Общество

Елена Барлоу: «Приемные родители привезли меня в страну, где ценят образование и где государство выполняет свои функции»

17.02.2017, 06:00
{Елена Барлоу: «Приемные родители привезли меня в страну, где ценят образование и где  государство выполняет свои функции»} Молдавские Ведомости

Пока сирота из Молдовы училась в США – ее одноклассники сводили счеты с жизнью, шли на панель и воровали... Елене Барлоу 28 лет. Родилась в Молдове, была единственным ребенком в семье. Когда девочке исполнилось шесть лет, родители развелись. Потом мама стала алкоголичкой и умерла от белой горячки. По словам Елены, «в основном дети так и распределялись в интернат, вариант - родители попали в тюрьму». Сейчас Елена живет в США, часто посещает Молдову. Собрала  и отправила три контейнера помощи для детей из интернатов.

О том, как складывалась судьба в молдавском интернате, как оказалась в приемной семье, как помогли Америка и приемные родители, как сложилась судьба ее одноклассников – обо всем этом Елена Барлоу рассказала газете «Молдавские ведомости». 

«Я постоянно ощущала чувство голода…» 

- Лена, какой была жизнь в интернате?

- Я попала в интернат в четвертом классе, в 10 лет. Для меня это было шоком - попасть туда, где много детей-сирот, где вместо родителей одна нянечка. Не скажу, что жизнь в интернате была легкой. Я жила в комнате на 20 человек, всего нас в интернате было 350. Сейчас, насколько я знаю, в комнатах проживают по двое-трое.

Еды было мало – я постоянно ощущала чувство голода. Исходя из моих сегодняшних знаний о питании, могу сказать, что меню было в чем-то рациональным, но в нем не хватало калорий: каша, каша и каша… Иногда спонсоры - организация «Миссия без границ» - привозили консервы, их прибавляли к макаронам. Гуманитарную одежду мы получали тоже от своих спонсоров. У нас было по паре кроссовок, джинсы. Все вещи могли поместиться в один портфель. 

«Учителя заменили мне родителей» 

- В интернате № 3 я жила с 1999-го по 2005 год. Он был одним из лучших в Кишиневе. И спонсоры считались хорошими. Нам преподавали учителя со стажем работы более 30 лет. Любимыми предметами для меня стали математика и английский язык, любимыми учителями - Валентина Васильевна Потергера и Зоя Ивановна Игнатьева. Учительница математики считала меня способной и стала со мной заниматься дополнительно. Если она болела, то просила меня провести уроки в других классах. Так она привила мне любовь к математике и английскому. Учителя заменили мне родителей, как и многим другим детям.

Училась я на отлично. Если мне было трудно -  а химия и история давались нелегко - учителя занимались со мной дополнительно.

В классе было по 20-30 человек. Предметы были такие же, как во всех гимназиях. 

Почему в Молдове никто не усыновляет сирот 

- Почему в Молдове никто не пытался тебя удочерить?

- За шесть лет, проведенных в интернате, не было таких попыток. Хотя я была здорова, была отличницей. Никто в Молдове не был в этом заинтересован. Не могли позволить себе меня удочерить и учителя, хотя очень хорошо ко мне относились: забирали меня в семью на празднование Нового года, ездили со мной на кладбище к маме… Думаю, в Молдове такой менталитет: опасаются рисков, связанных с генами родителей-алкоголиков, и исходят из материального недостатка в семье. Ведь зарплата учителей небольшая. 

«Никогда Светлана Кифа не поднимала вопрос о подарках и тем более взятках» 

- Как проходил процесс удочерения?

- Он был длительным и сложным. Я ждала два года. Кто-то говорил: мол, зачем тебе эта Америка… Например, директор интерната. Потенциальные родители приезжали несколько раз в Молдову, жили в гостиницах продолжительное время, чтобы оформить документы. Всяких разрешений было много, за срочность брали отдельную плату. Обвинения о причастности к организации международной схеме усыновления Светланы Кифа, бывшей главы кишиневского муниципального управления по защите прав ребенка, я считаю неоправданными. Мне уже 28 лет, я неоднократно говорила с приемными родителями на эту тему, и всякий раз они полностью отрицали эти слухи. Никогда Светлана Кифа не поднимала вопрос о каких-либо подарках и тем более взятках. Думаю, если потенциальные родители хотели улучшить жизнь детей в интернате, то могли спросить, в чем нуждается интернат, могли предложить купить школьные принадлежности или еще что-то… Я много раз встречалась со Светланой Кифа в процессе моего удочерения. Она «золотой человек, сделала много добра и смогла помочь детям.

За время моего пребывания в интернате ни одного ребенка не удочерили граждане Молдовы, не больше пяти человек увезли иностранцы. С тех пор, как меня удочерили, я не знаю ни одного случая усыновления или удочерения молдавских детей гражданами США. А ведь в интернатах сотни детей. 

«Если перестанут выделять деньги США и ЕС на содержание общинных домов - кто будет их финансировать?» 

- В последние годы власти с помощью НПО закрывают интернаты, расселяя детей к родственникам, в приемные семьи или общинные (коммунитарные) дома. Цель - снизить расходы на содержание зданий интернатов и зарплату работников, убрать общеобразовательный  процесс из интернатов и передать детей в гимназии.

- Насколько я поняла, на эти программы деньги приходят из зарубежных фондов, в том числе из США. Если перестанут выделять деньги США и Евросоюз на содержание общинных домов - кто будет их финансировать?

А общеобразовательный процесс в интернате мало чем отличается от гимназического. То образование, которое я получила в интернате, позволило мне освоить специальность финансового менеджера и получить работу в американском представительстве самого известного мирового банка «Голдман Сакс Банк». И все - благодаря моей учительнице математики.

Если детей будут возвращать семьям, родственникам, размещать в общинных домах, то шансов на удочерение или усыновление будет все меньше. В Америке многие семьи хотят удочерить или усыновить ребенка. Они дают образование, теплый дом.

Сейчас у меня двойное гражданство. Я тоже хочу удочерить ребенка из Молдовы. Закончу университет - и попробую это сделать. 

«С 19 лет я не просила денег у отца и матери» 

- Как вы использовали возможности, которые открылись в США?

- В США я приехала в 16 лет. С помощью родителей выучила язык, выучилась в колледже, получила водительские права.

В 19 лет я уехала от родителей, такая в Америке традиция. Тебя никто не приглашает покинуть родителей, но это - негласное правило. Я переехала из штата Аризона в штат Юта, где хороший университет. Через два года получила степень бакалавра и профессию финансового менеджера. Я и сейчас совмещаю обучение в университете с работой в банке, осваиваю специальность менеджера по недвижимости.

Еще когда я училась в университете, представители банка заметили меня по хорошим оценкам и предложили работу уже после первого года обучения.

Приемные родители привезли меня в страну, где ценят образование и где государство выполняет свои функции, и я встала на ноги. С 19 лет я не просила денег у отца и матери. Студенткой подрабатывала. У меня была возможность купить квартиру в центре города, но я купила дом за городом. Я пользуюсь кредитами, которые дают не всем. Вожу спортивную машину. В прошлом году побывала в девяти странах: это Китай, Индия, Объединённые Арабские Эмираты, Южная Корея, Голландия, Италия, Великобритания, Румыния. 

В 16 лет приходится уходить из интерната, а пойти некуда 

- Как сложилась судьба ваших одноклассников?

- Могу назвать только двух девочек, которые продолжили учебу и получили образование, и стали бухгалтерами. Одна из одноклассниц покончила с собой. Есть печальные истории того, как девушки стали на путь проституции. Многие парни - в тюрьмах Крикова и кишиневской №13.

В 16 лет приходится уходить из интерната, а пойти некуда, и мальчишки становятся «пляжными воришками» - так они себя называют. Они снимают с прохожих цепочки, вытаскивают из карманов телефоны. За это в совокупности дают восемь лет: два - за один мобильный, два – за второй, сорвал цепочку - еще три. При этом повесят еще и пару чужих дел. 

Как было собрано три контейнера помощи 

- Почему вы приезжаете в Молдову?

- Когда меня удочерили, в США я стала собирать школьные принадлежности, куртки и отправлять в Молдову. Оказалось, пересылка стоит очень дорого. Я решила, что куртки дешевле покупать в Турции. Когда в Америке люди стали узнавать о моих делах, посыпались звонки.

Мне предлагают помощь, дают новые школьные принадлежности, парафармацевтику, матрасы. Так у меня собрался первый контейнер, всего я уже отправила три, собираю четвертый. Хочу прилететь в Молдову и распределить вещи. Несколько лет назад передала матрасы в интернат в Окницу, но его вскоре закрыли. Планирую передать вещи в тюрьму, парафармацевтику - детскому  отделению кишиневского онкоцентра, что-то - в дом престарелых… 

Детей будут возвращать родственникам, которые даже не навещали их 

- Кишиневский совет прессы подверг разгромной критике расследование портала Noi.md, посвященное закрытию школ-интернатов. Анализ был сделан по просьбе главы НПО «CCF-Moldova» Лилианы Ротару, которая пожаловалась на предвзятость журналистов, тенденциозные интерпретации, дискриминационные термины, навешивание ярлыков. А председатель совета прессы Виорика Захария перечислила положения кодекса этики, который якобы нарушил автор. Вы читали эту статью – что думаете?

- Я согласна со всем тем, что написано в статьях  Noi.md. К сожалению, новая система, которая внедряется сейчас в такой бедной стране, как Молдова, приводит к тому, что детей будут возвращать родственникам, которые даже не навещали их в интернате. Такая система работает только в богатых странах. Я знаю, о чем говорю: я восемь лет прожила в интернате, и ко мне ни разу никто не приезжал. Я согласна с директором, сказавшим: «Что, в стране все перестали пить и все быстро нашли работу?».

Мне жаль, что закрыли интернат в Окнице. Нашему народу не нужны умственно отсталые дети. Хотелось бы знать, как они сейчас живут… Мне жаль, что сняли Светлану Кифа, она достойный человек, и с тем, что о ней написали, я не согласна.    

Записала Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии