Политика

Все без разницы

06.11.2012
{Все без разницы} Молдавские Ведомости
 
Мне довелось приехать в США в самый канун президентских выборов. Они пройдут сегодня, 6 ноября. Во вторник. Не удивляйтесь, это традиция. Поэтому многие в США голосуют по Интернету или высылают бюллетени по почте. Люди по вторникам работают, а в этой стране не получается отпроситься у шефа на 15 минут, чтобы сбегать на участок для голосования.
 
К слову, многие проголосовали заранее. Потому что в США есть еще одна традиция. Ее, правда, создала современная действительность. Средний класс здесь вынужден жить весьма подвижной жизнью – они постоянно в командировках, поездках, в общем, каком-то движении. Поэтому весьма распространено досрочное голосование.
 
Конечно, разговоры здесь сейчас только о выборах. Везде. С утра до вечера. Даже ураган «Сэнди», который все никак не хотел оперативно преодолеть предсказанный специалистами маршрут, обсуждается в том контексте, повлияют ли его последствия на исход выборов. Но даже ураган был не в силах изменить расклад политических предпочтений среди жителей страны-диктатора демократии.
 
Местные эксперты определяют ее так – предельная поляризация мнений. У нас это называют недостатком. Здесь ситуацию, когда мнения избирателей разделены ровно наполовину, пытаются проанализировать.
 
Например, женщины-предприниматели, а их доля в американском бизнесе составляет 45%, готовы принять доводы республиканца Ромни как деловые люди, но как участники социальной системы США они разделяют политику демократа Обамы. Конечно же, эта категория граждан, как и многие другие, не станет вступать в конфликт с собственной природой и, как предсказывают аналитики, просто не придет на избирательные участки.
 
Дело в том, что целый ряд сфер жизни в США существует без вмешательства государства. Например, когда совсем недавно в Интернете появился скандальный фильм о пророке Мухаммеде, здесь никто не стал обращаться в суд. Американцы силами своих многочисленных ассоциаций и организаций развернули информационную кампанию. Они каждый день по многу раз высказывались в прессе с критикой в адрес авторов идеи этой третьесортной провокации. Дошли до того, что стали звонить от имени этих самых организаций работодателям создателей фильма с вопросом: как вы можете держать на работе человека, который создает такие вещи? И все-таки свели к нулю последствия этой ничтожной идеологической подделки.
 
Но это как раз пример различий между нами. Если у нас, что ни случись, все апеллируют к госорганам, то у них есть только права индивидуума и закон, который эти права защищает. Однако даже при наличии столь фундаментального различия, они, как и мы, беззащитны перед катком политического выбора.
 
Избирательная кампания выжимает из американцев все соки. Так же, как мы, они изнемогают в ожидании момента, когда, наконец-то, придут и поддержат своего (!) кандидата.
 
Еще в сентябре мало кто мог сомневаться, что победа будет за нынешним президентом. Но в начале октября состоялись дебаты между оппонентами, на которых Барак Обама показал себя не в лучшем свете, и началось смятение. Всего за пару часов рейтинги соперников сравнялись.   
«Да ну, Ромни пытались представить как черта с рогами, - говорит в приватном разговоре одна из местных жительниц, - но вот мы его увидели и поняли, что он - очень вменяемый человек».
 
«Американцы стали применять слова кандидатов к себе, пытаться понять, насколько они соответствуют их проблемам и ожиданиям», - отмечает коллега из одной авторитетной американской газеты.
 
Здесь политики также играют технологиями. Из того, что кандидаты и их политтехнологи говорят друг о друге и о себе, американцы пытаются выудить каплю надежды на лучшее будущее для себя и своих детей. Все как у нас.      
 
«Обама чересчур зарегулировал рынок», - твердят сторонники Ромни. «Свободный рынок без регулирования обрушил страну в финансовый кризис», - парируют апологеты Обамы.
 
Ромни утверждает, что может сбалансировать бюджет, избавившись от налоговых скидок. «От каких именно льгот вы намерены избавляться?» - спрашивает от имени миллионов американцев Обама и тем самым обезоруживает своего оппонента.
 
78% компаний и организаций в США жертвуют на благотворительность и поддерживают различные фонды. Такая система дает им возможность получать скидки при уплате налогов. Сокращение льгот означает увеличение налогов, а это вряд ли может понравиться избирателям.
 
В стране растет безработица, снижаются зарплаты и сокращаются социальные пакеты, она изнемогает под бременем многочисленных войн и миротворческих операций, которые ведет правительство, но выборы должны состояться. В погоне за голосами соперники готовы разыгрывать и карту сексуальных меньшинств, и внешнеполитическую фишку – а это здесь почти признак отчаяния. 99% американцев вовсе не интересуются внешней политикой. «Не удивляйтесь, если люди, которым вы говорите о своей стране, попросят вас показать ее на карте», - предупреждают руководства для туристов. Но когда существует реальная угроза того, что сегодня, 6 ноября, выборы могут провалиться из-за низкой явки, в ход идет и ситуация вокруг Израиля, и ближневосточные «истории успеха». Переведите все это в нашу систему координат, и вы почувствуете, как избавляетесь от комплексов неполноценности. 
 
В США так же как у нас избиратели голосуют не за программы, а за бренды. «В США соперничают «Пэпси-Кола» и «Кока-Кола», - пытается объяснить систему один из местных пиарщиков. – Есть, конечно, «СэвэенАп» и другие бренды, но эти самые крупные, и между ними основная схватка».   
 
В Молдове исторических брендов еще нет. Зато сколько разговоров о ребрендингах. А все потому, что всегда и везде в мире людей-избирателей работают одинаковые законы.
 
Нет и различий между теми, кто голосует. За президентов, парламенты, местные органы власти. Мы все одинаково хотим жить в достатке, работать в удовольствие и радоваться счастью своих детей. Различия в ответственности за свои действия тех, кого мы выбираем. У нас политики такой ответственности вовсе не придают значения. Там такая наплевательская ситуация в принципе невозможна. Но наши скорее попытаются оскорбить нас с вами, искусить или развратить ничтожными подачками, чем разделить с нами возможность сделать будущее лучше.
 
Политологи называют это разницей в политических системах Европы и Америки. Но на поверку выходит нежелание власть предержащих признаться в своем корыстном упрямстве и неумение справиться с работой, за которую они взялись.
 
Единственное, чего нам не хватает по сравнению с американскими избирателями, это чувства внутренней свободы. Но и оно придет не тогда, когда укажут политики. Свободными можно быть только по собственной воле. Впрочем, как и несвободными.
Наталья Узун

Комментарии (0) Добавить комментарии