Политика

«Бессарабский вопрос»: намечается перезагрузка?

09.06.2015, 06:00
{«Бессарабский вопрос»: намечается перезагрузка?} Молдавские Ведомости

Кажется, бикфордов шнур, ведущий к бочке с порохом под названием «Бессарабия», кто-то уже поджег. И этот кто-то явно любит погорячее.

Судите сами. Министр обороны Молдовы Виорел Чиботару после посещения штаб-квартиры НАТО заговорил о необходимости признать Россию «потенциальным врагом».

Гражданин Румынии и лидер унионистской платформы, которому запретили въезд в Молдову, в знак протеста угрожает блокированием границы и другими акциями, включая Великое национальное собрание, где будет якобы объявлено об объединении двух государств. На границе Приднестровья замечены зарубежные наемники, а президент непризнанной ПМР говорит, что «в непосредственной близости у границ Приднестровья… сконцентрированы дополнительные силы и средства вооруженных сил Украины, национальной гвардии, некоторые подразделения, выведенные из так называемой операции АТО.

В российских СМИ размышляют о возможности признания Приднестровья частью России, по примеру Крыма.

Новоиспеченный глава Одесской области, приступив к должности, сразу «наехал» на Приднестровье, обвинив его в  масштабной контрабанде, в то время как границу инспектирует международная миссия EUBAM и украинские пограничники с таможенниками.  

Все это привело политолога Андрея Сафонова к мысли, что пришло время четко сформулировать план того, что «может сделать ПМР в условиях военной опасности». Среди срочных мер, он рекомендует призвать в правительство тех, кто имеет опыт войны 1991 года, реформировать работу спецслужб, восстановить деятельность «министерства пропаганды», «укомплектовать действующие и возможные пункты приёма раненых медицинскими кадрами» и  даже позаботиться о репродукторах и радиоточках.

Поскольку все перечисленное выше произошло в короткий промежуток времени, то, видимо, можно делать вывод о том, что рост региональной напряженности - не фикция, и что определенные силы приходят в движение.

Что же это за силы, и какой у них вектор?

Днестр всегда был «ключом» к региону. Об этом напоминают старинные крепости в Сороках и Бендерах, а также ниже и выше по течению реки.

В ХХ веке Приднестровская автономная республика, созданная Григорием Котовским, стала плацдармом борьбы за воссоединение Левобережной и Правобережной Молдавии, оккупированной Румынией. (Собрано множество документальных свидетельств, доказывающих, что это был именно режим оккупации, а не воссоединение с матерью-Румынией).

В 1991-1992 годах именно в Приднестровье вспыхнул кровавый конфликт, когда президент Снегур ( по совету окружавших его ястребов-националистов) отдал приказ захватить Бендеры и навести силой «конституционный порядок» в Приднестровье.

И вовсе не выглядит случайным то, что уже в марте этого года Петр Порошенко и румынский президент Клаус Йоханнис обсуждали судьбу Приднестровья. Тогда Порошенко заявил, что стороны договорились «о координации действий относительно Приднестровья для того, чтобы содействовать размораживанию этого конфликта и помочь суверенной и независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать приднестровский регион в Молдову».

Существует два способа объединить Приднестровье и Молдову: мирный, путем переговоров, и «силовой сценарий».

В начале июня президент Украины уточняет: «У нас нет обязательств пускать в Приднестровье российских военных. И мы не будем этого делать. У нас нет никаких обязательств поддерживать в тот или иной способ российского присутствия в Приднестровье. Но в формате «5+2» Украина по моему поручению и, возможно, при моем участии, будет все делать, чтобы восстановить территориальную целостность республики Молдова…».

Что значит российское присутствие в Приднестровье? Прежде всего (по важности) – это мирогарантийная операция. Выходит, что цель Украины свернуть успешную миротворческую миссию.

Между тем, чтобы это сделать, Молдова должна выйти из соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе, подписанного Москвой и Кишиневом 21 июля 1992 года. В результате присутствие российских миротворцев на левом берегу, в зоне конфликта, станет нелегитимным. Но одновременно это будет означать, что Молдова выбирает силовой вариант решения приднестровской проблемы.

Что может последовать за таким решением?

Либо признание Приднестровья Россией по образцу Абхазии и Южной Осетии, либо «крымский сценарий». Все будет зависеть от контекста. Напомним, что, как и в Крыму, подавляющее большинство приднестровцев (около 97 процентов) на референдуме выступило за независимость и вхождение в состав России.

Но есть ли вероятность того, что власти Молдовы смогут принять столь серьезное решение? Думаю, что вряд ли. Государственные институты сейчас настолько ослаблены и дискредитированы, а политические силы настолько разобщены, что достижение консенсуса просто невозможно. О хаотизации Молдовы мною сказано уже предостаточно. И все же теперь мы наблюдаем новую фазу процесса: началось самое страшное – активная война всех против всех.

Премьер, с таким трудом назначенный, вдруг потребовал в ультмативной форме отставки всего состава генпрокуратуры,  НБМ, национальной комиссии по финансовому рынку – в  противном случае он сам откажется от должности.

7 июня на центральной площади Кишинева вступили в конфронтацию три проевропейские политические  силы: Либеральная партия, Гражданская платформа «DA» и национал-либералы. 

Коммунисты, в лице Воронина, поддержавшие миноритарную правящую коалицию, поняв грубую политическую ошибку, уже стали говорить, что ЛДПМ и ДПМ превратили Молдову в «финансовую пирамиду». А председателя ДПМ лидер ПКРМ, не церемонясь и используя лексику преступного мира, вообще обозвал «фраером».

Увы, как и на Украине, ассоциация Молдовы с ЕС заканчивается государственным крахом, так и не начавшись.

Так кто примет решение о выходе из соглашения 1992 года с Россией о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта? Кусающий локти, что не подписал меморандум с Путиным в 2003 году, Владимир Воронин? Гражданин России Владимир Плахотнюк? Нынешний фаворит Кремля Игорь Додон? Или, может быть, «человек без лица» - президент Николае Тимофти? Увы, Молдова – это утлый речной пароходик, который идет ко дну. Нет капитана и сломан руль. А пассажиры требуют «продолжения банкета»...

Если трезво оценивать ситуацию, то нельзя исключить, что в стране после местных выборов могут начаться гражданские беспорядки, так сказать, борьба за «место в спасательной шлюпке». Один из популярных аналитиков мне сказал, что  на самом деле молдавское государство зарождается только сейчас. Не поздно ли? Ответ был: «Высшей формой молдавского государства является Румынское государство».

Так куда хочет загнать Порошенко Приднестровье? В Румынию?

Один из коллег-журналистов заявил, что в Румынии вынашивают два плана действий против Приднестровья. Один - с провокацией и вводом войск, другой - более умеренный. Сторонником второго подхода якобы является президент. И как будто Клауса Йоханниса уговорила пока ничего не предпринимать Ангела Меркель. Возможно ли такое? Я думаю, что президент Румынии, Украины и даже канцлер Германии – не те фигуры в мировой политике, которые могут сегодня принять решение по «бессарабскому вопросу.

Напомню, что в 1918 году, когда Румыния аннексировала Бессарабию, потребовалась поддержка стран  Антанты. И 28 октября 1920 года в Париже был подписан Бессарабский протокол, признавший суверенитет Румынии над присоединенной территорией. Под ним поставили подписи Великобритания, Франция, Италия и Япония. Однако ратификация документа затянулась на долгие годы, а в 1932-м Франция настояла на том, чтобы Румыния провела переговоры с СССР в Риге по Бессарабии. Переговоры эти ничем тогда не закончились.

Уверен, что многие понимают: «перезагрузка бессарабской темы» – это война НАТО с Россией. Как бы ни раздували щеки некоторые восточные европейцы и «партнеры» НАТО, Румыния, Украина, Молдова будут только прокси-территориями в конфликте США с Россией. Эти страны могут играть роль своры  охотничьих собак, которыми хотят затравить хозяина леса – медведя.

Игра вокруг Приднестровья имеет только одну цель – нанести удар по Путину, скомпрометировать президента России, добиться враждебного отношения к нему населения. Ну и, разумеется, так ослабить Россию, чтобы она больше никогда не подняла головы и голоса на мировой арене.

Если США поймут, что для этой цели нужно будет перезагрузить «бессарабский вопрос», то они пойдут на такой шаг. Но пройтись по «лезвию» приднестровской «бритвы» им захочется, никак не поранившись. «Бритва» эта, однако, настолько остра, что подобное вряд ли получится.

Думаю, спокойно можно сделать вывод, что никто на самом деле и не думает о том, как интегрировать Приднестровье в Молдову. Даже если об этом и говорят. План окружить  непризнанную ПМР как крепость, задушить экономически, хоть и выглядит привлекательным и реальным, но может провалиться. Помните легенду о белом аисте? Когда враг окружил крепость на Днестре, аисты стали приносить воинам виноград. И жизнь осажденных удалось спасти до прихода своих. А вдруг история повторится?

Что касается самой Молдовы, то ей сейчас нужно думать не о Приднестровье, а о том, как спасти себя. Идея государственности разрушается на глазах. Именно политическое банкротство самой Молдовы может вызвать перезагрузку «бессарабского вопроса».

Как известно, «огонь войны» приходит внезапно. Он забирает жизни, наносит раны, приводит к жертвам и потерям, оставляет после себя слезы и кровь. И понимание, что  лучше Мира ничего нет.

Разве действие «прививки 1992 года» уже закончилось?

Сергей ТКАЧ

Комментарии (0) Добавить комментарии