Политика

Александр Гурнов: «Международного права больше нет, а есть закон «кто сильней, тот и прав»

24.12.2014, 21:03
{Александр Гурнов: «Международного права больше нет, а есть закон «кто сильней, тот и прав» } Молдавские Ведомости

Международный медиаклуб «Формат А3» в преддверии Нового года порадовал общественность встречей с топовым российским журналистом, политобозревателем телеканала Russia Today Александром Гурновым. Обсуждалась тема «Журналист на передовой информационной войны», но разброс поднятых вопросов её весьма расширил.

 

Что приобрёл-потерял Кикабидзе

Об информационных войнах. Это придумка и штамп. На самом деле существует война СМИ и их работодателей, потому что желание власти в демократических странах подчинить журналистов своим интересам неистребимо, как желание ребёнка орать. Проявления этой войны: правильно говорить не «на Украине, а в Украине», не «Молдавия, а Молдова». Это притянуто за уши ради остроты момента. Мне кажется, что в России многие слишком увлеклись этими играми. Вначале мы заигрывали с политической и интеллектуальной элитой Украины, поэтому все наши СМИ стали писать и говорить «в Украине». Потом, когда события там стали развиваться не так, вернулись к «на Украине».

Конечно, в настоящее время, если говорить об Украине, то здесь элементы информационной войны усматриваются. Но эта война ведётся не российскими, а украинскими журналистами, которые глубоко убеждены в том, что Украина воюет с Россией. В результате украинские журналисты нападают на российских коллег, видя в них врагов, матерят и пинают их, в том числе и женщин.

Если же говорить об информационной войне, которая ведётся между США и Россией, то ведут её не журналисты, а, скажем, такой смешной персонаж, как госпожа Псаки. Эта дама – гениальный ход Вашингтона. Когда все помирятся, Госдеп скажет: ну, стоило ли России обращать внимание на её слова, если всем было очевидно, что это дура? Но ведь она спикер госдепа США, то есть высокопоставленный человек, который вещает от имени американского правительства! Информационная война – это то, что делают Белый дом, госдепартамент, ЦРУ против Кремля, МИД или ФСБ России, а журналистов используют в качестве каналов влияния. В России это легко делать, так как там 90% крупных СМИ контролирует государство. В Америке СМИ поделены между демократами и республиканцами.

Я как журналист не всегда говорю правду, умалчиваю, но никогда не врал. Не занимался обслуживанием интересов правящего класса или конкретного политика. Я обслуживал зрителя. Это как с артистами – одни ради премий стараются, другие ориентируются на аудиторию независимо от смены власти. Кикабидзе был любимцем поколений. Вдруг присягнул режиму Саакашвили. Да, получил немножко денег, но потерял десятки миллионов поклонников. Я его не сужу. Кто-то слабее, кто-то сильнее.

Им наплевать

Махнула ли рукой Россия на Молдову? Россия оказывает влияние на ситуацию в Молдавии, взяв на себя миротворческую миссию в Приднестровье и гуманитарно помогая ему. Но Россия перестала делать ставку на кого-либо внутри страны. Пример – Украина. Пока мы делали ставки, пусть неэлегантно, – всё как-то шло. Но как только Россия перестала делать там ставку, её сделали американцы, и всё стало хуже. 

Американцев, в отличие от России, не волнуют последствия того, что они делают на Украине, так как это для них чужой народ. Им наплевать. С них спросу никакого, а с России – всегда.

Сами молдавские левые партии сделали ставку на Россию и Таможенный союз, потому что многие в Молдавии хотят именно этого. Сработало! Что означает: народ недоволен отказом властей от сотрудничества с Россией. Понятно, что жизнь в Таганроге не столь приятна, как в Монако, но отказ от сотрудничества с РФ – глупость.

Москва сегодня не навязывает, не диктует другим странам, с кем дружить, а с кем враждовать. Но Москва пытается показать, что распад Советского Союза – ещё не конец света. Россия демонстрирует новую дружественную мировоззренческую модель, которая гораздо шире, чем советская идея, демократия и чем православие как таковое. Это мощная основа для того, чтобы построить на постсоветском пространстве новую успешную жизнь.

Ну не будем с китайцами мы, русские, братьями, какие бы тесные связи не были установлены между Китаем и Россией. Но сближение Москвы и Пекина вызывает нервную реакцию со стороны мировых политических лидеров. Наименее нервным показывает себя Путин. После каждого его зарубежного визита американцы начинают дёргаться. После визита Путина в Турцию и переговоров с Эрдоганом Западная Европа буквально с ума сошла. Франсуа Олланд тут же примчался в Москву на встречу с Путиным. Однако как бы ни пыталась Россия демонстрировать свой поворот на Восток, она была и остаётся европейской страной.

О мировой русофобии. Это прискорбное заблуждение. У меня множество друзей в Европе и США, я их постоянно спрашиваю об этом. Они искренне удивляются. Людей в их странах заботит подготовка к Рождеству, их волнуют цены, тарифы, зарплаты, инфляция, безработица, эпидемии. Что им до какого-то там Крыма, Донбасса? У населения Запада нет такого интереса к вопросам международной политики, как у россиян.

Наше вино – марсианам

Об эффективности санкций. Да, Россия от них страдает, хотя мы и бодримся. Это как папа розгами сына лупит, а тот кричит: лупи сильнее, мне на пользу. Санкции тормозят развитие страны, особенно в сфере технологий. 

От наших встречных санкций сама ЕС страдает. Даже Обама в этой связи заявил, что санкции Запада в отношении России контрпродуктивны. У Путина силовик – Шойгу, а у Лаврова силовик – Онищенко. И во всем мире стараются влиять на слабые точки. Молдавское вино неплохое, но оно, кроме марсиан, никому теперь не нужно. Надо быть реалистами и понимать, что нигде, кроме России, оно не найдёт сбыта в таких масштабах, которые могли бы спасти молдавских виноделов от банкротства.

Путина санкциями затюкали, а он поехал к Эрдогану – и переключился на внутренние дела. Так и Обама – отдал приказания о санкциях, «построил» Меркель (не то скажет всем, что она лесбиянка, ведь телефонные разговоры записаны) и «досвидос». Я, мол, вопрос с Россией решил. И Фергюсоном спокойно занялся. А это там очень серьёзная проблема. Сотни тысяч американских негров выходят на улицу, говоря, что они в США – люди второго сорта. Но мы-то знаем, что самый бесправный человек в современной Америке, – это белый мужчина традиционной сексуальной ориентации. А у кого самые большие права? Это негр-гомосексуалист и негритянка-лесбиянка.

Об уровне жизни в РФ. Некоторые люди в России, недовольные жизнью, грозят уехать за границу. Там у них будет жизнь-малина, там джинсы на деревьях растут. Для сравнения им нужно было бы уехать туда, где жизнь хуже, чем в России. В Гондурас, например. И почувствовать разницу. Стран, где жизнь лучше, чем в России, набирается процентов десять, но они в нас не нуждаются. Поэтому многие из тех, кто подался за границу в поисках счастья, рано или поздно возвращаются домой. Даже детей, выросших там, тянет в Россию. Могут прижиться только третье-четвертое поколения.

О лжи западной пропаганды. Надо различать то, что пишут солидные СМИ, а что таблоиды, желтая пресса. Это как обидеться на карикатуру – уши нарисовали слишком большие. А вот когда Би-би-си показала залпы установок «Град» грузинской армии по Цхинвалу и выдала их за обстрел грузинских позиций российской армией (развернула телевизионную картинку, снятую российскими операторами), – это уже требует жёсткой реакции с нашей стороны. Мы доказали факт фальсификации и поставили английских коллег в неловкое положение – им было стыдно. Я всю жизнь относился к «бибисишникам» с почтением, считая их примером корректности. А тут весь авторитет, заработанный годами, растоптан.

Но в целом на Западе стараются оставаться объективными, воздерживаться от искажения фактов и особо не клеветать. Если иногда и привирают, то и мы ведь тоже порой привираем.

О фейках и их разоблачениях. Да, сегодня фейки делают и распространяют. Пример с фотографией якобы сбитого малазийского лайнера, выдаваемой за подлинник. И если читателю газеты нужны конкретные факты, доводы и полемика, то телевидению сойдёт яркий и запоминающийся образ того или иного события. Цель – с помощью единственного кадра создать у зрителей нужное восприятие. Фейки делаются, чтобы выдать их за сильный аргумент, когда аргументов нет. Идут на это за деньги, влияние, в погоне за сенсацией или чтобы развести лохов. Успех-однодневка. Иногда удаётся добиться желаемого эффекта, чаще всё дело кончается конфузом. Но фейки эффективны.

Почему российские ньюсмейкеры, приезжая сюда, не ругают российскую власть за просчеты. Вообще-то не принято, находясь за рубежом, ругать родину. В Америке законом запрещено критиковать свою страну и её власти, находясь за границей. Даже самые жёсткие критики Обамы делают это только дома, а вне ее пределов нахваливают: «Обама – молодец» или воздерживаются от комментариев.

Министр Лавров сказал: международное право закончилось. В мире сегодня установились правила тюрьмы: кто сильнее, тот и прав. Так ведут себя сегодня американцы. США тратят на военные расходы вдвое больше, чем остальной мир, поэтому творят что хотят. Им мешает глупый и неповоротливый ООН с его правом вето. Американцы предложили однополярный мир. Обама во всех выступлениях говорит только про войну: наступать, воевать, сдерживать, осуществлять свою миссию поддержания порядка. И все согласились. Кроме Путина. Ельцину было прикольно, что его пригласили в «большую восьмёрку», как мальчишку к взрослым. А Путину – нет. Я не очень его люблю. Путин – не женщина и не три рубля, чтобы его любить. Но искренне считаю его одним из самых сильных в мире политиков.

Многое делается сегодня в России неправильно. Но когда меня упрекают, почему я не поддерживаю Болотную площадь, оппозицию нашу либеральную, я отвечаю: «Ребята! Я 30 лет говорю, где и что у нас плохо. Но вы готовы сказать, а как надо делать правильно? Вы готовы назвать другого избранного народом политика, которого можно поставить рядом с Путиным?». Я такого не вижу. Поэтому я свою задачу вижу в том, чтобы тренировать нашу власть, дабы она не чувствовала, что живёт в полной бесконтрольности и безнаказанности.

Неправда, что российское правительство никто не критикует. Вы гляньте, какими словами сегодня троллят бедную Набиуллину, а это ведь ближайшая сподвижница Путина, руководитель Центробанка.

Флот против плохих парней

Об американской масс-культуре и Буде-младшем. Мединский пытался запретить голливудские фильмы, но это может убить нашу киноиндустрию. Московские кинотеатры много лет назад были убогим зрелищем, а сегодня выглядят как картинки – за счёт блокбастеров. 

Сейчас кино делают только для детей. А для взрослых – сериалы. Культурное превосходство наше – бесспорно. Но у них мощная индустрия. Надо научиться использовать их «обёртку» – технологии перенимать, при этом сохранить традиционные ценности, о которых говорил Путин. 

Когда началось наступление на Россию, первая атака пошла на семью. Стали втюхивать всю эту шнягу. И все смирились (кроме мусульман). Откуда взялось понятие «гражданский муж»? Слышу по ТВ: «Мой муж сделал мне предложение». Гражданский муж – это тот, с кем ты зарегистрирована, а не сожитель, любовник.

Когда они поняли, что мы Бога не кинули, то успокоились. Но продолжают насаждать культ потребления. Американцы искренне уверены, что живут лучше всех. Приехали когда-то в чисто поле, построили страну и на двух тетрадных листках написали Конституцию. Американцы искренне хотят установить демократию во всем мире. А их доят разные мерзавцы, крича, что Россия хочет напасть. Буш-младший, которого в молодости выгнали отовсюду за полное отсутствие способностей, весь мир делил на «гуд гайз» и «бэд гайз». Против вторых посылал флот. Они же воюет только против «плохих парней»!

Терроризм. Это прямой ответ на демократию. Как быть? Ирландцы не хотят подчиняться большинству. Есть цивилизованный терроризм: чтобы держать в напряжение британское правительство. Сначала убивали английских солдат и взрывали бензоколонки. Потом договорились со Скотланд-Ярдом: звонят, называют пароль: мы заложили бомбу в магазин, даём три часа. Эвакуация, шум, саперы, ТВ в восторге. Но никто не погиб. Бомбы находили и нейтрализовали. А как еще о своих правах заявить? Их никто не слушает. Современный мир слишком сложен. И самое ужасное – больше нет международного права.

Царь – и точка!

Согласья нет средь россиян. Причина – много воруют. Как и в Молдавии. Алчность чиновников и тех, кто рядом с ними, не знает предела и разобщает людей. Единственная национальная идея – спорт. Россия Олимпиаду по определению в Сочи выиграть не должна была, как и ВОВ. Но выиграла, потому что было невероятное единение. Русские умеют подчиняться идее-мечте.

А американцев сплачивает желание заработать или украсть (как в классическом вестерне «Золото Маккены»). Но на время. Когда до золота доберутся – начинают друг друга мочить. Деньги стимулируют, но разобщают. Я бы от чемпионата мира по футболу отказался – слишком дорого, тем более что русскому футболу ничего не светит. Нужно отказаться. Те же англичане хоть завтра проведут. У нас денег на жизнь страны на 2-3 года хватит, а футбол полгода прожрёт и дивидентов не принесёт. Как и Олимпиада – из-за Украины.

Качество власти. В России все строится на гениальных людях: есть Королёв – появляется ракета, Сахаров – бомба. А в США все держится на системе. Наши с вами страны – патриархальные, нам нужен царь. Ельцин с его невероятным инстинктом власти играл царя и всех устраивал. Путин молодым пытался играть менеджера. Потом понял, что это не для России. Поэтому стал строить вертикаль власти. Эта модель за 12 лет показала эффективность.

Я жил в Соединённых Штатах и Великобритании. И понял: свобода и демократия – вещи взаимоисключающие. В Америке есть свобода, делай что хочешь. Но демократии там нет ни грамма. Никакой народ там страной не руководит. Правят корпорации и политические власти – три десятка человек. В Соединённом Королевстве – полная демократия. Вы знаете, что в Англии – советская власть? Да, там реально руководят местные советы, а не королева. Но никакой свободы нет вообще. Ты у дерева на своем участке не можешь отпилить сук, не можешь покрасить свой дом в цвет, какой хочешь.

У нас борьба с коррупцией означает: пчелы против мёда. А у вас группа людей грабит государство. У нас тот же Шойгу – человек весьма состоятельный, но он в первую очередь думает о государстве, а не об откатах. И такие люди есть, хоть и не очень много.

 

Олег ДАШЕВСКИЙ

 

Фото автора

Комментарии (0) Добавить комментарии