 1920 года доктору  предложили стать священником, на что он сразу согласился.
 
И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того он установил в операционной иконы Божьей Матери и стал молиться перед началом операции.
 
Летом 1921 года в Ташкент, где жил отец Валентин, были доставлены из Бухары раненые и красноармейцы. На жаре у многих под повязками образовались колонии из личинок мух. Пошл слухи, что врачи-вредители гноят раненых бойцов, у которых раны кишат червями. Все медики были арестованы. Начался скорый революционный суд, на который были приглашены эксперты из других лечебных учреждений, в том числе профессор Войно-Ясенецкий. Он объяснил, что в ранах были личинки мух, которые, как давно замечено, действуют на заживление ран благотворно. Тогда чекист Петерс спросил:
 
- Скажите, поп и профессор, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
 
На что отец Валентин ответил:
 
- Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы?
 
Следующий вопрос был:
 
- Как это вы верите в Бога, разве вы его видели?
 
- Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума, и совести.
 
Обвинение провалилось.
 
Вскоре Валентин Феликсович, к тому времени овдовевший, был пострижен в монахи под именем Луки и наречен епископом Барнаульским, викарием Томским. После этого он был арестован. В ташкентской тюрьме закончил первый том давно задуманной монографии «Очерки гнойной хирургии». После того, как Валентина Феликсовича посадили в поезд, многие прихожане легли на рельсы…
 
После долгого следствия епископ был выслан в Енисейск. В дороге оперировал больных, прибыв на место назначения, стал вести бесплатный прием и совершать богослужения на дому. Профессора вызвал председатель крайкома В.Бабкин, который предложил сделку: сокращение срока ссылки за отказ от сана. Епископ Лука решительно отказался. Вскоре на прием к Валентину Феликсовичу пришла жена Бабкина с больным ребенком, которого звали Атом. Врач спросил: «Почему не назвали поленом или окном?». Обиженный Бабкин написал заявление в ГПУ, и врачу пришлось написать заявление об увольнении из больницы. За него вступился отдел здравоохранения Туруханского края, но все же Ясенецкого-Войно выслали в низовья Енисея, в 230 км за Полярным кругом. Власти Туруханска изменили решение после того, как в больнице умер крестьянин, нуждающийся в сложной операции, которую без Войно-Ясенецкого сделать было некому. Это так возмутило крестьян, что они, вооружившись вилами, косами и топорами стали громить сельсовет и ГПУ.
 
Профессор был освобожден, в 1931 году – снова арестован и сослан. После отбытия наказания жил в разных городах. ГПУ предлагало ему хирургическую кафедру в обмен за отказ от священнического сана, но безуспешно. Профессор мечтал об основании института гнойной хирургии, чтобы передать громадный врачебный опыт, но шел ни на какие компромиссы, когда шла речь о вере.
 
На Памире во время альпинистского похода заболел бывший личный секретарь Ленина Н.Горбунов. Для его спасения в Сталинабад был вызван доктор Войно-Ясенецкий. После успешной операции Валентину Феликсовичу было предложено возглавить Сталинабадский НИИ; он ответил, что согласится только в случае восстановления городского храма, в чем было отказано. Но доктора Войно-Ясенецкого стали приглашать на консультации, разрешили читать лекции для врачей.
 
Однако в 1937 году он был арестован в третий раз. Несмотря на длительные допросы методом «конвейера» (13 суток без сна), Лука отказывался признаваться в членстве в контрреволюционной организации и называть имена «заговорщиков». Вскоре он был отправлен в третью ссылку.
 
Началась война. В 1941 году профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он работал по 8-9 часов, делая 3-4 операции в день, что в его возрасте и слепоте на один глаз приводило к неврастении. Каждое утро он молился в пригородном лесу, так как в Красноярске в это время не осталось ни одной церкви.
 
27 декабря 1942 года епископу Луке было поручено управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского. Он сумел добиться восстановления одной маленькой церкви в пригородной деревне и собрал более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского, всего же за два года верующими и врачами под его руководством было собрано и перечислено около миллиона рублей.
 
После войны профессор выступил с критикой папы Пия за его просьбу о помиловании обвиняемых Нюрнбергского процесса. В начале 1946 года за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч он передал в помощь детским домам.
 
Последние годы жизни архиепископ Лука провел в Симферополе, где проводил показательные операции и читал лекции в архиерейском облачении. В 1955 году он ослеп полностью. С 1957 года диктовал мемуары. Книга «Я полюбил страдание…» вышла в 90-е годы. Умер Лука 11 июня 1961 года. После канонизации 22 ноября 1995 года его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор Симферополя. Прежняя могила Святого Луки также почитаема верующими. Люди, молившиеся там, избавлялись от болезней. Лука почитается как святой также в Греции, откуда в 2001 году привезли серебряную раку для его мощей.
 

Комментарии (0) Добавить комментарии