Здоровье

Академик РАН Александр Гинцбург: Впереди массовое заражение домашних животных коронавирусом

30.03.2021, 11:54
{Академик РАН Александр Гинцбург: Впереди массовое заражение домашних животных коронавирусом } Молдавские Ведомости

Коронавирус еще не реализовал свой патогенный потенциал, следующий этап эпидемии - заражение сельскохозяйственных и домашних животных, считает директор института имени Н.Ф.Гамалеи, академик РАН Александр Гинцбург. Так как избавляться от любимых питомцев никто не собирается, нас ждет еще один виток пандемии, рассказал он в интервью «Известиям».

Кто опаснее – коронавирус или ВИЧ? У коронавируса другая стратегия поведения: «ВИЧ прячется в клетках, интегрируется в нашу ДНК и там сидит, ничего не делает. А SARS-CoV-2 ведет себя как мушкетер, который смело фехтует, обманывает, придумывает финты. Он на виду. Он среди вирусов самый большой позер. ВИЧ не отличается такой широтой поражения. Коронавирус еще не реализовал свой патогенный потенциал. Следующий этап — заражение сельскохозяйственных и домашних животных. И когда мы в течение года защитим человечество с помощью хороших вакцин, к этому моменту будут заражены домашние животные, а избавляться от любимых питомцев никто не собирается. Поэтому вокруг нас будут постоянно присутствовать очаги этого возбудителя, который будет эволюционировать. То есть надо быть готовым к длительному существованию с этим возбудителем».

С помощью «Спутника V» удается добиться антител, которые идентичны «натуральным», то есть тем, которые вырабатываются в ответ на полноценный коронавирус. В чем секрет вакцины? Академик рассказал, что при прививании мы получаем антитела, которые подогнаны точно, как ключ к замку, и с очень большой эффективностью нейтрализуют вирус. Чем эта технология отличается от «АстраЗенеки»? Почему у них такие трудности с препаратом? Может быть, дело в производстве?

«Думаю, да. В самом начале пандемии, когда препарат еще не был готов, вакцина очень хорошо разошлась по свету, так как была самой дешевой. Но чудес не бывает. Значит, было в технологии что-то  «оригинальное», мне кажется, степень очистки. Вот если они будут чистить так же хорошо, как в России (мы готовы предоставить им все секреты добровольно), то цена у них повысится, а все проблемы уйдут. Цена не на последнем месте, когда масштабируется препарат на миллиарды доз». 

Сможет ли Россия обеспечить вакциной «Спутник V» весь мир? «Мы сможем. Хотим поставить «Спутник» еще в 50 государств. Если сейчас заставить всю мировую фарму выпускать только вакцину от COVID-19, то за год на всех площадках можно выпустить от силы 15 процентов. Поэтому сразу было понятно, что надо загружать все мощности страны, и мы сразу объединились и стали работать вместе. Это стало возможно благодаря беспрецедентной для мира системе сбора данных о клиническом применении вакцин, она создана именно у нас в стране благодаря минздраву под личным контролем министра Михаила Мурашко. Активно ведется регистр вакцинированных, более миллиона человек ведут дневники самонаблюдения онлайн. Мы знаем о каждой непредвиденной нежелательной реакции. У нас есть всесторонние данные, подтверждающие качество и безопасность вакцины, и этих данных сейчас так много, что сомневаться в них уже никому не придет в голову».

Нужно ли будет менять антигенный состав «Спутника V»? «Мы находимся в процессе изучения этого момента. С британским штаммом мы показали, что наша вакцина работает, защищает. Южноафриканский изучаем. Необходимо постоянно выявлять новые штаммы». 

Коронавирус очень чувствителен к интерфероновому статусу человека (это cовокупность ряда показателей, характеризующих состояние системы врожденного иммунитета), и если интерферона много в организме, то человек не заболеет. Может, стоит всем давать интерферон для профилактики COVID-19?

«Да, но не интерферон, а индуктор интерферона. Потому что сам интерферон очень легко разлагается и токсичен. Это мощнейший препарат, который действует локально. Если его вводить, могут начать выпадать волосы, как при химиотерапии. А вводить надо индуктор интерферона. Это кагоцел, полиоксидоний. Я лично принимаю их курсами два-три раза в год».

У летучих мышей постоянно включены гены, вырабатывающие интерферон, в отличие от человека. Только так они могут выжить: мыши висят в огромных комках в миллион особей, никакой гигиены, но они не болеют. У людей же эволюционно выработалась более экономная система работы этих генов. Постоянно вырабатывать белок - очень «дорого» для организма, нужно тратить много энергии. Но если бы в  самом начале пандемии население «накормили» индукторами интерферона, заболеваемость была бы ниже на 20–30 процентов. 

Действительно ли вакцина плохо работает у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией? «Да, и еще у людей, которые принимают цитостатики (группа противоопухолевых препаратов)». Сколько же надо пить для того, чтобы вакцина перестала работать? «Страдают те, у кого уровень этилового спирта в крови поднимается до 1 процента: это полтора стакана водки в день. Такой объем токсичен для клеток, клетки иммунной системы перестают делиться и вырабатывать антитела. То же самое происходит из-за  наркотиков.

Александр Гинцбург вакцинировался «Спутником» год назад, сдавал анализ после девяти месяцев, и узнал, что титр антител не уменьшился. Некоторые пациенты привились год назад, у них были высокие антитела, потом их уровень упал через 11 месяцев. После этого они через год опять вакцинировались первым компонентом и через четыре-пять дней увидели у себя у высочайший уровень антител. Это говорит о том, что у них в организме есть клетки памяти, которые при встрече с вакциной мгновенно наработали необходимый уровень антител. Это говорит о том, что есть прекрасные клетки памяти и можно не прививаться. Иммунитет от «Спутника V» предположительно будет сохраняться в течение двух лет, а может быть, и дольше.

Комментарии (0) Добавить комментарии