Общество

Цвет мечты Нины Пеевой

21.09.2020, 13:54
{Цвет мечты Нины Пеевой } Молдавские Ведомости

Художницу Нину Пееву, члена союза художников «Гагауз Арт» хорошо знают в творческих кругах Гагаузии. По ее картинам, наполненным волшебного света, по сиянию на ее полотнах небесно-голубого. Помните, у Николоза Бараташвили:«Это цвет моей мечты. Это краска высоты. В этот голубой раствор погружен земной простор».

Еще ее знают по комратской художественной галерее, где она со своими товарищами по кисти в качестве директора организовывала выставки местных и приглашенных художников.

А недавно Нина Пеева вдохновила коллег на выпуск каталога «Гагаузская палитра», собравшего под одной обложкой весь художественный потенциал Гагаузии. Представлены здесь и молдавские художники, живущие на юге страны. И ее земляки, разбросанные по всем странам мира. И талантливая молодежь. А еще люди, для которых рисование - хобби. Здесь присутствует творчество учительницы, в которой талант художника прорезался уже во второй половине жизни, пейзажи и портреты владеющего кистью местного священника и коневода. В Гагаузии рисуют фармацевты и медики, юристы и предприниматели, поэты.

Держу в руках это свежее красочное издание и думаю: почему же мы так мало знаем о современных гагаузских мастерах кисти?

Этим вопросам задалась и сотрудница академической библиотеки имени Андрея Лупана Татьяна Захарова-Опря, в чьи руки попал свежеизданный экземпляр каталога. Так что в ближайшее время ждем виртуальной презентации этого коллективного сборника гагаузских талантов.

А пока поближе познакомимся с одним из наиболее ярких представителей этой плеяды художников Ниной Пеевой. 

Почему они врозь и почему вместе 

Мы сидим с ней на скамейке в парке имени Штефана чел Маре и беседуем о жизни. Потому что именно она вдохновляет художников на творчество. Но беседа получается грустная.

Потому что проблемы у буджакских творцов те же, что и у молдавских: бедность, проблемы с покупкой полотен, красок, рам, слабая поддержка отделов культуры, чьи бюджеты не позволяют активно, как они того заслуживают, помогать творческим союзам. Заработать продажей картин не всегдаполучается, часто приходится отдавать их за бесценок.

Трудно художникам в это время не отчаяться. Потому и держатся вместе.

Вместе, да не совсем. В Гагаузии творческих союзов два. Спрашиваю Нину, как же им удается сосуществовать, этим двум центрам культуры.

- У нас действительно их два. Это национальный союз художников Гагаузии и Союз-объединение художников «Гагауз Арт».  Раньше все мастера входили в один союз, но со временем в коллективе появились разногласия и тогда художники решили создать новый союз. В этом нет никакой трагедии. Союзысоздались для организации работы мастеров искусства, выставок, представления прав художников, а также популяризации творчества Гагаузии. И с этой своей задачей они справляются. В комратскойгалереевыставляют свои работы все художники, вне зависимости от того, какой союз они представляют. Каждый год здесь проходят персональные выставки художников. Мы выставляемся также к национальным праздникам. Свои работы представляют и дети, которые учатся в художественных школах Комрата, Чадыр-Лунги, Вулканешт.

Без школы, но с учителем

- Почему всякий раз вы представляетесь как художник-педагог? – интересуюсь у мастера кисти.

-  Потому что я закончила кишиневский пединститут, где училась на художественно-графическом факультете. Я попала в группу интересных людей. Среди моих однокурсников были дети художников, выросших в творческой атмосфере. Это Алексей Остапенко, Ирина Беляева, Игорь Гузун, Евгений Громов, сегодня они разлетелись по всему миру.  У каждого своя творческая жизнь, и каждый оставил свой след в искусстве.

После института я проработала 30 лет в художественных школах Комрата и Чадыр-Лунги.Это две разные школы. Комратскую основал Дмитрий Иванович Савастин, Чадыр-Лунгскую – Дмитрий Дмитриевич Еребакан.Чем мне была интересна последняя по сравнению с комратской, так это тем, что Ерибакан очень много в чадыр-лунгскую школу привнесиз академической школы Санкт- Петербурга. В школьной галерее в качестве учебного материала до сих пор хранятся гипсовые формы частей тела человека, на которых дети учатся рисовать. Школа Савастина направлена больше на национальный колорит.

Рисованием я увлекалась еще с детских лет. Почувствовав во мне талант, отец отвел меня к известному в Комрате художнику, - художественной школы тогда внашем городе еще не было, чтобы спросить, выйдет ли из меня толк. Это был Дмитрий Иванович Савастин, он-то и стал моим первым учителем. И не только моим. Среди гагаузских художников больше половины его ученики. Он был хорошим педагогом и другом детей. Это я стала понимать, когда сама уже стала учителем. Невозможно работать в школе без любви к детям.

Как страшный двор сделать привлекательным

- Дети в школе дарят положительные эмоции, рядом с ними чувствуешь себя ребенком, заражаешься их непосредственностью, смелостью, фантазиями. В этот период я сама стала заниматься творчеством. Я всегда хотела быть для своих детей не только учителем, но и другом. Мы собирались, устраивали чаепития, много говорили об искусстве, о литературе, среди моих учеников были дети, которые писали стихи. Они мне читали их. Мне всегдабыло интересно наблюдать, как они в своем творчестве растут.  Прошли годы, они выросли, но до сих пор остались моими друзьями. Сегодня у них разные профессии, но то, что они учились в художественной школе, нашло свое отражение. Среди них есть художники, врачи, архитекторы, фотографы, дизайнеры. Однажды в российской Туле, в центре города я встретила свою ученицу, выпускницу медуниверситета, которая закончила факультет фармацевтики. Здесь она увлеклась художественной фотографией, и это стало ее основной профессией, а увлечение рисованием осталось.

Однажды с сыном мы были в гостях у моей  ученицы в Кишиневе .Там во дворе у нее много старых, угрюмого вида сараев.  Мы с сыном взяли кисти и стали их расписывать.  К нам подошли дети. Мы им тоже дали краски. И сообща этот мрачный двор оживили. И дети сейчас заходят в этот двор и радуются. Они видят то, что сами нарисовали: кошки, кораблики, деревья.

Время собирать камни

Мы беседуем с Ниной уже который час. А уходить не хочется. Нина оказалась не просто интересным собеседником, но интересной личностью, увлекающейся не только историей, философией, но и религией. Она сыплет цитатами из Библии, ссылается на Экклезиаста.

Кто из нас не слышал и не повторял этих выражений: «суета сует, всё суета», «вернуться на круги своя», «время собирать камни», «нет ничего нового под солнцем»… Многие знают, что это из книги Экклезиаста,  что книга Экклезиаста, или проповедника, входит в Библию. Тем, кто прочитал, эта книга в большинстве случаев нравится— своей меланхолической поэтичностью и образностью. Иные недоумевают: что в ней христианского, почему церковь принимает ее как одну из священных книг? В чем откровение книги Экклезиаста? Парадокс: в том, что она оставляет человека без Бога. И дает ему ясно увидеть, какова без Бога жизнь. Чтобы потом дать ему поддержку – веру в него. И этот ответ в Евангелии.

«Без Бога», считает Нина, она прожила первую половину своей жизни. В праздности и достатке, в частых туристических поездках. Муж – известный в Гагаузии стоматолог.  На первых порах ей пришлось очень много помогать ему, чтобы зарабатыватьсемье на жизнь. «Рисовала эскизы зубов»,- признается Нина.

И это так хорошо у нее получалось, что муж другой работы для нее себе не представлял. И эта работа так поработила ее, что совсем не оставалось времени на творчество. Оправдывалась: нужно поднимать дом, воспитывать детей, дать им хорошее образование.

Муж в своей профессии рос, а она, как художник, деградировала, хотя и не оставляла рисование.«Когда мне плохо, я не могу писать картины, - говорит она -Я пишу стихи». Стихи у нее в тот период получались лучше, чем картины. А на холсте случалось и накосячить.

И Нина переосмыслила свою жизнь.

Хочешь убить художника – накорми его

«Художник может писать лишь тогда, когда он выходит из зоны комфорта, говорит  моя собеседница.- История Экклезиаста— это история опустошения.  У него было всё, что эта жизнь могла дать: несметное богатство, власть, слава, почет, но ни в чем он не видел смысла. Когда человек ставит на первый план деньги, это всегда разрушает. Яв это верю, потому что деньги – это испытание. Не зря говорят, что на купюру нужно смотреть ребром, чтобы сквозь деньги видеть людей еще. Знаю это на примере своей семьи. Когда мы только начинали жить, мы были бедные, но мы были и счастливее. С материальным ростом мы стали все более отдаляться духовно и по-разному смотреть на мир».

Сегодня дети Пеевыхвыросли, выбрали свой путь, младший пока еще студент, но тоже определился с профессией. Оба и дочь, и сын поддерживаютв ее творчестве Нину.«Рисуй, у тебя это здорово получается!», - вдохновляют они ее.

УНины открылось второе дыхание.  В этот период она много работает, коллеги уговаривают ее возглавить художественную галерею. В год в Комрате проходит по 10-13 выставок, открываются творческие мастерские, так называемые симпозиумы, собирается материал для каталога. Постепенно отступаетмир неустроенного, мятущегося интеллигентского сознания, ему на смену приходит свобода творчества и вдохновение.  Жизнь обретает смысл и вкус.

Пеева становится участницей международных симпозиумов представителей стран тюркского мира сначала в Турции, а в феврале этого года - на Кипре.Работать туда съезжаются лучшие художники из Казахстана, Туркмении, Азербайджана, многие из них учились в Петербурге, где сильна живописная школа. «Оттуда приезжаешь совсем другим человеком. С перевернутым сознанием и полной перезагрузкой», - говорит мастер.

Группу четверых гагаузских художников, которых пригласил музей современного искусства Северного Кипра, представили Анастасия Раковчена, Пётр Фазлы, Федор Дулогло и Нина Пеева.По условиям конкурса Нине предстояло написать пять картин, которые по завершению творческих мастерских послепредставления на выставкедолжны остаться в коллекции музея.

Коллеги переживают, Пеева поддерживает их. Договорились поехать с домашними заготовками. Но когда приехали, вольный дух симпозиума захватил их и гагаузские художники представились самым лучшим образом, получив приглашение организаторов на открытие в ближайшее время крупнейшего на Кипре нового Художественного музея. Это событие мирового уровня – само здание представляет собой произведение искусства: две руки, держащие большую жемчужину на ладонях, - на которое приглашена международная творческая элита.

Путь к себе

Сегодня Нина Пеева полна творческих идей. Для Гагаузии мало одной художественной галереи,которая расположена, к тому же, на четвертом этаже, куда не все доходят, говорит она. И мечтает открытьсвою частную мини-галерею, в которой могли бы встречаться не только художники - все творческие люди, в том числе, начинающие художники, у которых всего по десять-пятнадцать картин. Это будет для них своеобразная стартовая площадка.«Я уверена, что с этим справлюсь», - улыбается она.

Мария БУИНЧУК

На фото:  Нина Пеева на фоне пяти картин, написанных на кипрском симпозиуме.  Новый каталог, который скоро увидят и кишиневцы. Другие ее работы.

Комментарии (0) Добавить комментарии