Политика

Зарплаты довели до суда

11.07.2012
{Зарплаты довели до суда} Молдавские Ведомости
 
К тому времени, как парламентское большинство приняло скандальный закон №26, Партия коммунистов уже месяц как митинговала на улицах молдавских городов. Депутаты парламента из фракции ПКРМ открыто называли коллег из Альянса за евроинтеграцию «узурпаторами» и призывали население к смене власти.
 
То ли законодатели от АЕИ эмоций не сдержали, то ли они всерьез решили наказать заигравшихся в «революцию» коллег, но вот только 1 марта сего года коалиция утвердила в парламенте ряд поправок в законодательство. «Каждое отсутствие депутата, не связанное с исполнением его служебных обязанностей в парламенте и парламентских комиссиях, считается отсутствием без уважительной причины», - гласит один из главных пунктов закона №26.
 
В документе пояснялось, что протест против одного из законопроектов, включенных в повестку дня, сойдет за уважительную причину, лишь если организатор бойкота заранее предупредил председателя фракции. При этом протест против уже принятых законов также объявлялся невозможным.
 
Утвердив эту поправку в регламент парламента, АЕИ тут же лишил депутатов ПКРМ зарплаты за те месяцы, в течении которых они бойкотировали заседания. Ведь их протест был связан с уже принятыми законопроектами и состоявшимися президентскими выборами.  
 
Возмущенные коммунисты сначала добились в Конституционном суде признания бойкота законным инструментом политического протеста. Соответствующий вердикт КС принял в конце июня. А вчера ПКРМ попробовала отбить и отнятые у ее депутатов зарплаты.
 
Ограниченные в исполнении
 
- Согласно Конституции государство должно уважать и защищать право каждого гражданина на труд и его достойную оплату. Нынешний парламент нарушил это право, - сослался на Основной закон Сергей Сырбу.
 
По словам коммуниста, правящая коалиция нарушила как минимум сразу три статьи Конституции: 43-ю (Право на труд и защиту труда), 46-ую (Право частной собственности и ее охрана) и 47-ую (Право на социальное обеспечение и защиту).
 
- Они руководствуются архаичным правилом «кто не работает, тот не ест», - возмущался Сырбу.
 
Как выяснилось, дело не только в зарплате и правилах. Помимо денежного довольствия парламентариев от ПКРМ вывели из состава ряда международных делегаций, лишили служебного транспорта, мобильной связи за государственный счет, обеспечения жильем на бюджетные деньги и ряда других льгот. А это уже ограничило возможности коммунистов «в исполнении депутатского мандата».
 
- О каком выполнении своих полномочий будет думать депутат, если его лишили средств к существованию? – вопрошал конституционных судей Сырбу. Они в ответ только пожимали плечами. Впрочем, сам юрист ПКРМ отнюдь не выглядел сильно исхудавшим вследствие внезапной «потери средств к существованию».
 
И при этом фракция ПКРМ, по утверждениям Сергея Сырбу, все это время работали по территориям: встречалась с избирателями. За время бойкота были даже зарегистрированы некоторые инициативы от имени депутатов-коммунистов, но АЕИ их, само собой, отклонил.
 
- Парламентское большинство вынуждает нас присутствовать на заседаниях, потому что без нас у них не будет кворума. Этого повода уже достаточно, чтобы объявить протест. Тем более они продолжают игнорировать все наши предложения, поправки, инициативы, - подытожил Сырбу. Он потребовал признать неконституционным закона №26.
 
«Санкции? Это баланс, господин судья…»
 
Честь правящей коалиции защищал главный консультант юридического управления парламента Сергей Кирикэ.
 
- Депутат обязан представлять интересы народа на пленарных заседаниях парламента и в комиссиях парламента. Кроме тех случаев, когда он отсутствует по уважительной причине, - резюмировал юрист.
 
Закон №26, по версии Кирикэ, всего лишь уточнение регламента, которое улучшило законодательство о деятельности парламента. «Это баланс между полномочиями, обязанностями и ответственностью депутата перед его избирателями», - подчеркнул представитель законодательного органа.
 
- Так это регламентирование протокола или санкции? – поинтересовался председатель КС Александр Тэнасе.
 
- Это меры для повышения ответственности депутатов, - фактически согласился со вторым вариантом Кирикэ.
 
- Так ведь совсем недавно Конституционный суд признал бойкот законным инструментом политической борьбы. Как с этим согласовывается решение парламента наказывать депутатов за бойкот? – поинтересовался Тэнасе.
 
- Парламент всего лишь создал баланс, решение КС соблюдено, - не моргнув глазом, ответил Кирикэ. - Если же парламентарию так хочется протестовать, - он обязан предупредить руководство фракции и парламента о своих намерениях. Хочется встретиться с избирателями – пожалуйста, каждый понедельник, по регламенту, зарезервирован специально под встречи с народом. А поездки в другое время слишком похожи на избирательную кампанию.
 
И вообще, по мнению Кирикэ оппозиция в парламенте «уравновешивает и обогащает законотворческий процесс». Так что ее присутствие на заседаниях просто обязательно. Даже если ей не дают вставить ни одного законопроекта, ни одной поправки.
 
Народ уже не хозяин
 
Своим мнением о депутатских бойкотах и зарплатах поделились и два представителя правительства.  
 
Замминистра труда и соцзащиты С. Саинчук попробовал подогнать работу парламентариев под рамки трудового законодательства. По этим меркам «заработная плата является вознаграждением за выполненную работником работу». Нет работы (то бишь, протест или бойкот) – нет и зарплаты.
 
- Тут немного специфическая ситуация. Дело в том, что по закону, если бы наемный работник допустил столько пропусков, сколько депутаты фракции коммунистов, его бы давно уволили, - отрезал Саинчук.
 
- Господин Саинчук сослался на Трудовой кодекс, но «забыл» упомянуть, что там предусмотрено также право работника на забастовку. При этом по закону за время забастовки оклады за работниками все же сохраняются, - поправил коллегу вице–министр юстиции Владимир Гросу.
 
Вместе с тем он согласился, что и у права на забастовку или на бойкот должен быть предел. Раз из-за бойкота депутаты не смогли исполнять свои обязанности, значит, этот предел уже достигнут.
 
Что касается встреч парламентариев с избирателями, они должны привести к появлению новых законодательных инициатив. Встречи же коммунистов в основном производили новые лозунги.
 
- Наемный работник отчитывается перед работодателем. А перед кем должен отчитываться депутат? Кто оценивает его деятельность? – попробовал С. Сырбу осадить замминистра юстиции.
 
- Вы ожидаете, что я скажу: народ. Но нет. Деятельность депутата оценивает парламент, - невозмутимо ответил Гросу.
 
После такого ответа представителя правительства «за европейские ценности и демократию» у коммуниста уже не было вопросов.
 
Не оказалось их и у судей Конституционного суда. Какая из сторон привела более весомые аргументы, станет известно завтра, когда КС вынесет вердикт о судьбе закона №26.
Сергей Манастырлы

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Да, ситуация сложная. Если КС решит в пользу Альянса, то тогда коммунисты получат дополнительные голоса в свою пользу, а если решение будет в пользу коммунистов, то будет соблюдена законность, что вообще говоря, на руку Альянсу. Думаю, что решение будет политическим в пользу коммунистов.