Землю - красным баронам, деньги - банкирам
09.02.2009, 21:50
Развал "Гиганта"
До конца прошлого года желающих продать свою земельную квоту в Вулканештах было не так много. Ведь даже тот скромный доход, который давал сданный в аренду участок в 3 гектара (такова площадь земельной квоты в Вулканештах), помогал многим семьям сводить концы с концами. Средняя пенсия по району всего 500 леев, а у бывших работников сельского хозяйства и того меньше.
Ко всему, зарплаты на юге Молдовы не скоро достигнут обещанного уровня в $300. В 2008 году средняя заработная плата по Вулканештскому району составляла 1597 леев, в сельскохозяйственной отрасли - 1381 лей. При таком уровне жизни продать землю люди решаются лишь в крайних случаях, когда ситуация безвыходная. Именно таковой оказалась она для владельцев земли в конце минувшего года.
Следует отметить, что агропромышленный комплекс Гагаузии также прошел через программу "Пэмынт" (в народе "Мормынт"). Правда, прошел позже, хотя перед глазами уже был печальный опыт всей Молдовы. О размерах беды можно было судить по соседним припрутским селам, где после приватизации будто смерч прошелся. К примеру, вулканештцы ездили в село Колибаш посмотреть, как здесь делят колхозное добро, как разбирают огромный животноводческий комплекс и по кирпичикам тащат домой. Еще в начале 2000-х было видно, как мучаются оставшиеся один на один со своими земельными наделами крестьяне-собственники.
Поэтому после приватизации крестьян, пожелавших забрать свой земельный пай и хозяйствовать самостоятельно, в Вулканештах оказались единицы. В районе, как и в Гагаузии в целом, удалось сохранить крупные хозяйства, в том числе и агрохозяйство "Гигант". Свою землю отсюда забрали лишь около 150 человек, чтобы отдать в аренду трем новым лидерам. "Гигант" уцелел, сохранив за собой 7000 гектаров земли и собственность на сумму в 56,3 миллиона леев.
Надо сказать, что "Гигант" для нескольких поколений вулканештцев был больше, чем просто агропредпритие. Десятилетия город обустраивал свою инфраструктуру и богател за счет "Гиганта". И тот факт, что хозяйство не развалилось, имел очень важное психологическое и социальное значение для населения. Мало кто тогда понимал, что запущенный "Пэмынтом" механизм разрушения будет действовать еще долгие годы.
Наследие ПКРМ
Со временем, вывеска ААПО "Гигант" у входа в трехэтажное админздание сменилась на ООО "Гигант-Агро". Его учредителем стала маленькая группа специалистов во главе с Николаем Иванчеогло, который до этого несколько лет руководил ААПО "Гигант". Николай Николаевич стал всеми способами препятствовать передаче имущественной доли квотчикам, отдавших свои земли в аренду другим лидерам.
Новые агрохозяйства остались без техники, производственных помещений. Лидеры обращались к руководству автономии, в правительство республики, к президенту, в прокуратуру и суд. Безрезультатно. Мандат депутата Народного собрания, где Иванчеогло представлял ПКРМ, защищал его крепче брони. Пять лет вели лидеры изнурительную борьбу за имущество своих арендодателей и получили ее, когда от техники остался металлолом, а от многих зданий - голые стены. Причем, все это предлагалось по грубо, бессовестно завышенной стоимости.
Ни копейки не получили за свою имущественную долю и арендодатели самого "Гигант-Агро". При поразительной лояльности бывших властей автономии и правоохранительных органов частному предприятию "Гигант-Агро" с уставным капиталом всего в 5,4 тысячи леев удавалось в течение пяти лет безвозмездно эксплуатировать имущественную собственность более 2200 жителей города общей стоимостью в 56,3 миллиона леев.
Более 6000 гектаров пашни обанкротившегося агрохозяйства к осени 2006 года распределили между 11 лидерами без заключения договоров с владельцами земли. Специально созданная имущественная комиссия закрепила за ними также уцелевшую технику и живность - чтобы обеспечить их сохранность. Районные и городские власти пошли на такие неординарные меры для того, чтобы новые лидеры успели обработать землю и посеять озимые. И чтобы в следующем году люди не остались без хлеба. После сева лидеров обязали заключить и зарегистрировать договора на аренду земли. Затем предполагалось определить окончательную сумму имущественной доли в разрезе сельхозпредприятий и заключить договора на ее аренду. Одновременно было принято решение провести консолидацию земли. В утвержденной исполкомом Гагаузии программе консолидации сельскохозяйственных земель ее проведение возможно было по решению Совета, на основе личных заявлений 2/3 собственников.
Заключение договоров на аренду земли завершили только весной 2007 года. К этому времени было принято решение Совета и о консолидации. Никто не сомневался, что процесс консолидации будет финансироваться из государственного бюджета. Однако, оказалось, что денег в бюджете на это не предусмотрено. Но так как земля фактически была перераспределена и как бы консолидирована, все успокоились.
Да и не до имущества было людям, так как начались проблемы с земельными паями. 2 октября 2008 года городской Совет отменил решение от 24 мая 2007 года, согласно которому были закреплены границы между агрохозяйствами на землях расформированного "Гигант-Агро". В связи с тем, что два агрохозяйства в 2008 году отказались от аренды, Совет перераспределил пашню и утвердил новые границы агрохозяйств. И обязал лидеров перезаключить договора с квотчиками. Теперь лидер не имеет права арендовать землю у собственника, если его пай не попадает в границы отведенных Советом данному лидеру площадей.
Это решение местных властей было вынужденным. Потому что достигнутое равновесие в земельном вопросе давно пошатнулось. Взаимная договоренность об условной консолидации стала все чаще нарушаться. И вот тут-то владельцы квот в полной мере ощутили, что это такое - неконсолидированная земля.
У каждого квотчика сегодня на руках три титула на пашню с указанием номера поля. Четвертый титул на виноградник. Старые, подлежащие раскорчевке виноградники, никто не желает арендовать и уже два года они "гуляют".
Двух ягнят за $1500
С осени прошлого года владельцы квот, в большинстве своем очень пожилые люди, стоят в очередях. Вначале нужно узнать у землеустроителя примэрии, в каких агрохозяйствах находятся отдельные части квоты. Затем сделать ксерокопии разных документов и обойти агрохозяйства, чтобы заключить 3-4 договора. Если часть твоей квоты расположена на неудобьях, которые несколько лет не обрабатываются (более 1000 гектаров) и заросли бурьяном, то ни один лидер не захочет заключить с тобой договор на аренду.
"С осени я уже стер башмаки, пытаясь "пристроить" свою землю, - жалуется пенсионер Георгий ЖЕЛЕЗ, - к каждому лидеру приходится ходить по нескольку раз - в разные концы города. Пока не удалось заключить ни одного договора. А что осенью будем делать? Мешок на плечи и ходи по кругу, собирай в четырех местах положенное за аренду зерно?! Не знаю, как выживем, если и землю не удастся сдать в аренду. Ведь нужно еще налог платить".
Другому пенсионеру, 78-летнему Михаилу Карагяуру, повезло: две части своей квоты он уже сдал. Правда, пришлось потратиться на такси, так как с больной ногой (травму получил на производстве в родном колхозе) долго ходить невмоготу. А вот третью часть квоты площадью в 80 соток брать в аренду отказались. Эти сотки попадают на поле, которое давно заросло бурьяном. С 19 сотками виноградника тоже делать нечего. На память о "Гиганте" на руках у Михаила Лазаревича остались также 220 акций. В прошлом году он наконец-то получил свою имущественную долю - двух ягненков. Хотя номинальная стоимость одной гигантовской акции на момент приватизации составляла 76,4 лея, то есть более 15 тысяч леев
($1500).
Гектар за бесценок
Несколько месяцев назад, как по сигналу, в Вулканешты начали наведываться покупатели земли. Почти все они из Кишинева. За квоту в три гектара дают от 13 до 16 тысяч леев. Такая сделка в Вулканештах считается удачной, потому что несколько лет назад давали не более 12 тысяч.
Итак, гектар земли идет по цене от 4000 до 5300 леев. Какова же реальная цена землицы, о которой иностранцы в восторге говорят: "Хоть бери и на хлеб мажь!". Если взять нормативную цену, то 1 гектар гигантовской земли стоит 26492,3 лея.
Возможно, придет время и южная земля, на которой растет самый качественный виноград, будет стоить не только 26 тысяч леев, но 50 тысяч и более. Но сегодня за нее дают в разы меньше.
По мнению руководителя агропредприятия "Огузтехцентр" Георгия Делистояна, в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится, потому что число желающих продать свою квоту в Вулканештах не уменьшится.
"При сегодняшнем отношении к производителям сельхозпродукции со стороны государства лидеры один за другим откажутся от аренды. Никто не хочет работать себе в убыток. Многие агрохозяйства на грани банкротства, значит, люди в массовом порядке будут не сдавать в аренду, а продавать свою землю".
Вера КРЕЦУ
До конца прошлого года желающих продать свою земельную квоту в Вулканештах было не так много. Ведь даже тот скромный доход, который давал сданный в аренду участок в 3 гектара (такова площадь земельной квоты в Вулканештах), помогал многим семьям сводить концы с концами. Средняя пенсия по району всего 500 леев, а у бывших работников сельского хозяйства и того меньше.
Ко всему, зарплаты на юге Молдовы не скоро достигнут обещанного уровня в $300. В 2008 году средняя заработная плата по Вулканештскому району составляла 1597 леев, в сельскохозяйственной отрасли - 1381 лей. При таком уровне жизни продать землю люди решаются лишь в крайних случаях, когда ситуация безвыходная. Именно таковой оказалась она для владельцев земли в конце минувшего года.
Следует отметить, что агропромышленный комплекс Гагаузии также прошел через программу "Пэмынт" (в народе "Мормынт"). Правда, прошел позже, хотя перед глазами уже был печальный опыт всей Молдовы. О размерах беды можно было судить по соседним припрутским селам, где после приватизации будто смерч прошелся. К примеру, вулканештцы ездили в село Колибаш посмотреть, как здесь делят колхозное добро, как разбирают огромный животноводческий комплекс и по кирпичикам тащат домой. Еще в начале 2000-х было видно, как мучаются оставшиеся один на один со своими земельными наделами крестьяне-собственники.
Поэтому после приватизации крестьян, пожелавших забрать свой земельный пай и хозяйствовать самостоятельно, в Вулканештах оказались единицы. В районе, как и в Гагаузии в целом, удалось сохранить крупные хозяйства, в том числе и агрохозяйство "Гигант". Свою землю отсюда забрали лишь около 150 человек, чтобы отдать в аренду трем новым лидерам. "Гигант" уцелел, сохранив за собой 7000 гектаров земли и собственность на сумму в 56,3 миллиона леев.
Надо сказать, что "Гигант" для нескольких поколений вулканештцев был больше, чем просто агропредпритие. Десятилетия город обустраивал свою инфраструктуру и богател за счет "Гиганта". И тот факт, что хозяйство не развалилось, имел очень важное психологическое и социальное значение для населения. Мало кто тогда понимал, что запущенный "Пэмынтом" механизм разрушения будет действовать еще долгие годы.
Наследие ПКРМ
Со временем, вывеска ААПО "Гигант" у входа в трехэтажное админздание сменилась на ООО "Гигант-Агро". Его учредителем стала маленькая группа специалистов во главе с Николаем Иванчеогло, который до этого несколько лет руководил ААПО "Гигант". Николай Николаевич стал всеми способами препятствовать передаче имущественной доли квотчикам, отдавших свои земли в аренду другим лидерам.
Новые агрохозяйства остались без техники, производственных помещений. Лидеры обращались к руководству автономии, в правительство республики, к президенту, в прокуратуру и суд. Безрезультатно. Мандат депутата Народного собрания, где Иванчеогло представлял ПКРМ, защищал его крепче брони. Пять лет вели лидеры изнурительную борьбу за имущество своих арендодателей и получили ее, когда от техники остался металлолом, а от многих зданий - голые стены. Причем, все это предлагалось по грубо, бессовестно завышенной стоимости.
Ни копейки не получили за свою имущественную долю и арендодатели самого "Гигант-Агро". При поразительной лояльности бывших властей автономии и правоохранительных органов частному предприятию "Гигант-Агро" с уставным капиталом всего в 5,4 тысячи леев удавалось в течение пяти лет безвозмездно эксплуатировать имущественную собственность более 2200 жителей города общей стоимостью в 56,3 миллиона леев.
Более 6000 гектаров пашни обанкротившегося агрохозяйства к осени 2006 года распределили между 11 лидерами без заключения договоров с владельцами земли. Специально созданная имущественная комиссия закрепила за ними также уцелевшую технику и живность - чтобы обеспечить их сохранность. Районные и городские власти пошли на такие неординарные меры для того, чтобы новые лидеры успели обработать землю и посеять озимые. И чтобы в следующем году люди не остались без хлеба. После сева лидеров обязали заключить и зарегистрировать договора на аренду земли. Затем предполагалось определить окончательную сумму имущественной доли в разрезе сельхозпредприятий и заключить договора на ее аренду. Одновременно было принято решение провести консолидацию земли. В утвержденной исполкомом Гагаузии программе консолидации сельскохозяйственных земель ее проведение возможно было по решению Совета, на основе личных заявлений 2/3 собственников.
Заключение договоров на аренду земли завершили только весной 2007 года. К этому времени было принято решение Совета и о консолидации. Никто не сомневался, что процесс консолидации будет финансироваться из государственного бюджета. Однако, оказалось, что денег в бюджете на это не предусмотрено. Но так как земля фактически была перераспределена и как бы консолидирована, все успокоились.
Да и не до имущества было людям, так как начались проблемы с земельными паями. 2 октября 2008 года городской Совет отменил решение от 24 мая 2007 года, согласно которому были закреплены границы между агрохозяйствами на землях расформированного "Гигант-Агро". В связи с тем, что два агрохозяйства в 2008 году отказались от аренды, Совет перераспределил пашню и утвердил новые границы агрохозяйств. И обязал лидеров перезаключить договора с квотчиками. Теперь лидер не имеет права арендовать землю у собственника, если его пай не попадает в границы отведенных Советом данному лидеру площадей.
Это решение местных властей было вынужденным. Потому что достигнутое равновесие в земельном вопросе давно пошатнулось. Взаимная договоренность об условной консолидации стала все чаще нарушаться. И вот тут-то владельцы квот в полной мере ощутили, что это такое - неконсолидированная земля.
У каждого квотчика сегодня на руках три титула на пашню с указанием номера поля. Четвертый титул на виноградник. Старые, подлежащие раскорчевке виноградники, никто не желает арендовать и уже два года они "гуляют".
Двух ягнят за $1500
С осени прошлого года владельцы квот, в большинстве своем очень пожилые люди, стоят в очередях. Вначале нужно узнать у землеустроителя примэрии, в каких агрохозяйствах находятся отдельные части квоты. Затем сделать ксерокопии разных документов и обойти агрохозяйства, чтобы заключить 3-4 договора. Если часть твоей квоты расположена на неудобьях, которые несколько лет не обрабатываются (более 1000 гектаров) и заросли бурьяном, то ни один лидер не захочет заключить с тобой договор на аренду.
"С осени я уже стер башмаки, пытаясь "пристроить" свою землю, - жалуется пенсионер Георгий ЖЕЛЕЗ, - к каждому лидеру приходится ходить по нескольку раз - в разные концы города. Пока не удалось заключить ни одного договора. А что осенью будем делать? Мешок на плечи и ходи по кругу, собирай в четырех местах положенное за аренду зерно?! Не знаю, как выживем, если и землю не удастся сдать в аренду. Ведь нужно еще налог платить".
Другому пенсионеру, 78-летнему Михаилу Карагяуру, повезло: две части своей квоты он уже сдал. Правда, пришлось потратиться на такси, так как с больной ногой (травму получил на производстве в родном колхозе) долго ходить невмоготу. А вот третью часть квоты площадью в 80 соток брать в аренду отказались. Эти сотки попадают на поле, которое давно заросло бурьяном. С 19 сотками виноградника тоже делать нечего. На память о "Гиганте" на руках у Михаила Лазаревича остались также 220 акций. В прошлом году он наконец-то получил свою имущественную долю - двух ягненков. Хотя номинальная стоимость одной гигантовской акции на момент приватизации составляла 76,4 лея, то есть более 15 тысяч леев
($1500).
Гектар за бесценок
Несколько месяцев назад, как по сигналу, в Вулканешты начали наведываться покупатели земли. Почти все они из Кишинева. За квоту в три гектара дают от 13 до 16 тысяч леев. Такая сделка в Вулканештах считается удачной, потому что несколько лет назад давали не более 12 тысяч.
Итак, гектар земли идет по цене от 4000 до 5300 леев. Какова же реальная цена землицы, о которой иностранцы в восторге говорят: "Хоть бери и на хлеб мажь!". Если взять нормативную цену, то 1 гектар гигантовской земли стоит 26492,3 лея.
Возможно, придет время и южная земля, на которой растет самый качественный виноград, будет стоить не только 26 тысяч леев, но 50 тысяч и более. Но сегодня за нее дают в разы меньше.
По мнению руководителя агропредприятия "Огузтехцентр" Георгия Делистояна, в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится, потому что число желающих продать свою квоту в Вулканештах не уменьшится.
"При сегодняшнем отношении к производителям сельхозпродукции со стороны государства лидеры один за другим откажутся от аренды. Никто не хочет работать себе в убыток. Многие агрохозяйства на грани банкротства, значит, люди в массовом порядке будут не сдавать в аренду, а продавать свою землю".
Вера КРЕЦУ
Новости по теме
- Вчера, 14:39
- Вчера, 12:19
- Вчера, 09:41
- Вчера, 09:08
- Вчера, 08:56
- Вчера, 08:38
- Вчера, 08:24
- 23.11, 14:40
- 23.11, 12:28
- 23.11, 11:26
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 14:39
- Вчера, 12:19
- Вчера, 09:41
- Вчера, 09:08
- Вчера, 08:56
- Вчера, 08:38
- Вчера, 08:24
- 23.11, 14:40
- 23.11, 12:28
- 23.11, 11:26