Здоровье

Дмитрий Паниш: «Трое-четверо наркозависимых вылечиваются, если хотят этого»

01.05.2015, 06:00
{Дмитрий Паниш: «Трое-четверо наркозависимых вылечиваются, если хотят этого»} Молдавские Ведомости

У них бледная кожа, круги под глазами, на теле - долго не заживающие раны и гнойные нарывы. Наркоманы путаются в мыслях, они неспособны учиться: память слабеет, трудно воспринимать информацию.Уходит свойство испытывать положительные эмоции, люди становятся заторможенными, неспособными чувствовать и радоваться жизни. Наркотики запирают человека в клетке его мыслей.

Как лечить наркозависимых, есть ли возможность им помочь? О своем опыте рассказывает Дмитрий Паниш, аутрич-работник общественной ассоциации «Viata Noua».

 

После курса детоксикации прекращает принимать наркотики один из двухсот

 

- Первый этап лечения включает  различные варианты детоксикации. Пройти ее можно в государственных центрах по полису и без него, а также в коммерческих клиниках по цене услуги от 1500 лей в сутки, 25 тысяч лей за курс. Но, как показывает статистика, после курса детоксикации остается трезвым один человек из двухсот - 0,5 процента.

Я тоже думал в свое время: дам денег - и меня вылечат, найду дорогих врачей… Так думают многие, не понимая того, что наркомания – хроническое заболевание на всю жизнь, как диабет, например. Своего рода инсулином для больных становится слово, которое они слышат на встречах в группах взаимопомощи, на беседах с духовником и психологом, на проповеди в церкви.

Избавление от наркомании – тяжелый труд. Ленивый не сможет, он снова и снова будет зависать над пропастью. Нанять кого-то, чтобы трудился за тебя, не получится. Трудиться должна твоя душа. Вот тут и кроется проблема.

 

Когда и как начинается зависимость

 

- Даже при приеме марихуаны, экстази и других слабых наркотиков можно говорить о наркозависимости. У меня это продолжалось восемь лет: с 17 до 25-ти, потом я перешел на героин. С героина и начинаются необратимые изменения в головном мозге. Все поведение нацеливает на прием наркотика. Допустив ошибку, один раз понюхав для эйфории героин, я превратил свою жизнь в 14-летний ад.

В 1999-2000 годах на приобретение героина в день необходимо было 40 долларов, в неделю – 300 долларов. Не каждый мог потянуть, но для кого-то вначале это не препятствие. Однако рано или поздно ты не сможешь работать, и такие расходы станут непосильными. В течение года–полутора человек теряет работу: наркозависимость обнаруживается. У меня отозвали адвокатскую лицензию.

До этого я два раза проходил программу детокса в частных центрах, хотя можно  было сделать это в государственных  медицинских учреждениях. Но частные центры не разглашают тайну лечения пациентов. В этом кроется возможность самообольщения: наркозависимому кажется, что, если о его беде не узнают, он справится своими силами. Мой опыт показывает: чем быстрее человек признается самому себе, что болен хронической болезнью, тем быстрее появится шанс остановить ее развитие.

Впервые выйдя из больницы, я на второй день снова начал употреблять наркотики. Меня не удерживала даже надежда на восстановление отношений с семьей. Я вновь окунулся в прежнюю среду, меня окружали приборы, которыми я пользовался для приготовления дозы героина, память автоматически подсказывала, что делать, и все шло по-старому.

Вторая клиника была подороже - 50 долларов в сутки, находится она на Рышкановке в районе турбазы «Дойна». После 14-дневного курса детоксикации какое-то – недолгое - время я находился в состоянии трезвости. А потом снова стал  безработным, наркозависимым, больным человеком.

Я понял, что я сокрушен, дальше падать было некуда. За полтора-два года я  потерял работу, семью, ребенка, общение с друзьями и знакомыми, комфортную, дорогую жизнь. Стало не хватать денег, и я стал на путь обмана и лжи. Я задолжал большие суммы всем знакомым.  Было время, когда я просыпался каждое утро оттого, что плакала мать. Говорить сейчас об этом страшно, мама ушла из жизни.

 

Твой компас - вера

 

В поисках выхода я уехал на север Молдовы, в Свято-Ильинский мужской монастырь в селе Никорены Дрокиевского района.  За два месяца я нашел в монастыре то, что мне дало силы остановиться. Моим духовником стал  батюшка Макарий, я ему очень благодарен. 

Тогда мне казалось, что я смогу не колоться, не потреблять сильные наркотики, смогу пить пиво и покуривать марихуану. Так действительно продолжалось два года. Мои знакомые взяли меня на работу - электриком в команду электромонтажников. Я  создал новую семью, родились дети. 

Уже тогда я понимал, что вера в Бога становится важной частью моей борьбы  против наркозависимости. В 2005 году  я пришел в центр «Pas cu Pas», организованный на базе протестантской церкви.

Протестантизм проповедует свод постоянных принципов. Это, на мой взгляд, лучше, так как постоянно требует соблюдения этих самых принципов. Православная церковь либеральнее,  что не всегда оказывает положительное влияние на человека, который ищет спасения. 

Главное, что дал мне монастырь, а затем церковь:  я пришел к пониманию того, что моя жизнь не ограничивается 60-70 годами отведенной мне жизни на земле.  Ты ответственен за то будущее, которое будет после…

Вера ко мне пришла не сразу, были  отступления, в какой-то момент я вновь дошел до дна. Уже с новой супругой мы  стали употреблять опиум. К этому прибавились пиво и вино. Мне казалось, что я смогу справится со своей зависимостью без поддержки, без веры, казалось, что я победил. В то время мне казалось, что я сильнее наркотиков.

 

Очищаясь, заполняй свой сосуд новым

 

- По Библии если ты очищаешься, но не заполняешься  новым, хорошим, то  прежняя жизнь возвращается. В 2010 году на фоне стресса, связанного со смертью  матери, я докатился до того, что стал бомжом. И стал понимать, что впереди – либо смерть, либо полное избавление от наркозависимости.

На своем опыте могу сказать: нельзя  разграничивать алкоголизм и наркоманию. Я стоял на учете и как наркоман, и алкоголик. Но вот мы с женой мы получили  возможность воспользоваться программой заместительной терапии метадоном. Государственная программа сохранила здоровье жены и помогла ей избавиться от наркозависимости. Я сейчас понимаю, что программа помогла и мне сохранить здоровье, хотя я не смог вырваться из лап   наркозависимости.

 

В тюрьме

 

В 2012 году я попал в тюрьму. Я осознавал, что попаду туда, но другого выхода не видел: это был еще один этап осмысления своей жизни. Мои надежды оправдались. Сейчас я благодарен сестре, которая  не приходила в тюрьму, тем самым давая мне возможность прочувствовать весь ужас моего падения.

В тюрьме я продолжал получать метадоновую фармакотерапию. Я благодарен всем врачам, с которыми меня столкнула болезнь, это Лиля Федорова, Михай Опря, врачи в тюрьме. Тогда я понял, что для них главное - увидеть положительные результаты своей работы. Это давало мне силы.

 

12 шагов к свободе и прощению самого себя

 

После пяти месяцев тюрьмы я попал на программу реабилитации в терапевтическую общину «Viata Noua». Программа возвращает человека в общество, дает возможность успокоить нервную систему, восстановить силы и уверенность в себе, в окружающих,  в завтрашнем дне.

12 шагов программы включают самоанализ своих плохих и хороших качеств. Следующие этапы осуществляются с помощью консультантов, психологов, они  помогают выяснить, с чем и как надо порвать, что простить. Большую помощь в избавлении наркозависимости оказывает работа по осмыслению тех плохих поступков, которые совершены. Надо вспомнить и перечислить всех, кому причинил зло, найти их и попросить прощения, а еще лучше - возместить причиненный ущерб. Так человек прощает себя.

Это становится частью развития того хорошего, что есть в душе. Все 12 шагов программы направлены на самопрощение.  Простить себя несмотря на то, кем ты был, насколько  глубока пропасть между тобой и  близкими. Простив себя, ты получаешь право жить по-другому.

Очень важно проводить постоянный самоанализ, вести дневник. Это становится такой же помощью, как лекарство. Так мы ищем ответы на вопросы, которые возникают в жизни, в семье.

 

Поделись своей трезвостью

 

- Двенадцатый шаг – венец в этой программе. Нужно делиться своим состоянием трезвости и мотивировать других, помогая идти по твоему пути. Почти все, кто находится в  трезвости, помогают другим. После реабилитации я стал аутрич-работником терапевтической общины «Viata Noua».

Сейчас я расширяю круг своих обязанностей, работаю уличным юристом. Верю, что смогу восстановить квалификацию адвоката. Тесно контактирую с юристами по правам человека из Promo-LEX. Участвую в мониторинге судебных заседаний по делам, связанным с потребителями инъекционных наркотиков.

В Молдове часто судят человека просто потому, что он наркоман. Наркоман - необязательно преступник, он больной. За потребление наркотиков не судят по закону, судят за хранение. Из числа тех, кто хранит и продает наркотики,  15 процентов их принимают. На скамью подсудимых попадают даже за хранение дневной или одноразовой дозы.  Недавно осудили наркомана на четыре года условно за наличие у него одноразовой дозы. Это значит: если у него найдут хотя бы дневную дозу или он перейдет улицу в неположенном месте - сядет на четыре года.

 

Новая жизнь начинается с Березок

 

Терапевтическая община «Viata Noua» находится в селе Березки недалеко от города Анений Ной. Она является частью центра «Pas cu Pas». 

Курс реабилитации длится полгода: дважды по три месяца. Все это время пациенты не выезжают из центра. По воскресеньям они посещают проповедь в  протестантском или православном храме Анений Ной.

В центре никто не курит. Ежемесячная плата – 2000 лей, она включает оплату питания и коммунальные услуги. Но не все пациенты платежеспособны. Центр располагается на площади в несколько десятков соток и может принять одновременно 15 человек. Недавно введен корпус для женщин. Есть хоздворик с коровами и поросятами, можно включиться в хозяйственные работы.

После курса реабилитации в центре остаются в трезвости три-четыре человека из десяти. На Западе такие программы дают  возможность шестерым из десяти начать новую жизнь.

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии