Общество

Человек, который соответствовал веку

18.03.2014, 06:00
{Человек, который соответствовал веку} Молдавские Ведомости
Панайот Параскевопуло был чиновником в хорошем смысле слова, происходящего от «чин», что в старые времена означало «установленный порядок».

Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности изменило свое название на «министерство сельского хозяйства и развития сельских районов». Все промолчали. А что говорить? Никакой пищевой промышленности у нас давно нет, ушла вместе с ХХ-м веком-созидателем, остался сплошной импорт, да и само сельское хозяйство – это всего 14 процентов ВВП, что уже не дает нам права именоваться аграрной республикой. Но ведь было же! О том, какие люди создавали молдавскую пищевую промышленность, мы хотим рассказать в дни сороковин по Панайоту Параскевопуло, известному в свое время молдавскому управленцу высшего звена.

 

По крови он - этнический грек (притом, эллинец), что понятно из фамилии, которая переводится как «сын Параскевы». Мать - славянка. Родился в Сухуми, основанном некогда древнегреческими колонистами. Кипарисы, олеандры, благоухание роз. Зеркало моря усеяно шлюпками. Нарядные толпы на набережной. Родные нашего героя рассказывают: недавняя абхазская война разорила его родовое гнездо - дом сгорел, торчит одна печная труба. А было когда-то ласточкино гнездо, звеневшее детскими голосами. Все женщины кругом ходили строго в чёрных платьях и на каблуках, потому как траур вечный, то четвероюродная бабушка умрёт, то троюродный дедушка (жили огромными родами и кланами). У всех в доме - немецкий сервиз «Мадонна». Улочки тенистые, уютные. Словом, Данелия отдыхает.

 

Маленький Панчик прятал скрипку в кустах, чтобы поиграть с мальчишками в футбол, и забывал о ней, а соседи приносили. Если ему нравилось какое-нибудь деревце, он его выкапывал и приносил домой. Пан, уже будучи в возрасте, всех своих многочисленных племяшей знал по именам, приметам. Часто звонил в Сухуми. В голодную перестройку посылал родичам фрукты, тушёнку.

 

От переизбытка жизнерадостности что ли, но Панайот Владимирович был очень улыбчивым человеком. Его приветливость магнитом притягивала людей. О нем говорили: где шум и смех, там в центре - Пан. Ещё он был гордым, с чувством собственного достоинства, не угодничал. За независимый нрав его недолюбливала «верхушка». Сказывают, однажды один министр, которому ничего не стоило покрыть матом безответных подчинённых, на совещании дал волю языку, так  Панайот встал и сказал: «Не имеете права оскорблять». Тот аж позеленел: «Выйди вон!». И Панайот Владимирович спокойно ретировался. Сидевшие коллеги в душе ему аплодировали.

 

После окончания одесского технологического института пищевой и холодильной промышленности он был направлен на работу в Кишинев. Самая продуктивная часть его жизни пришлась на то благословенное время, когда Молдова производила треть объёма овощей и фруктов страны Советов, держала второе место по винограду, третье по сахару. Томаты здешние славились на весь СССР. Панайот был начальником управления транспорта и грузоперевозок министерства плодоовощных культур. Он отвечал за все перевозки союзного значения - и железнодорожные, и автомобильные. Контактировал и с Бодюлом, и с Гросулом. Подотчетная ему система работала как часы. Он подбирал себе команду хороших специалистов, не боялся окружить себя умными подчинёнными.

 

Коллеги в один голос вспоминают: он никогда не хапал. Поэтому его обошли тюрьма и сума. На него никогда не поступало жалоб. Если ехал на рыбалку с коллегами - вскладчину покупали себе провизию и снасти. И хотя он был начальником управления дальних перевозок и к тому же отвечал за распределение автомашин населению, собственной машины у него отродясь не было. Ему удивлялись: не мог записать «тачку» на тёщу? Нет, он сам, своими руками поломал систему взяток за распределение машин. А это было очень доходное место. Машины стали попадать только заслуженным людям, которым они полагались по закону, а не по блату.

 

Как-то он проверял автобазы в Страшенах. Обнаружил там большие нарушения и убрал всех мафиозников. Его пытались подставить, но безуспешно. Панайот был подчёркнуто щепетилен. Однажды явился домой сердитый: «Как мы можем построить справедливое общество? Приходит ко мне военный, чтобы получить «Волгу», и приносит конверт с деньгами. Я же по закону даю тебе машину, а ты пытаешься всучить мне «благодарность»!». В другой раз обнаруживает в прихожей три ящика яблок. Кинулся к супруге: «Не открывай дверь никому и ни от кого ничего не бери! Тем более, что это может быть провокацией». Мигом собрался, поехал, нашёл «дарителя» и при свидетелях расплатился. А потом раздал яблоки бригаде дорожных рабочих рядом с домом.

 

Он строил по всей республике с нуля - хлебопекарни, пивзаводы. Его называли министром консервных крышек. Когда все это в 90-е разворовывалось, представьте себе, что ощущал человек, жизнь положивший на созидание? Не оттуда ли четыре инсульта и в итоге -  9 лет обездвиженности?

 

Внешне он был элегантный денди. Усы щёточкой. С велюровой шляпой словно сросся. Красота его действовала на женщин магнетически: стоило ему войти в любой кабинет, дамы тут же начинали охорашиваться. Но он твердил: «Я должен соответствовать своей жене». Ведь она - не просто горячо любимая женщина, а народная артистка, известная оперная певица и доцент по классу оперной режиссуры Людмила Алешина. Панайот Владимирович и сам под настроение пел прекрасным тенором, верхние ноты легко брал.

 

Программу мужчины он выполнил сполна: вырастил сына Владимира, построил дом (дачу), посадил 45 деревьев и 80 кустов винограда. Колодец выкопал. Ползал по участку и засадил его отменной клубникой. И вдруг она как попёрла! Вся плантация - красная. Он побежал к людям: «Соседи! Идите, собирайте, берите себе клубнику, нам столько не съесть!». Сын раньше был к земле равнодушен, но сейчас заинтересовался. Место там сказочное, у старого русла Днестра, над урочищем, буйно заросшим акациями и травами.

 

...Нежная, рафинированная Людмила Викторовна 9 лет ухаживала за больным мужем, как не всякая мать ходит за своим дитятей. Поэтому он не уставал повторять: «Я благодарен Богу, что он подарил мне чудо-жену». От своего 83-летнего немощного тела он освободил ее 2 февраля в четыре утра, но не освободил от своей любви....

 

Умер в страшный мороз, усиленный шквальным ветром. Вдова никого, кроме ближнего круга, не оповестила, думая, что в такую погоду из дому мало кому выйдет. А проводить светлого человека в последний путь пришла уйма народа! Три сына его бывшего водителя подъехали. Люди из разных партий и убеждений шли за гробом. И ветер с морозом их не «отговорили»...

Наталья СТЕНИЧЕВА

 

Панайот Владимирович оставил на земле целую ветвь потомков: полного тёзку деда, внука Панайота Владимировича Параскевопуло и внучку Ксению (на фото), а также правнучек Алису и Амалию.

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Не исключено, что именно мне следует больше всех радоваться появлению данной публикации. Уже какой год я приглашаю журналистов отвлечься от прислужничества мародерам и лжецам типа Геличей и Усатых и обратить внимание на порядочного гражданина, которого, к счастью, еще можно, при желании, найти. Правда, я хочу чтобы читателю были представлены сегодняшние панайоты. Этот вовсе не значит , что я против вчерашних, но если о них говорить, то нужно говорить языком их эпохи, находить самые глубинные мотивы их устремлений, надежд и жертвенности. Думаю, что только таким образом мы могли бы выпестовать новые поколения действительных патриотов, пусть даже из среды потомков древних эллинов.

  • x

    пожалуйста.чаще о таких Людях пишите!